Рекламные трюки, правовые зигзаги.

Семинар о рекламе со студентамиКаждый из нас слышал расхожее выражение «реклама – двигатель торговли». Ее задача – обратить внимание потребителя на товары и услуги. Для достижения цели авторы плакатов и роликов идут на всевозможные ухищрения.  Вот только используемые ими приемы перманентно выходят за рамки закона…

Год от года объемы рекламы только растут и это – общемировая тенденция. Мы сталкиваемся с ней буквально повсюду: на улицах города, общественном транспорте, на страницах сети Интернет и печатных изданий, в теле- и радиоэфире, даже в собственном мобильном телефоне. К сожалению, потребитель не всегда способен отличить, когда ему предлагают качественный товар и выгодные условия покупки, а когда – за броским лозунгом кроется обман.

В Тульском филиале «Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации» специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы и студенты собрались за круглым столом, чтобы обсудить нарушения в сфере рекламы, и проблемы правового регулирования этой сферы деятельности. Соорганизатором мероприятия выступила компания «Гарант-Тула» – официальный представитель компании «Гарант» в Тульском регионе.

– В академии часто проводятся семинары со специалистами, – рассказал заместитель директора по научно-исследовательской работе учебного заведения Андрей Кирилин. – Такие мероприятия служат неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку дают студентам возможность расширить знания. Тема для очередного совместного занятия была выбрана не случайно: среди студентов мы отмечали заинтересованность и желание разобраться в проблемах, связанных с недобросовестной рекламой. Надо сказать, что сейчас уже не встречаются такие очевидные ляпы, как десять-пятнадцать лет назад. Однако практика надзорных ведомств показывает, что нарушений все еще достаточно много. Главный вопрос – почему? Мы как учебное заведение настаиваем на том, что жить по закону - нужно учить, по крайней мере, со студенческой скамьи.

Темой обсуждения стал федеральный закон «О рекламе».

Сравнительно немолодой (в первой редакции был принят около двадцати лет назад), он продолжает сохранять актуальность. Это неудивительно: его составители собрали все законодательные акты европейских государств, связанных с регулированием рекламной деятельности и сделали из них выжимку, «примерив» на нашу страну самые эффективные и результативные нормы.

– Знание закона «О рекламе» позволяет человеку чувствовать себя защищенным – отличать недостоверную и недобросовестную рекламу и отстаивать свои права, – считает начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тульского УФАС России Альбина Шамардина.

Именно поэтому доклад она начала с того, как отличить информацию от рекламы, и в каком случае последнюю следует считать нарушением действующих норм.

Ходить далеко за примерами не пришлось: на иллюстрирующих ее слова слайдах появлялись знакомые многим жителям Тулы щиты и баннеры торговых организаций.

– Магазины очень часто зазывают покупателей обещанием беспроцентного кредита, – Альбина Шамардина продемонстрировала серию таких объявлений. – Это заведомый обман, ведь кредит выдает, как правило, банк, ориентированный на получение прибыли, и он не станет предлагать деньги бесплатно. При этом заявления продавцов, что они снизили цену ровно на величину банковского процента, нелепо, поскольку оно означает, что предприниматель работает себе в убыток.

По словам начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тульского УФАС, ведомством уже было возбуждено немало дел по аналогичным нарушениям.

Вообще судебная практика в деятельности надзорного ведомства играет важную роль: нормативный документ не может предусмотреть всех нюансов. Но иногда это приводит к непредсказуемым последствиям.

– В этом году судебная практика сделала зигзагообразный скачок, – охарактеризовала происшедшее Шамардина. – Кассационная инстанция признала вывеску магазина с названием видов алкогольной продукции (вроде «Водка, коньяк, ликер») рекламой, хотя в ней не употреблялось марка конкретного товара, и оштрафовала нарушителя. Повсеместно стали возбуждаться подобные дела. Но полгода спустя та же самая инстанция в прежнем составе приняла прямо противоположное решение.

Вполне вероятно, что за этот период «пострадал» не один предприниматель. Хотя чаще бизнесмены все-таки оказываются по другую сторону.

– На телевидении выходит много ненадлежащей рекламы, поскольку органы управления и контроля физически не успевают отслеживать весь выпускаемый объем, – объяснила сотрудник Тульского УФАС России. – Компании даже нередко закладывают в бюджет штрафы за нарушение законодательства, ведь пока идет судебный процесс, реклама сработает и они получат доход.

Еще сложнее ситуация с Интернетом, где на рекламодателей распространяются, но практически не действуют законодательные нормы.

– Дело в том, что при использовании Интернета большинство пользователей не идентифицируются, что значительно затрудняет возможность применения к ним мер ответственности, а, значит, остановить засилье недобросовестной рекламы практически невозможно, – поясняет заместитель директора по правовым вопросам ООО «Гарант-Тула» Татьяна Гаврилова. – Уже неоднократно на рассмотрения ГД РФ предлагались проекты Закона «Об электронной торговле», но пока он не принят и этот процесс  может затянуться на несколько лет.

Пока же антимонопольная служба работает с имеющимися нормативными документами.

– Очень часто в течение года мы проводим выездные проверки, работаем по заявлениям граждан и хозяйствующих субъектов, – говорит Альбина Шамардина. – Нарушений еще хватает. Стараемся работать на опережение – разъяснять законодательство, чтобы предприниматели понимали: дешевле и проще соблюдать закон, нежели платить громадные штрафы. Ведь юридические лица могут быть наказаны на сумму от ста до пятисот тысяч рублей. Небольшую компанию это может разорить. Наша задача не сократить количество рекламы, а позаботиться о том, чтобы эта продукция была достоверной, привлекала потребителя к качественным товарам и услугам, позволяла сделать правильный выбор.

Елена КОЛОБАЕВА

Андрей ЛЫЖЕНКОВ