Тульское УФАС России в связи с социальной важностью вопроса сообщает, что в настоящее время МУП «МИР» неправомочен оказывать услуги по платной парковке автомобилей на территории города Тулы.

В Тульское УФАС России прокуратурой города Тулы были переданы материалы, связанные с использованием МУП "МИР" муниципальных парковок, для рассмотрения на предмет соответствия антимонопольному законодательству деятельности в сфере оказания услуг платными автопарковками на территории города Тулы. Тульским УФАС России было установлено, что во исполнение постановления главы администрации города Тулы от 30.05.2007 № 1975 "Об устройстве муниципальных автопарковок на территории города Тулы", МУП "МИР" осуществляет устройство муниципальных автопарковок на земельных участках общего пользования по адресам согласно перечню мест размещения муниципальных автопарковок, утвержденных вышеуказанным постановлением главы администрации города Тулы. Кроме того, руководствуясь иными муниципальными правовыми актами, принятыми администрацией города Тулы в 2007-2009гг., МУП "МИР" было наделено правом распоряжаться земельными участками общего пользования, на которых осуществлялась предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному хранению автотранспорта. По результатам анализа собранных в результате проверки материалов Тульским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения администрацией города Тулы антимонопольного законодательства, в ходе рассмотрения которого было установлено следующее. Земельные участки в соответствии с проектной документацией для оказания услуг по хранению транспортных средств не выделялись. Постановлением главы администрации города Тулы Уколова А.В. от 16.11.2006 № 2922 "Об определении ответственным за благоустройство и текущее содержание парковочных зон, расположенных в пределах ширины дорог улиц города Тулы, МУП "МИР"", МУП "МИР" было предписано заключить договоры с предприятиями различных форм собственности на проведение благоустройства и текущее содержание парковочных зон. На большинстве территорий (земельных участках общего пользования), перечисленных в приложении к постановлению главы администрации города Тулы № 1975, осуществляют предпринимательскую деятельность 6 хозяйствующих субъектов (ООО "АВТО МИР", ООО "Доброе дело", ИП Полысалов, ИП Кашулкин, ИП Васин, ООО "ТПТО"). Тульским УФАС России было проведено 6 внеплановых контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность по оказанию платных услуг по временному хранению автотранспортных средств, по результатам проведения которых было установлено: -органы местного самоуправления города Тулы не наделяли данных хозяйствующих субъектов правом использовать земельные участки общего пользования (не происходило выделение земельных участков, принятие соответствующих актов, заключения договоров аренды и т.д.) и тем более правом оказания платных услуг по хранению автотранспортных средств граждан на автопарковках, расположенных на землях общего пользования; -указанные хозяйствующие субъекты наделены правом осуществлять деятельность в виде оказания платных услуг по временному хранению и/или размещению личного автотранспорта граждан на муниципальных парковках, находящихся на землях общего пользования, МУП "МИР", что подтверждается заключенными с ними договорами, никаких других разрешительных документов они не имеют; -по условиям заключенных договоров МУП "МИР" обязался осуществлять работы по обеспечению соответствия парковочной зоны общему (единому) внешнему виду аналогичных зон, расположенных в пределах ширины дорог улиц города Тулы и т.п., но не наделял их правом использования земельных участков общего пользования для осуществления ими предпринимательской деятельности. Ни одной из норм данного договора не предусмотрено, что МУП "Мир" наделяет их правом оказывать на землях общего пользования услуги по хранению автотранспортных средств, за исключением пункта 2.3.3 договора, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты обязаны своевременно реагировать на выявленные МУП "МИР" недостатки и нарушения действующего законодательства в области оказания услуг по парковке автомобилей; -прейскурант цен на услуги парковки автомобилей и режим работы автопарковок устанавливался МУП "МИР". Таким образом, в связи с невыполнением в полном объеме возложенных на администрацию города Тулы полномочий по предоставлению земельных участков для осуществления на них хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, отдельные хозяйствующие субъекты были поставлены в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, работающим на рынке оказания услуг и/или хозяйствующим субъектам, которые могли бы оказывать данные виды услуг. По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Тульского УФАС России администрация города Тулы была признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" путем принятия актов, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства, а также путем совершения действий (бездействия) в результате которых были поставлены в преимущественное положение отдельные хозяйствующие субъекты, что привело к ограничению, недопущению конкуренции. На основании данного решения администрации города Тулы было выдано предписание о прекращении вышеуказанных нарушений, которое и было исполнено администрацией города Тулы 26.03.2010г. путем принятия постановления № 1010 "О признании утратившими силу постановлений главы администрации города Тулы от 30.05.2007 № 1975, от 01.08.2007 № 2858, от 13.10.2008 № 3973, от 20.10.2009 № 3250, от 16.11.2006 № 2922". Кроме того, Тульским УФАС России в действиях отдельных хозяйствующих субъектов, оказывающих платные услуги по временному хранению автотранспортных средств на землях общего пользования были усмотрены признаки нарушения налогового законодательства, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою предпринимательскую деятельность на землях общего пользования, уплачивают меньший налог, нежели они обязаны были уплачивать. Так, например, должностные лица ИП Полысалова Ю.В. фактически оказывают услуги на Красноармейском проспекте (от ул. Ленина до ул. Лейтейзена) по четной и нечетной сторонам, на которых размещаются более 50 автомобильных средств, т.е. используемая ими площадь составляет не менее 400 квадратных метра (размер занимаемого одним автомобилем места 4м*2м умноженная на количество автомобилей). Согласно приложению № 1 к договору № 18/П об определении условий содержания и эксплуатации парковочной зоны от 01 июля 2008 года, заключенному между МУП "МИР" и ИП Полысаловым Ю.В. размер парковочных зон на Красноармейском проспекте (от ул.Ленина до ул. Лейтейзена) по четной и нечетной сторонам составляет 120м2, по другому приложению № 1 – 60м2. Согласно налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, представленную в налоговые органы за два налоговых периода 2009 года ИП Полысалов Ю.В. при расчете размера единого налога на вмененный доход определял базовую доходность (общая площадь стоянки в квадратных метрах) из расчета – 50м2, однако квалификация действий отдельных хозяйствующих субъектов при применении положений налогового законодательства без его увязывания с нормами антимонопольного законодательства, не входит в компетенцию антимонопольного органа, в связи с чем, данные материалы были переданы в прокуратуру города Тулы для дальнейшего рассмотрения по существу.