РЕШЕНИЕ По делу №24-02/13-2009 по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции»

Дата публикации: 15 октября 2009, 18:42
РЕШЕНИЕ По делу №24-02/13-2009 по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» 15 октября 2009 года г. Тула Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > при участии лиц: со стороны ООО «Туларегионгаз»: 1. < --- >, доверенность № 1/210 от 17.12.2008г. 2. < --- >, доверенность № 01-168/2009 от 23.06.2009г. со стороны ОАО «ТГК-4»: 1. < --- > , доверенность № 11-43/2009-ДР-04 от 02.03.2009г. 2. < --- >, доверенность № 01-168/2009-ДР от 23.06.2009г. 3. < --- >, доверенность № 11-54/2009-ДР-30 от 16.07.2009г. рассмотрев дело № 24-02/13-2009 по признакам нарушения ООО «Тульская региональная компания по реализации газа» далее ООО «Туларегионгаз» (300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 74) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», УСТАНОВИЛА: 31 декабря 2008г. в Тульское УФАС России поступило заявление открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №4» (далее ОАО «ТГК-4») по вопросу отказа ООО «Туларегионгаз» внести изменения в долгосрочные договоры поставки газа № 54-4-2300/08 от 18 июля 2007г. и № 54-4-0008/08 от 22 августа 2007г., сроком действия по 31 декабря 2012г. и исключить из них условия, противоречащие действующему законодательству. Частью 3 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявления или материалы. ООО «Туларегионгаз» и ОАО «ТГК-4» находятся на территории Тульской области. В соответствии с п. 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г. № 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр. ООО «Тульская региональная компания по реализации газа» приказом Тульского УФАС России от 14 марта 2002г. № 10 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов (на товарном рынке газ горючий природный и с долей более 65 процентов). По мнению ОАО «ТГК-4» ООО «Туларегионгаз», пользуясь доминирующим положением на товарном рынке снабжения природным газом, включило в вышеназванные договоры условия, заведомо невыгодные для потребителя. Так, пунктом 3.3 предусмотрена выплата поставщику неустойки в случае невыборки покупателем объема газа менее 95% договорного месячного объема. Действующими нормами законодательства РФ в области газоснабжения взыскания с потребителя неустойки при невыборке оговоренных в договоре ежемесячных объемов газа не предусмотрено. Пункт 3.6 указанных договоров содержит условие о применении штрафных коэффициентов 1.5 и 3 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком за превышение договорного месячного объема газа за месяц поставки и штрафного коэффициента 1.09 и за превышение максимального суточного объема за отдельные сутки поставки газа. Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 штрафные санкции за перерасход газа покупателем не предусмотрены. В соответствии с пунктом 17 указанных Правил предусмотрена дополнительная оплата отобранного газа только за каждые сутки с коэффициентами 1.1 и 1.5. Поставщик не вправе навязывать условия о применении санкций, не установленных Правилами. 25 июля 2008г. ОАО «ТГК-4» направило в адрес ООО «Туларегионгаз» оферты дополнительных соглашений об изменении действующих договоров, которые не были приняты поставщиком. Заявитель считает, что ООО «Туларегионгаз» необоснованно отказывается внести изменения в договоры и исключить из них условия, противоречащие действующему законодательству, что влечет нарушение статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части навязывания контрагенту невыгодных условий. ОАО «ТКГ-4» просит в случае подтверждения нарушения антимонопольного законодательства выдать ООО «Туларегионгаз» предписание об изменении условий долгосрочных договоров поставки газа № 54-4-0008/08 от 22 августа 2007 года и № 54-4-2300/08 от 18 июля 2007 года (исх. № ВР-30/899 от 25.03.2009). Из объяснений ООО «Туларегионгаз» следует, что дополнительные соглашения отклонены правомерно, так как при заключении указанных выше договоров между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора и основания для внесения изменений в условия договоров отсутствуют. Представитель ООО «Туларегионгаз» пояснил, что указанные штрафные коэффициенты включены в договоры с абонентами в связи с - необходимостью обеспечения бесперебойной поставки газа потребителям Тульской области, что возможно только в условиях соблюдения потребителями дисциплины газопотребления; - обеспечением новых потребителей газом, в том числе за счет отказа старых потребителей от излишних объемов газа; - наличием аналогичных норм ответственности у ООО «Туларегионгаз» перед ООО «Межрегионгаз» по договорам поставки газа на Тульскую область; - наличием норм ответственности ООО «Туларегионгаз» перед потребителями Тульской области за недопоставку газа. В ходе рассмотрения дела представителем ОАО «ТГК-4» заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отзывом заявления от 31 декабря 2008г. и ходатайства исх. № ВР-30/899 от 25.03.2009г. по причине отсутствия в действиях ООО «Туларегионгаз» нарушений антимонопольного законодательства. Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам: 1. В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 ноября 2008 г. N АГ/29484 "О разъяснении правоприменительной практики" отмечается, что "навязыванием невыгодных контрагенту условий договора" является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. Именно настаивание организации, занимающей доминирующее положение, на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора для абонента. О навязывании невыгодных условий договора также может свидетельствовать, к примеру, уклонение хозяйствующего субъекта от согласования спорных положений проекта договора, отклонение протокола разногласий и, тем самым, продление действия договора в прежней редакции. Кроме того, о навязывании свидетельствует также настаивание занимающей доминирующее положение организации на включение в договор спорных условий о повышенной ответственности покупателя (неустойка по договору носит штрафной характер и противоречит компенсационному характеру неустойки по отношению к убыткам) за ненадлежащее исполнение обязательств под угрозой незаключения договора либо прекращения действующего договора, либо прекращение исполнения обязательств по договору (например: прекращение энергоснабжения, уведомление о том, что подача энергии будет прекращена в связи с отсутствием между сторонами договорных отношений, намерения совершить подобные действия, оказание давления на контрагента каким-либо иным способом применение мер материального характера, прекращение хозяйствующим субъектом подачи энергии контрагенту вслед за отказом последнего заключить новый договор на заведомо невыгодных ему условиях и т.д.). Материалы дела свидетельствуют о том, что в действиях ООО «Туларегионгаз» отсутствовали факты навязывания контрагенту невыгодных условий договора, так как долгосрочные договоры поставки газа № 54-4-2300/08 от 18 июля 2007г. и № 54-4-0008/08 от 22 августа 2007г. сроком действия по 31 декабря 2012г. заключены по взаимному согласию сторон, подтверждением чему является их подписание без преддоговорных споров, протоколов разногласий, других согласительных процедур. 2. Отклонение ООО «Туларегионгаз» оферт дополнительных соглашений об изменении действующих договоров производилось в рамках части 7 «Регулирование споров» вышеуказанных договоров. Отсутствие в действиях ООО «Туларегионгаз» нарушений антимонопольного законодательства подтверждается ходатайством ОАО «ТГК-4» о прекращении дела в связи с отзывом заявления и отказом от ранее предъявляемых требований по внесению в действующие договоры изменений. На основании вышеизложенного и в соответствии со статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», РЕШИЛА: 1. В связи с отсутствием в действиях ООО «Туларегионгаз» нарушения антимонопольного законодательства дело производством прекратить. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object ( [vid] => 6333 [uid] => 1 [title] => РЕШЕНИЕ По делу №24-02/13-2009 по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6333 [type] => solution [language] => ru [created] => 1255603340 [changed] => 1368719629 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719629 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ По делу №24-02/13-2009 по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» 15 октября 2009 года г. Тула Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > при участии лиц: со стороны ООО «Туларегионгаз»: 1. < --- >, доверенность № 1/210 от 17.12.2008г. 2. < --- >, доверенность № 01-168/2009 от 23.06.2009г. со стороны ОАО «ТГК-4»: 1. < --- > , доверенность № 11-43/2009-ДР-04 от 02.03.2009г. 2. < --- >, доверенность № 01-168/2009-ДР от 23.06.2009г. 3. < --- >, доверенность № 11-54/2009-ДР-30 от 16.07.2009г. рассмотрев дело № 24-02/13-2009 по признакам нарушения ООО «Тульская региональная компания по реализации газа» далее ООО «Туларегионгаз» (300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 74) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», УСТАНОВИЛА: 31 декабря 2008г. в Тульское УФАС России поступило заявление открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №4» (далее ОАО «ТГК-4») по вопросу отказа ООО «Туларегионгаз» внести изменения в долгосрочные договоры поставки газа № 54-4-2300/08 от 18 июля 2007г. и № 54-4-0008/08 от 22 августа 2007г., сроком действия по 31 декабря 2012г. и исключить из них условия, противоречащие действующему законодательству. Частью 3 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявления или материалы. ООО «Туларегионгаз» и ОАО «ТГК-4» находятся на территории Тульской области. В соответствии с п. 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г. № 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр. ООО «Тульская региональная компания по реализации газа» приказом Тульского УФАС России от 14 марта 2002г. № 10 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов (на товарном рынке газ горючий природный и с долей более 65 процентов). По мнению ОАО «ТГК-4» ООО «Туларегионгаз», пользуясь доминирующим положением на товарном рынке снабжения природным газом, включило в вышеназванные договоры условия, заведомо невыгодные для потребителя. Так, пунктом 3.3 предусмотрена выплата поставщику неустойки в случае невыборки покупателем объема газа менее 95% договорного месячного объема. Действующими нормами законодательства РФ в области газоснабжения взыскания с потребителя неустойки при невыборке оговоренных в договоре ежемесячных объемов газа не предусмотрено. Пункт 3.6 указанных договоров содержит условие о применении штрафных коэффициентов 1.5 и 3 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком за превышение договорного месячного объема газа за месяц поставки и штрафного коэффициента 1.09 и за превышение максимального суточного объема за отдельные сутки поставки газа. Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 штрафные санкции за перерасход газа покупателем не предусмотрены. В соответствии с пунктом 17 указанных Правил предусмотрена дополнительная оплата отобранного газа только за каждые сутки с коэффициентами 1.1 и 1.5. Поставщик не вправе навязывать условия о применении санкций, не установленных Правилами. 25 июля 2008г. ОАО «ТГК-4» направило в адрес ООО «Туларегионгаз» оферты дополнительных соглашений об изменении действующих договоров, которые не были приняты поставщиком. Заявитель считает, что ООО «Туларегионгаз» необоснованно отказывается внести изменения в договоры и исключить из них условия, противоречащие действующему законодательству, что влечет нарушение статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части навязывания контрагенту невыгодных условий. ОАО «ТКГ-4» просит в случае подтверждения нарушения антимонопольного законодательства выдать ООО «Туларегионгаз» предписание об изменении условий долгосрочных договоров поставки газа № 54-4-0008/08 от 22 августа 2007 года и № 54-4-2300/08 от 18 июля 2007 года (исх. № ВР-30/899 от 25.03.2009). Из объяснений ООО «Туларегионгаз» следует, что дополнительные соглашения отклонены правомерно, так как при заключении указанных выше договоров между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора и основания для внесения изменений в условия договоров отсутствуют. Представитель ООО «Туларегионгаз» пояснил, что указанные штрафные коэффициенты включены в договоры с абонентами в связи с - необходимостью обеспечения бесперебойной поставки газа потребителям Тульской области, что возможно только в условиях соблюдения потребителями дисциплины газопотребления; - обеспечением новых потребителей газом, в том числе за счет отказа старых потребителей от излишних объемов газа; - наличием аналогичных норм ответственности у ООО «Туларегионгаз» перед ООО «Межрегионгаз» по договорам поставки газа на Тульскую область; - наличием норм ответственности ООО «Туларегионгаз» перед потребителями Тульской области за недопоставку газа. В ходе рассмотрения дела представителем ОАО «ТГК-4» заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отзывом заявления от 31 декабря 2008г. и ходатайства исх. № ВР-30/899 от 25.03.2009г. по причине отсутствия в действиях ООО «Туларегионгаз» нарушений антимонопольного законодательства. Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам: 1. В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 ноября 2008 г. N АГ/29484 "О разъяснении правоприменительной практики" отмечается, что "навязыванием невыгодных контрагенту условий договора" является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. Именно настаивание организации, занимающей доминирующее положение, на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора для абонента. О навязывании невыгодных условий договора также может свидетельствовать, к примеру, уклонение хозяйствующего субъекта от согласования спорных положений проекта договора, отклонение протокола разногласий и, тем самым, продление действия договора в прежней редакции. Кроме того, о навязывании свидетельствует также настаивание занимающей доминирующее положение организации на включение в договор спорных условий о повышенной ответственности покупателя (неустойка по договору носит штрафной характер и противоречит компенсационному характеру неустойки по отношению к убыткам) за ненадлежащее исполнение обязательств под угрозой незаключения договора либо прекращения действующего договора, либо прекращение исполнения обязательств по договору (например: прекращение энергоснабжения, уведомление о том, что подача энергии будет прекращена в связи с отсутствием между сторонами договорных отношений, намерения совершить подобные действия, оказание давления на контрагента каким-либо иным способом применение мер материального характера, прекращение хозяйствующим субъектом подачи энергии контрагенту вслед за отказом последнего заключить новый договор на заведомо невыгодных ему условиях и т.д.). Материалы дела свидетельствуют о том, что в действиях ООО «Туларегионгаз» отсутствовали факты навязывания контрагенту невыгодных условий договора, так как долгосрочные договоры поставки газа № 54-4-2300/08 от 18 июля 2007г. и № 54-4-0008/08 от 22 августа 2007г. сроком действия по 31 декабря 2012г. заключены по взаимному согласию сторон, подтверждением чему является их подписание без преддоговорных споров, протоколов разногласий, других согласительных процедур. 2. Отклонение ООО «Туларегионгаз» оферт дополнительных соглашений об изменении действующих договоров производилось в рамках части 7 «Регулирование споров» вышеуказанных договоров. Отсутствие в действиях ООО «Туларегионгаз» нарушений антимонопольного законодательства подтверждается ходатайством ОАО «ТГК-4» о прекращении дела в связи с отзывом заявления и отказом от ранее предъявляемых требований по внесению в действующие договоры изменений. На основании вышеизложенного и в соответствии со статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», РЕШИЛА: 1. В связи с отсутствием в действиях ООО «Туларегионгаз» нарушения антимонопольного законодательства дело производством прекратить. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. [summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

По делу №24-02/13-2009 по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции»

15 октября 2009 года

г. Тула

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

в составе:

при участии лиц:

со стороны ООО «Туларегионгаз»:

1. , доверенность № 1/210 от 17.12.2008г.

2. , доверенность № 01-168/2009 от 23.06.2009г.

со стороны ОАО «ТГК-4»:

1. , доверенность № 11-43/2009-ДР-04 от 02.03.2009г.

2. , доверенность № 01-168/2009-ДР от 23.06.2009г.

3. , доверенность № 11-54/2009-ДР-30 от 16.07.2009г.

рассмотрев дело № 24-02/13-2009 по признакам нарушения ООО «Тульская региональная компания по реализации газа» далее ООО «Туларегионгаз» (300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 74) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

31 декабря 2008г. в Тульское УФАС России поступило заявление открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №4» (далее ОАО «ТГК-4») по вопросу отказа ООО «Туларегионгаз» внести изменения в долгосрочные договоры поставки газа № 54-4-2300/08 от 18 июля 2007г. и № 54-4-0008/08 от 22 августа 2007г., сроком действия по 31 декабря 2012г. и исключить из них условия, противоречащие действующему законодательству.

Частью 3 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявления или материалы.
ООО «Туларегионгаз» и ОАО «ТГК-4» находятся на территории Тульской области.

В соответствии с п. 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г. № 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

ООО «Тульская региональная компания по реализации газа» приказом Тульского УФАС России от 14 марта 2002г. № 10 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов (на товарном рынке газ горючий природный и с долей более 65 процентов).

По мнению ОАО «ТГК-4» ООО «Туларегионгаз», пользуясь доминирующим положением на товарном рынке снабжения природным газом, включило в вышеназванные договоры условия, заведомо невыгодные для потребителя.

Так, пунктом 3.3 предусмотрена выплата поставщику неустойки в случае невыборки покупателем объема газа менее 95% договорного месячного объема.

Действующими нормами законодательства РФ в области газоснабжения взыскания с потребителя неустойки при невыборке оговоренных в договоре ежемесячных объемов газа не предусмотрено.

Пункт 3.6 указанных договоров содержит условие о применении штрафных коэффициентов 1.5 и 3 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком за превышение договорного месячного объема газа за месяц поставки и штрафного коэффициента 1.09 и за превышение максимального суточного объема за отдельные сутки поставки газа.

Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 штрафные санкции за перерасход газа покупателем не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 17 указанных Правил предусмотрена дополнительная оплата отобранного газа только за каждые сутки с коэффициентами 1.1 и 1.5. Поставщик не вправе навязывать условия о применении санкций, не установленных Правилами.

25 июля 2008г. ОАО «ТГК-4» направило в адрес ООО «Туларегионгаз» оферты дополнительных соглашений об изменении действующих договоров, которые не были приняты поставщиком.

Заявитель считает, что ООО «Туларегионгаз» необоснованно отказывается внести изменения в договоры и исключить из них условия, противоречащие действующему законодательству, что влечет нарушение статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части навязывания контрагенту невыгодных условий.

ОАО «ТКГ-4» просит в случае подтверждения нарушения антимонопольного законодательства выдать ООО «Туларегионгаз» предписание об изменении условий долгосрочных договоров поставки газа № 54-4-0008/08 от 22 августа 2007 года и № 54-4-2300/08 от 18 июля 2007 года (исх. № ВР-30/899 от 25.03.2009).

Из объяснений ООО «Туларегионгаз» следует, что дополнительные соглашения отклонены правомерно, так как при заключении указанных выше договоров между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора и основания для внесения изменений в условия договоров отсутствуют.

Представитель ООО «Туларегионгаз» пояснил, что указанные штрафные коэффициенты включены в договоры с абонентами в связи с

- необходимостью обеспечения бесперебойной поставки газа потребителям Тульской области, что возможно только в условиях соблюдения потребителями дисциплины газопотребления;

- обеспечением новых потребителей газом, в том числе за счет отказа старых потребителей от излишних объемов газа;

- наличием аналогичных норм ответственности у ООО «Туларегионгаз» перед ООО «Межрегионгаз» по договорам поставки газа на Тульскую область;

- наличием норм ответственности ООО «Туларегионгаз» перед потребителями Тульской области за недопоставку газа.

В ходе рассмотрения дела представителем ОАО «ТГК-4» заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отзывом заявления от 31 декабря 2008г. и ходатайства исх. № ВР-30/899 от 25.03.2009г. по причине отсутствия в действиях ООО «Туларегионгаз» нарушений антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 ноября 2008 г. N АГ/29484
"О разъяснении правоприменительной практики" отмечается, что "навязыванием невыгодных контрагенту условий договора" является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. Именно настаивание организации, занимающей доминирующее положение, на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора для абонента.

О навязывании невыгодных условий договора также может свидетельствовать, к примеру, уклонение хозяйствующего субъекта от согласования спорных положений проекта договора, отклонение протокола разногласий и, тем самым, продление действия договора в прежней редакции.

Кроме того, о навязывании свидетельствует также настаивание занимающей доминирующее положение организации на включение в договор спорных условий о повышенной ответственности покупателя (неустойка по договору носит штрафной характер и противоречит компенсационному характеру неустойки по отношению к убыткам) за ненадлежащее исполнение обязательств под угрозой незаключения договора либо прекращения действующего договора, либо прекращение исполнения обязательств по договору (например: прекращение энергоснабжения, уведомление о том, что подача энергии будет прекращена в связи с отсутствием между сторонами договорных отношений, намерения совершить подобные действия, оказание давления на контрагента каким-либо иным способом применение мер материального характера, прекращение хозяйствующим субъектом подачи энергии контрагенту вслед за отказом последнего заключить новый договор на заведомо невыгодных ему условиях и т.д.).

Материалы дела свидетельствуют о том, что в действиях ООО «Туларегионгаз» отсутствовали факты навязывания контрагенту невыгодных условий договора, так как долгосрочные договоры поставки газа № 54-4-2300/08 от 18 июля 2007г. и № 54-4-0008/08 от 22 августа 2007г. сроком действия по 31 декабря 2012г. заключены по взаимному согласию сторон, подтверждением чему является их подписание без преддоговорных споров, протоколов разногласий, других согласительных процедур.

2. Отклонение ООО «Туларегионгаз» оферт дополнительных соглашений об изменении действующих договоров производилось в рамках части 7 «Регулирование споров» вышеуказанных договоров.

Отсутствие в действиях ООО «Туларегионгаз» нарушений антимонопольного законодательства подтверждается ходатайством ОАО «ТГК-4» о прекращении дела в связи с отзывом заявления и отказом от ранее предъявляемых требований по внесению в действующие договоры изменений.

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. В связи с отсутствием в действиях ООО «Туларегионгаз» нарушения антимонопольного законодательства дело производством прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Комиссия Тульского УФАС России рассмотрела дело №24-2/13-2009 по признакам нарушения ООО «Туларегионгаз» Федерального закона «О защите конкуренции» при заключении договора [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Тульского УФАС России рассмотрела дело №24-2/13-2009 по признакам нарушения ООО «Туларегионгаз» Федерального закона «О защите конкуренции» при заключении договора

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-15 14:42:20 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-15 14:42:20 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321542287 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )