РЕШЕНИЕ По делу №24-2/15-2009 по признакам нарушения ОАО «Управляющая компания г. Тулы» Федерального закона «О защите конкуренции»

Дата публикации: 18 августа 2009, 04:00
РЕШЕНИЕ По делу №24-2/15-2009 по признакам нарушения ОАО «Управляющая компания г. Тулы» Федерального закона «О защите конкуренции» 18 августа 2009 года г. Тула Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > в присутствии: 1. < --- >– представителя ОАО «ИВЦ ЖКХ» по доверенности от 22.04.2009 № 47-09, 2. < --- > – представителя ОАО «ИВЦ ЖКХ» по доверенности от 22.04.2009 № 48-09, 3. < --- > – представителя ОАО «ИВЦ ЖКХ» по доверенности от 20.05.2009 № 1263, 4. < --- > – представителя АКБ «Русславбанк» (ЗАО) по доверенности от 03.03.2009 № 32, 6. < --- > – представителя ФГУП «Почта России» по доверенности от 04.05.2009 б/н, в отсутствие законного представителя ОАО «Управляющая компания г. Тулы», уведомленного надлежащим образом (в ходе заседания Комиссии было получено ходатайство ОАО «Управляющая компания г. Тулы» об отложении рассмотрения дела, Комиссией было принято решение о рассмотрении дела в отсутствие законных представителей ОАО «Управляющая компания г. Тулы»), рассмотрев дело № 24-2/15-2009 по признакам нарушения ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» (г. Тула, ул. Вересаева, д. 2) и ОАО «ИВЦ ЖКХ» (г. Тула, ул. Войкова, д. 4) части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», УСТАНОВИЛА: Основанием для возбуждения настоящего дела явились заявления УФПС Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» (далее – филиал ФГУП «Почта России») и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» (ЗАО) (далее – АКБ «Русславбанк») о нарушении МУП «Управляющая компания г. Тулы» (в настоящее время – на основании постановления главы администрации города Тулы от 21.10.2008 № 4230 правопреемником МУП «Управляющая компания г. Тулы» является ОАО «Управляющая компания г. Тулы») и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ОАО «ИВЦ ЖКХ») антимонопольного законодательства. По мнению заявителей, ОАО «ИВЦ ЖКХ» необоснованно отказывается заключить с ними договоры на оказание услуг по приему платежей за жилье и коммунальные услуги от населения, а ОАО «Управляющая компания г. Тулы» (далее – ОАО «УК г. Тулы») не предпринимает никаких действий по рассмотрению их предложений о заключении таких договоров. К материалам дела также приобщено поступившее в Управление обращение заместителя губернатора Тульской области Артемьева А.И., который, учитывая социальную значимость для населения вопроса по приему платежей за жилье и коммунальные услуги, просит рассмотреть правомерность требований филиала ФГУП «Почта России» о возобновлении приема почтовыми отделениями указанных платежей от населения города Тулы. Ранее филиал ФГУП «Почта России» осуществлял прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги на основании трехстороннего договора от 02.08.2005 № 122, заключенного между МУ «ГСЕЗ» (правопреемник - МУП «Управляющая компания г. Тулы»), ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ФГУП «Почта России», который расторгнут по инициативе МУ «ГСЕЗ» в июне 2006 года. В настоящее время филиал ФГУП «Почта России» на основании договора № 644/54-63-0007 от 01.01.2005 осуществляет от имени и в интересах ООО «Туларегионгаз» прием платежей от населения за газ; у ОАО «ИВЦ ЖКХ» аналогичный договор с ООО «Туларегионгаз» отсутствуют. Сложившаяся ситуация создает определенные неудобства для населения, поскольку оно не имеет возможности осуществлять платежи за жилье и все коммунальные услуги в одном месте. Об этом же свидетельствуют и письма граждан, представленные в Управление филиалом ФГУП «Почта России». ОАО «ИВЦ ЖКХ» на основании агентского договора от 15.09.2006 г. № 60-06 является агентом ОАО «УК г. Тулы» (крупной управляющей организации города Тула) по приему платежей от населения за жилье и коммунальные услуги. Согласно пункту 1.1 данного договора ОАО «ИВЦ ЖКХ» от имени и в интересах ОАО «УК г. Тулы» осуществляет прием платежей населения за жилье, коммунальные и другие услуги. Пунктом 40 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2007 № 307) определено, что потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами, а также поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ. Следовательно, население вправе вносить плату за жилье и коммунальные услуги не только в приемные пункты ОАО «ИВЦ ЖКХ», но и переводить их почтовыми или денежными переводами посредством почтовых отделений ФГУП «Почта России» или банков, в том числе АКБ «Русславбанк». Однако, за осуществление указанных переводов филиал ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» взимают с населения комиссионное вознаграждение. Учитывая, что расходы по сбору и обработке платежей входят в состав платы за содержание и ремонт жилья (письма МУП «Управляющая компания» от 31.10.2008 № 3792/01 и ОАО «УК г. Тулы» от 15.04.2009 № 1061/01, структура размера платы за содержание жилья), при оплате единых счет-квитанций в филиале ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» вынуждено дополнительно оплачивать услуги указанных организаций. При этом возврат денежных средств, уплаченных за данную услугу, ОАО «УК г. Тулы» гражданам не производит. В договоры управления многоквартирным домом (например, от 02.04.2008 № 210-108), заключенные ОАО «УК г. Тулы» с жителями, включено условие, обязывающее собственников вносить плату за жилье и коммунальные услуги в указанные управляющей организацией пункты - приемные пункты ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ее контрагентов. Кроме того, по условиям данных договоров в случае внесения платежей в организации, не включенные ОАО «УК г. Тулы» в перечень, при несвоевременном поступлении денежных средств на расчетный счет управляющей организации, на весь период нахождения в пути денежных средств начисляются пени. Таким образом, в вышеназванных случаях население, оплатившие коммунальные услуги в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса РФ, вынуждено дважды оплачивать услугу по приему платежей и пени. Согласно письму АКБ «Русславбанк» от 22.04.2009 № 44.3-16-06/41 и приложенным к нему платежным документам, денежные средства, принятые данным банком от клиента в отсутствие договоров на прием платежей за жилье и коммунальные услуги с ОАО «УК г. Тулы» и (или) ОАО «ИВЦ ЖКХ», на лицевой счет клиента не зачислены. Таким образом, отказ ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» от заключения договоров на прием платежей от населения с филиалом ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» ущемляет права граждан на выбор способа оплаты за жилье и коммунальные услуги, а также на выбор организации, принимающей платежи. Учитывая, что в ходе рассмотрения дела доминирующее положение ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» на рынке услуг по приему платежей за жилье и коммунальные услуги не доказано, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях указанных организаций нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Из материалов дела следует, что филиал ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» обращались в ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ОАО «УК г. Тулы» для решения вопроса о заключении договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги на тех же условиях, что и у контрагентов, оказывающих услуги по приему платежей за жилье и коммунальные услуги по единой счет - квитанции. Однако, ОАО «ИВЦ ЖКХ» отказало филиалу ФГУП «Почта России» в заключении указанного договора по следующим основаниям (письма № 794 от 18.09.2008, № 353 от 27.03.2008, № 419 от 24.04.2008): - ОАО «ИВЦ ЖКХ» не является поставщиком коммунальных услуг, а осуществляет свою деятельность по агентскому договору с ОАО «УК г. Тулы», перед которым несет определенные обязательства и ответственность согласно договору и статье 1009 ГК РФ; - собственные экономические, технические возможности и уже достигнутые соглашения с управляющими компаниями, действующие договорные отношения не позволяют заключать договоры; - ОАО «ИВЦ ЖКХ» в силу норм статьи 421 ГК РФ свободно в заключении договора. Указанные аргументы не могут быть приняты во внимание Комиссией в связи с тем, что ОАО «ИВЦ ЖКХ» без предусмотренного пунктом 4.4 агентского договора согласования с ОАО «УК г. Тулы» (письма от 11.08.2009 № 3300/01 и от 10.08.2009 № 1644), , самостоятельно заключило с пятью коммерческими банками субагентские договоры, которые действуют в настоящее время. ОАО «ИВЦ ЖКХ» также ссылается на то, что филиал ФГУП «Почта России» зарекомендовал себя как недобросовестный исполнитель (письмо от 14.04.2009 № 888). Однако никаких доказательств, подтверждающих данное утверждение, в Управление представлено не было. ОАО «ИВЦ ЖКХ» свои отказы от заключения договоров мотивирует также частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей, что юридические лица свободны в заключении договора. Данное утверждение не может быть принято Комиссией во внимание, так как согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции. Письмами от 24.09.2008 № 826, от 06.08.2008 № 696, от 14.04.2009 № 888 ОАО «ИВЦ ЖКХ» отказало АКБ «Русславбанк» в заключении договора на прием денежных средств от населения за жилье и коммунальные услуги договора по причине отсутствия экономической целесообразности, действующих договорных отношений. По мнению ОАО «ИВЦ ЖКХ», договор с АКБ «Русславбанк» также не может быть заключен по причине того, что последнее не является поставщиком жилищно-коммунальных услуг. Данное объяснение Комиссия считает немотивированным, так как коммерческие банки, с которыми ОАО «ИВЦ ЖКХ» ранее заключило договоры, также не являются поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Документы с указанием экономических показателей (прибыль, рентабельность, объемы оказываемых услуг, спрос на оказываемые услуги и т.д.), подтверждающие отсутствие экономической целесообразности в заключении субагентских договоров с иными организациями (в том числе, АКБ «Русславбанк»), также представлены не были. Изложенное свидетельствует о том, что ОАО «ИВЦ ЖКХ» при бездействии ОАО «УК г. Тулы» по своему усмотрению выбирает субагентов для заключения договоров по приему денежных средств от населения по единой счет - квитанции. ОАО «УК г. Тулы» до июля 2009 года оставляло без ответа предложения АКБ «Русславбанк» и филиалу ФГУП «Почта России» о заключении с ними агентских договоров на прием платежей от населения, что также свидетельствует о бездействии ОАО «УК г. Тулы» по данному вопросу. Из письменных и устных объяснений ОАО «УК г. Тулы» (письмо от 15.04.2009 № 1061/01) следует, что ОАО «УК г. Тулы» проводило анализ рынка услуг по приему платежей за жилье и коммунальные услуги, показавшего, что ОАО «ИВЦ ЖКХ» является единственной организацией в г. Туле, оказывающий полный комплекс услуг по интегрированной обработке платежей, печати квитанций. Однако, ОАО «УК г. Тулы» не было принято во внимание то обстоятельство, что прием денежных средств от населения за жилье и коммунальные услуги могут осуществлять, помимо ОАО «ИВЦ ЖКХ», другие организации. В своих письмах от 17.06.2009 № 2178/01 и от 11.08.09 № 3300/01 ОАО «УК г. Тулы» указывает, что ОАО «ИВЦ ЖКХ» предложило самые выгодные условия по размеру платы за прием платежей, по сравнению с другими кредитными организациями. Так, пунктом 3.1 (в редакции дополнительного соглашения от 15.09.2006 № 2) агентского договора от 15.09.2006 г. № 60-06 стоимость выполняемых ОАО «ИВЦ ЖКХ» работ по приему платежей от населения за жилье и коммунальные услуги составляет 0,77 % от суммы принятых в пользу ОАО «УК г. Тулы» платежей. Однако, офертой договора от 01.07.2009 № 445 на прием платежей физических лиц, направленной филиалом ФГУП «Почта России» в адрес ОАО «УК г. Тулы», было предложено выполнение работ по приему платежей населения по оплате жилищно-коммунальных услуг за вознаграждение 0,67 % от суммы поступивших денежных средств. Аналогичные условия были предложены ОАО «УК г. Тулы» АКБ «Русславбанк» офертой договора, направленной 29.06.2009г. Оферты договоров на прием платежей от населения с аналогичными условиями были направлены филиалом ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» в ОАО «ИВЦ ЖКХ». ОАО «УК г. Тулы», указав в письме от 27.07.2009 № 3141/01 на то, что не осуществляет деятельность по приему платежей от физических лиц, а ОАО «ИВЦ ЖКХ» является агентом общества, осуществляющим функции бухгалтерской службы в части приема платежей от населения, предложило рассмотреть вопрос о заключении указанных договоров с филиалом ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк». Отказ ОАО «УК г. Тулы» рассмотреть вопрос о заключении договоров с филиалом ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» на более выгодных, по сравнению с ОАО «ИВЦ ЖКХ», условиях, и передача принятия решения на усмотрение ОАО «ИВЦ ЖКХ», для которой, в случае заключения договоров, филиал ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» стали бы конкурирующими организациями., свидетельствуют о согласованных действиях ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ», которые создают препятствия доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом, объективных причин для практически синхронного совершения различными хозяйствующими субъектами – ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ОАО «УК г. Тулы» единообразных действий по отказу филиалу ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» в заключении договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги не имеется. Таким образом, необоснованно отказывая филиалу ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» в заключении договоров на прием платежей за жилье и коммунальные услуги, ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ОАО «УК г. Тулы» препятствуют их выходу на рынок услуг по приему платежей за жилье и коммунальные услуги, что влечет нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». На заседании Комиссии представители филиала ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» заявили ходатайства о заключении ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги с ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк». Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания своими согласованными действиями препятствий к доступу на рынок по приему платежей за жилье и коммунальные услуги ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» путем экономически или технологически необоснованных отказов от заключения с ними договоров. 2. Удовлетворить заявленные ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» ходатайства о заключении соответствующих договоров. 3. Выдать ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» предписание о совершении действий (в рамках взятых на себя обязательств по заключенным между ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и жителями договоров по приему денежных средств от населения за жилье и коммунальные услуги и заключенным между ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» агентским договором), направленных на заключение договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги с ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» на условиях ранее заключенных ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» субагентских договоров. 4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» к административной ответственности. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. ПРЕДПИСАНИЕ 18 августа 2009 года г. Тула Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18 августа 2009 года по делу № 24-2/15-2009 о нарушении ОАО «Управляющая компания г. Тулы (300041, г. Тула, ул. Вересаева, 2) и ОАО «Информационно- вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» (300007, г. Тула, ул. Войкова, д. 4) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно- вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» в месячный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» путем совершении действий (в рамках взятых на себя обязательств по заключенным между ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и жителями договоров по приему денежных средств от населения за жилье и коммунальные услуги и заключенным между ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» агентским договором), направленных на заключение договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги с ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» на условиях ранее заключенных ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» субагентских договоров. 2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тульское УФАС России в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания.
stdClass Object ( [vid] => 6336 [uid] => 1 [title] => РЕШЕНИЕ По делу №24-2/15-2009 по признакам нарушения ОАО «Управляющая компания г. Тулы» Федерального закона «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6336 [type] => solution [language] => ru [created] => 1250539200 [changed] => 1368719629 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719629 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ По делу №24-2/15-2009 по признакам нарушения ОАО «Управляющая компания г. Тулы» Федерального закона «О защите конкуренции» 18 августа 2009 года г. Тула Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > в присутствии: 1. < --- >– представителя ОАО «ИВЦ ЖКХ» по доверенности от 22.04.2009 № 47-09, 2. < --- > – представителя ОАО «ИВЦ ЖКХ» по доверенности от 22.04.2009 № 48-09, 3. < --- > – представителя ОАО «ИВЦ ЖКХ» по доверенности от 20.05.2009 № 1263, 4. < --- > – представителя АКБ «Русславбанк» (ЗАО) по доверенности от 03.03.2009 № 32, 6. < --- > – представителя ФГУП «Почта России» по доверенности от 04.05.2009 б/н, в отсутствие законного представителя ОАО «Управляющая компания г. Тулы», уведомленного надлежащим образом (в ходе заседания Комиссии было получено ходатайство ОАО «Управляющая компания г. Тулы» об отложении рассмотрения дела, Комиссией было принято решение о рассмотрении дела в отсутствие законных представителей ОАО «Управляющая компания г. Тулы»), рассмотрев дело № 24-2/15-2009 по признакам нарушения ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» (г. Тула, ул. Вересаева, д. 2) и ОАО «ИВЦ ЖКХ» (г. Тула, ул. Войкова, д. 4) части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», УСТАНОВИЛА: Основанием для возбуждения настоящего дела явились заявления УФПС Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» (далее – филиал ФГУП «Почта России») и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» (ЗАО) (далее – АКБ «Русславбанк») о нарушении МУП «Управляющая компания г. Тулы» (в настоящее время – на основании постановления главы администрации города Тулы от 21.10.2008 № 4230 правопреемником МУП «Управляющая компания г. Тулы» является ОАО «Управляющая компания г. Тулы») и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ОАО «ИВЦ ЖКХ») антимонопольного законодательства. По мнению заявителей, ОАО «ИВЦ ЖКХ» необоснованно отказывается заключить с ними договоры на оказание услуг по приему платежей за жилье и коммунальные услуги от населения, а ОАО «Управляющая компания г. Тулы» (далее – ОАО «УК г. Тулы») не предпринимает никаких действий по рассмотрению их предложений о заключении таких договоров. К материалам дела также приобщено поступившее в Управление обращение заместителя губернатора Тульской области Артемьева А.И., который, учитывая социальную значимость для населения вопроса по приему платежей за жилье и коммунальные услуги, просит рассмотреть правомерность требований филиала ФГУП «Почта России» о возобновлении приема почтовыми отделениями указанных платежей от населения города Тулы. Ранее филиал ФГУП «Почта России» осуществлял прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги на основании трехстороннего договора от 02.08.2005 № 122, заключенного между МУ «ГСЕЗ» (правопреемник - МУП «Управляющая компания г. Тулы»), ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ФГУП «Почта России», который расторгнут по инициативе МУ «ГСЕЗ» в июне 2006 года. В настоящее время филиал ФГУП «Почта России» на основании договора № 644/54-63-0007 от 01.01.2005 осуществляет от имени и в интересах ООО «Туларегионгаз» прием платежей от населения за газ; у ОАО «ИВЦ ЖКХ» аналогичный договор с ООО «Туларегионгаз» отсутствуют. Сложившаяся ситуация создает определенные неудобства для населения, поскольку оно не имеет возможности осуществлять платежи за жилье и все коммунальные услуги в одном месте. Об этом же свидетельствуют и письма граждан, представленные в Управление филиалом ФГУП «Почта России». ОАО «ИВЦ ЖКХ» на основании агентского договора от 15.09.2006 г. № 60-06 является агентом ОАО «УК г. Тулы» (крупной управляющей организации города Тула) по приему платежей от населения за жилье и коммунальные услуги. Согласно пункту 1.1 данного договора ОАО «ИВЦ ЖКХ» от имени и в интересах ОАО «УК г. Тулы» осуществляет прием платежей населения за жилье, коммунальные и другие услуги. Пунктом 40 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2007 № 307) определено, что потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами, а также поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ. Следовательно, население вправе вносить плату за жилье и коммунальные услуги не только в приемные пункты ОАО «ИВЦ ЖКХ», но и переводить их почтовыми или денежными переводами посредством почтовых отделений ФГУП «Почта России» или банков, в том числе АКБ «Русславбанк». Однако, за осуществление указанных переводов филиал ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» взимают с населения комиссионное вознаграждение. Учитывая, что расходы по сбору и обработке платежей входят в состав платы за содержание и ремонт жилья (письма МУП «Управляющая компания» от 31.10.2008 № 3792/01 и ОАО «УК г. Тулы» от 15.04.2009 № 1061/01, структура размера платы за содержание жилья), при оплате единых счет-квитанций в филиале ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» вынуждено дополнительно оплачивать услуги указанных организаций. При этом возврат денежных средств, уплаченных за данную услугу, ОАО «УК г. Тулы» гражданам не производит. В договоры управления многоквартирным домом (например, от 02.04.2008 № 210-108), заключенные ОАО «УК г. Тулы» с жителями, включено условие, обязывающее собственников вносить плату за жилье и коммунальные услуги в указанные управляющей организацией пункты - приемные пункты ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ее контрагентов. Кроме того, по условиям данных договоров в случае внесения платежей в организации, не включенные ОАО «УК г. Тулы» в перечень, при несвоевременном поступлении денежных средств на расчетный счет управляющей организации, на весь период нахождения в пути денежных средств начисляются пени. Таким образом, в вышеназванных случаях население, оплатившие коммунальные услуги в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса РФ, вынуждено дважды оплачивать услугу по приему платежей и пени. Согласно письму АКБ «Русславбанк» от 22.04.2009 № 44.3-16-06/41 и приложенным к нему платежным документам, денежные средства, принятые данным банком от клиента в отсутствие договоров на прием платежей за жилье и коммунальные услуги с ОАО «УК г. Тулы» и (или) ОАО «ИВЦ ЖКХ», на лицевой счет клиента не зачислены. Таким образом, отказ ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» от заключения договоров на прием платежей от населения с филиалом ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» ущемляет права граждан на выбор способа оплаты за жилье и коммунальные услуги, а также на выбор организации, принимающей платежи. Учитывая, что в ходе рассмотрения дела доминирующее положение ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» на рынке услуг по приему платежей за жилье и коммунальные услуги не доказано, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях указанных организаций нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Из материалов дела следует, что филиал ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» обращались в ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ОАО «УК г. Тулы» для решения вопроса о заключении договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги на тех же условиях, что и у контрагентов, оказывающих услуги по приему платежей за жилье и коммунальные услуги по единой счет - квитанции. Однако, ОАО «ИВЦ ЖКХ» отказало филиалу ФГУП «Почта России» в заключении указанного договора по следующим основаниям (письма № 794 от 18.09.2008, № 353 от 27.03.2008, № 419 от 24.04.2008): - ОАО «ИВЦ ЖКХ» не является поставщиком коммунальных услуг, а осуществляет свою деятельность по агентскому договору с ОАО «УК г. Тулы», перед которым несет определенные обязательства и ответственность согласно договору и статье 1009 ГК РФ; - собственные экономические, технические возможности и уже достигнутые соглашения с управляющими компаниями, действующие договорные отношения не позволяют заключать договоры; - ОАО «ИВЦ ЖКХ» в силу норм статьи 421 ГК РФ свободно в заключении договора. Указанные аргументы не могут быть приняты во внимание Комиссией в связи с тем, что ОАО «ИВЦ ЖКХ» без предусмотренного пунктом 4.4 агентского договора согласования с ОАО «УК г. Тулы» (письма от 11.08.2009 № 3300/01 и от 10.08.2009 № 1644), , самостоятельно заключило с пятью коммерческими банками субагентские договоры, которые действуют в настоящее время. ОАО «ИВЦ ЖКХ» также ссылается на то, что филиал ФГУП «Почта России» зарекомендовал себя как недобросовестный исполнитель (письмо от 14.04.2009 № 888). Однако никаких доказательств, подтверждающих данное утверждение, в Управление представлено не было. ОАО «ИВЦ ЖКХ» свои отказы от заключения договоров мотивирует также частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей, что юридические лица свободны в заключении договора. Данное утверждение не может быть принято Комиссией во внимание, так как согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции. Письмами от 24.09.2008 № 826, от 06.08.2008 № 696, от 14.04.2009 № 888 ОАО «ИВЦ ЖКХ» отказало АКБ «Русславбанк» в заключении договора на прием денежных средств от населения за жилье и коммунальные услуги договора по причине отсутствия экономической целесообразности, действующих договорных отношений. По мнению ОАО «ИВЦ ЖКХ», договор с АКБ «Русславбанк» также не может быть заключен по причине того, что последнее не является поставщиком жилищно-коммунальных услуг. Данное объяснение Комиссия считает немотивированным, так как коммерческие банки, с которыми ОАО «ИВЦ ЖКХ» ранее заключило договоры, также не являются поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Документы с указанием экономических показателей (прибыль, рентабельность, объемы оказываемых услуг, спрос на оказываемые услуги и т.д.), подтверждающие отсутствие экономической целесообразности в заключении субагентских договоров с иными организациями (в том числе, АКБ «Русславбанк»), также представлены не были. Изложенное свидетельствует о том, что ОАО «ИВЦ ЖКХ» при бездействии ОАО «УК г. Тулы» по своему усмотрению выбирает субагентов для заключения договоров по приему денежных средств от населения по единой счет - квитанции. ОАО «УК г. Тулы» до июля 2009 года оставляло без ответа предложения АКБ «Русславбанк» и филиалу ФГУП «Почта России» о заключении с ними агентских договоров на прием платежей от населения, что также свидетельствует о бездействии ОАО «УК г. Тулы» по данному вопросу. Из письменных и устных объяснений ОАО «УК г. Тулы» (письмо от 15.04.2009 № 1061/01) следует, что ОАО «УК г. Тулы» проводило анализ рынка услуг по приему платежей за жилье и коммунальные услуги, показавшего, что ОАО «ИВЦ ЖКХ» является единственной организацией в г. Туле, оказывающий полный комплекс услуг по интегрированной обработке платежей, печати квитанций. Однако, ОАО «УК г. Тулы» не было принято во внимание то обстоятельство, что прием денежных средств от населения за жилье и коммунальные услуги могут осуществлять, помимо ОАО «ИВЦ ЖКХ», другие организации. В своих письмах от 17.06.2009 № 2178/01 и от 11.08.09 № 3300/01 ОАО «УК г. Тулы» указывает, что ОАО «ИВЦ ЖКХ» предложило самые выгодные условия по размеру платы за прием платежей, по сравнению с другими кредитными организациями. Так, пунктом 3.1 (в редакции дополнительного соглашения от 15.09.2006 № 2) агентского договора от 15.09.2006 г. № 60-06 стоимость выполняемых ОАО «ИВЦ ЖКХ» работ по приему платежей от населения за жилье и коммунальные услуги составляет 0,77 % от суммы принятых в пользу ОАО «УК г. Тулы» платежей. Однако, офертой договора от 01.07.2009 № 445 на прием платежей физических лиц, направленной филиалом ФГУП «Почта России» в адрес ОАО «УК г. Тулы», было предложено выполнение работ по приему платежей населения по оплате жилищно-коммунальных услуг за вознаграждение 0,67 % от суммы поступивших денежных средств. Аналогичные условия были предложены ОАО «УК г. Тулы» АКБ «Русславбанк» офертой договора, направленной 29.06.2009г. Оферты договоров на прием платежей от населения с аналогичными условиями были направлены филиалом ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» в ОАО «ИВЦ ЖКХ». ОАО «УК г. Тулы», указав в письме от 27.07.2009 № 3141/01 на то, что не осуществляет деятельность по приему платежей от физических лиц, а ОАО «ИВЦ ЖКХ» является агентом общества, осуществляющим функции бухгалтерской службы в части приема платежей от населения, предложило рассмотреть вопрос о заключении указанных договоров с филиалом ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк». Отказ ОАО «УК г. Тулы» рассмотреть вопрос о заключении договоров с филиалом ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» на более выгодных, по сравнению с ОАО «ИВЦ ЖКХ», условиях, и передача принятия решения на усмотрение ОАО «ИВЦ ЖКХ», для которой, в случае заключения договоров, филиал ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» стали бы конкурирующими организациями., свидетельствуют о согласованных действиях ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ», которые создают препятствия доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом, объективных причин для практически синхронного совершения различными хозяйствующими субъектами – ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ОАО «УК г. Тулы» единообразных действий по отказу филиалу ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» в заключении договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги не имеется. Таким образом, необоснованно отказывая филиалу ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» в заключении договоров на прием платежей за жилье и коммунальные услуги, ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ОАО «УК г. Тулы» препятствуют их выходу на рынок услуг по приему платежей за жилье и коммунальные услуги, что влечет нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». На заседании Комиссии представители филиала ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» заявили ходатайства о заключении ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги с ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк». Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания своими согласованными действиями препятствий к доступу на рынок по приему платежей за жилье и коммунальные услуги ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» путем экономически или технологически необоснованных отказов от заключения с ними договоров. 2. Удовлетворить заявленные ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» ходатайства о заключении соответствующих договоров. 3. Выдать ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» предписание о совершении действий (в рамках взятых на себя обязательств по заключенным между ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и жителями договоров по приему денежных средств от населения за жилье и коммунальные услуги и заключенным между ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» агентским договором), направленных на заключение договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги с ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» на условиях ранее заключенных ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» субагентских договоров. 4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» к административной ответственности. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. ПРЕДПИСАНИЕ 18 августа 2009 года г. Тула Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18 августа 2009 года по делу № 24-2/15-2009 о нарушении ОАО «Управляющая компания г. Тулы (300041, г. Тула, ул. Вересаева, 2) и ОАО «Информационно- вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» (300007, г. Тула, ул. Войкова, д. 4) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно- вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» в месячный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» путем совершении действий (в рамках взятых на себя обязательств по заключенным между ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и жителями договоров по приему денежных средств от населения за жилье и коммунальные услуги и заключенным между ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» агентским договором), направленных на заключение договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги с ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» на условиях ранее заключенных ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» субагентских договоров. 2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тульское УФАС России в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания. [summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

По делу №24-2/15-2009 по признакам нарушения ОАО «Управляющая компания г. Тулы»
Федерального закона «О защите конкуренции»

18 августа 2009 года

г. Тула

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

в присутствии:

1. – представителя ОАО «ИВЦ ЖКХ» по доверенности от 22.04.2009 № 47-09,

2. – представителя ОАО «ИВЦ ЖКХ» по доверенности от 22.04.2009 № 48-09,

3. – представителя ОАО «ИВЦ ЖКХ» по доверенности от 20.05.2009 № 1263,

4. – представителя АКБ «Русславбанк» (ЗАО) по доверенности от 03.03.2009 № 32,

6. – представителя ФГУП «Почта России» по доверенности от 04.05.2009 б/н,

в отсутствие законного представителя ОАО «Управляющая компания г. Тулы», уведомленного надлежащим образом (в ходе заседания Комиссии было получено ходатайство ОАО «Управляющая компания г. Тулы» об отложении рассмотрения дела, Комиссией было принято решение о рассмотрении дела в отсутствие законных представителей ОАО «Управляющая компания г. Тулы»),

рассмотрев дело № 24-2/15-2009 по признакам нарушения ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» (г. Тула, ул. Вересаева, д. 2) и ОАО «ИВЦ ЖКХ» (г. Тула, ул. Войкова, д. 4) части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения настоящего дела явились заявления УФПС Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» (далее – филиал ФГУП «Почта России») и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» (ЗАО) (далее – АКБ «Русславбанк») о нарушении МУП «Управляющая компания г. Тулы» (в настоящее время – на основании постановления главы администрации города Тулы от 21.10.2008 № 4230 правопреемником МУП «Управляющая компания г. Тулы» является ОАО «Управляющая компания г. Тулы») и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ОАО «ИВЦ ЖКХ») антимонопольного законодательства.

По мнению заявителей, ОАО «ИВЦ ЖКХ» необоснованно отказывается заключить с ними договоры на оказание услуг по приему платежей за жилье и коммунальные услуги от населения, а ОАО «Управляющая компания г. Тулы» (далее – ОАО «УК г. Тулы») не предпринимает никаких действий по рассмотрению их предложений о заключении таких договоров.

К материалам дела также приобщено поступившее в Управление обращение заместителя губернатора Тульской области Артемьева А.И., который, учитывая социальную значимость для населения вопроса по приему платежей за жилье и коммунальные услуги, просит рассмотреть правомерность требований филиала ФГУП «Почта России» о возобновлении приема почтовыми отделениями указанных платежей от населения города Тулы.

Ранее филиал ФГУП «Почта России» осуществлял прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги на основании трехстороннего договора от 02.08.2005 № 122, заключенного между МУ «ГСЕЗ» (правопреемник - МУП «Управляющая компания г. Тулы»), ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ФГУП «Почта России», который расторгнут по инициативе МУ «ГСЕЗ» в июне 2006 года.

В настоящее время филиал ФГУП «Почта России» на основании договора № 644/54-63-0007 от 01.01.2005 осуществляет от имени и в интересах ООО «Туларегионгаз» прием платежей от населения за газ; у ОАО «ИВЦ ЖКХ» аналогичный договор с ООО «Туларегионгаз» отсутствуют.

Сложившаяся ситуация создает определенные неудобства для населения, поскольку оно не имеет возможности осуществлять платежи за жилье и все коммунальные услуги в одном месте. Об этом же свидетельствуют и письма граждан, представленные в Управление филиалом ФГУП «Почта России».

ОАО «ИВЦ ЖКХ» на основании агентского договора от 15.09.2006 г. № 60-06 является агентом ОАО «УК г. Тулы» (крупной управляющей организации города Тула) по приему платежей от населения за жилье и коммунальные услуги.

Согласно пункту 1.1 данного договора ОАО «ИВЦ ЖКХ» от имени и в интересах ОАО «УК г. Тулы» осуществляет прием платежей населения за жилье, коммунальные и другие услуги.
Пунктом 40 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2007 № 307) определено, что потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами, а также поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ.

Следовательно, население вправе вносить плату за жилье и коммунальные услуги не только в приемные пункты ОАО «ИВЦ ЖКХ», но и переводить их почтовыми или денежными переводами посредством почтовых отделений ФГУП «Почта России» или банков, в том числе АКБ «Русславбанк».

Однако, за осуществление указанных переводов филиал ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» взимают с населения комиссионное вознаграждение.

Учитывая, что расходы по сбору и обработке платежей входят в состав платы за содержание и ремонт жилья (письма МУП «Управляющая компания» от 31.10.2008 № 3792/01 и ОАО «УК г. Тулы» от 15.04.2009 № 1061/01, структура размера платы за содержание жилья), при оплате единых счет-квитанций в филиале ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» вынуждено дополнительно оплачивать услуги указанных организаций. При этом возврат денежных средств, уплаченных за данную услугу, ОАО «УК г. Тулы» гражданам не производит.

В договоры управления многоквартирным домом (например, от 02.04.2008 № 210-108), заключенные ОАО «УК г. Тулы» с жителями, включено условие, обязывающее собственников вносить плату за жилье и коммунальные услуги в указанные управляющей организацией пункты - приемные пункты ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ее контрагентов.

Кроме того, по условиям данных договоров в случае внесения платежей в организации, не включенные ОАО «УК г. Тулы» в перечень, при несвоевременном поступлении денежных средств на расчетный счет управляющей организации, на весь период нахождения в пути денежных средств начисляются пени.

Таким образом, в вышеназванных случаях население, оплатившие коммунальные услуги в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса РФ, вынуждено дважды оплачивать услугу по приему платежей и пени.

Согласно письму АКБ «Русславбанк» от 22.04.2009 № 44.3-16-06/41 и приложенным к нему платежным документам, денежные средства, принятые данным банком от клиента в отсутствие договоров на прием платежей за жилье и коммунальные услуги с ОАО «УК г. Тулы» и (или) ОАО «ИВЦ ЖКХ», на лицевой счет клиента не зачислены.

Таким образом, отказ ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» от заключения договоров на прием платежей от населения с филиалом ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» ущемляет права граждан на выбор способа оплаты за жилье и коммунальные услуги, а также на выбор организации, принимающей платежи.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела доминирующее положение ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» на рынке услуг по приему платежей за жилье и коммунальные услуги не доказано, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях указанных организаций нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Из материалов дела следует, что филиал ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» обращались в ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ОАО «УК г. Тулы» для решения вопроса о заключении договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги на тех же условиях, что и у контрагентов, оказывающих услуги по приему платежей за жилье и коммунальные услуги по единой счет - квитанции.

Однако, ОАО «ИВЦ ЖКХ» отказало филиалу ФГУП «Почта России» в заключении указанного договора по следующим основаниям (письма № 794 от 18.09.2008, № 353 от 27.03.2008, № 419 от 24.04.2008):

- ОАО «ИВЦ ЖКХ» не является поставщиком коммунальных услуг, а осуществляет свою деятельность по агентскому договору с ОАО «УК г. Тулы», перед которым несет определенные обязательства и ответственность согласно договору и статье 1009 ГК РФ;

- собственные экономические, технические возможности и уже достигнутые соглашения с управляющими компаниями, действующие договорные отношения не позволяют заключать договоры;

- ОАО «ИВЦ ЖКХ» в силу норм статьи 421 ГК РФ свободно в заключении договора.
Указанные аргументы не могут быть приняты во внимание Комиссией в связи с тем, что ОАО «ИВЦ ЖКХ» без предусмотренного пунктом 4.4 агентского договора согласования с ОАО «УК г. Тулы» (письма от 11.08.2009 № 3300/01 и от 10.08.2009 № 1644), , самостоятельно заключило с пятью коммерческими банками субагентские договоры, которые действуют в настоящее время.

ОАО «ИВЦ ЖКХ» также ссылается на то, что филиал ФГУП «Почта России» зарекомендовал себя как недобросовестный исполнитель (письмо от 14.04.2009 № 888). Однако никаких доказательств, подтверждающих данное утверждение, в Управление представлено не было.
ОАО «ИВЦ ЖКХ» свои отказы от заключения договоров мотивирует также частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей, что юридические лица свободны в заключении договора.

Данное утверждение не может быть принято Комиссией во внимание, так как согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Письмами от 24.09.2008 № 826, от 06.08.2008 № 696, от 14.04.2009 № 888 ОАО «ИВЦ ЖКХ» отказало АКБ «Русславбанк» в заключении договора на прием денежных средств от населения за жилье и коммунальные услуги договора по причине отсутствия экономической целесообразности, действующих договорных отношений.

По мнению ОАО «ИВЦ ЖКХ», договор с АКБ «Русславбанк» также не может быть заключен по причине того, что последнее не является поставщиком жилищно-коммунальных услуг.

Данное объяснение Комиссия считает немотивированным, так как коммерческие банки, с которыми ОАО «ИВЦ ЖКХ» ранее заключило договоры, также не являются поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

Документы с указанием экономических показателей (прибыль, рентабельность, объемы оказываемых услуг, спрос на оказываемые услуги и т.д.), подтверждающие отсутствие экономической целесообразности в заключении субагентских договоров с иными организациями (в том числе, АКБ «Русславбанк»), также представлены не были.

Изложенное свидетельствует о том, что ОАО «ИВЦ ЖКХ» при бездействии ОАО «УК г. Тулы» по своему усмотрению выбирает субагентов для заключения договоров по приему денежных средств от населения по единой счет - квитанции.

ОАО «УК г. Тулы» до июля 2009 года оставляло без ответа предложения АКБ «Русславбанк» и филиалу ФГУП «Почта России» о заключении с ними агентских договоров на прием платежей от населения, что также свидетельствует о бездействии ОАО «УК г. Тулы» по данному вопросу.

Из письменных и устных объяснений ОАО «УК г. Тулы» (письмо от 15.04.2009 № 1061/01) следует, что ОАО «УК г. Тулы» проводило анализ рынка услуг по приему платежей за жилье и коммунальные услуги, показавшего, что ОАО «ИВЦ ЖКХ» является единственной организацией в г. Туле, оказывающий полный комплекс услуг по интегрированной обработке платежей, печати квитанций.

Однако, ОАО «УК г. Тулы» не было принято во внимание то обстоятельство, что прием денежных средств от населения за жилье и коммунальные услуги могут осуществлять, помимо ОАО «ИВЦ ЖКХ», другие организации.

В своих письмах от 17.06.2009 № 2178/01 и от 11.08.09 № 3300/01 ОАО «УК г. Тулы» указывает, что ОАО «ИВЦ ЖКХ» предложило самые выгодные условия по размеру платы за прием платежей, по сравнению с другими кредитными организациями. Так, пунктом 3.1 (в редакции дополнительного соглашения от 15.09.2006 № 2) агентского договора от 15.09.2006 г. № 60-06 стоимость выполняемых ОАО «ИВЦ ЖКХ» работ по приему платежей от населения за жилье и коммунальные услуги составляет 0,77 % от суммы принятых в пользу ОАО «УК г. Тулы» платежей.

Однако, офертой договора от 01.07.2009 № 445 на прием платежей физических лиц, направленной филиалом ФГУП «Почта России» в адрес ОАО «УК г. Тулы», было предложено выполнение работ по приему платежей населения по оплате жилищно-коммунальных услуг за вознаграждение 0,67 % от суммы поступивших денежных средств. Аналогичные условия были предложены ОАО «УК г. Тулы» АКБ «Русславбанк» офертой договора, направленной 29.06.2009г. Оферты договоров на прием платежей от населения с аналогичными условиями были направлены филиалом ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» в ОАО «ИВЦ ЖКХ».

ОАО «УК г. Тулы», указав в письме от 27.07.2009 № 3141/01 на то, что не осуществляет деятельность по приему платежей от физических лиц, а ОАО «ИВЦ ЖКХ» является агентом общества, осуществляющим функции бухгалтерской службы в части приема платежей от населения, предложило рассмотреть вопрос о заключении указанных договоров с филиалом ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк».

Отказ ОАО «УК г. Тулы» рассмотреть вопрос о заключении договоров с филиалом ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» на более выгодных, по сравнению с ОАО «ИВЦ ЖКХ», условиях, и передача принятия решения на усмотрение ОАО «ИВЦ ЖКХ», для которой, в случае заключения договоров, филиал ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» стали бы конкурирующими организациями., свидетельствуют о согласованных действиях ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ», которые создают препятствия доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам.

При этом, объективных причин для практически синхронного совершения различными хозяйствующими субъектами – ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ОАО «УК г. Тулы» единообразных действий по отказу филиалу ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» в заключении договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги не имеется.

Таким образом, необоснованно отказывая филиалу ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» в заключении договоров на прием платежей за жилье и коммунальные услуги, ОАО «ИВЦ ЖКХ» и ОАО «УК г. Тулы» препятствуют их выходу на рынок услуг по приему платежей за жилье и коммунальные услуги, что влечет нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии представители филиала ФГУП «Почта России» и АКБ «Русславбанк» заявили ходатайства о заключении ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги с ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк».

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания своими согласованными действиями препятствий к доступу на рынок по приему платежей за жилье и коммунальные услуги ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» путем экономически или технологически необоснованных отказов от заключения с ними договоров.

2. Удовлетворить заявленные ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» ходатайства о заключении соответствующих договоров.

3. Выдать ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» предписание о совершении действий (в рамках взятых на себя обязательств по заключенным между ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и жителями договоров по приему денежных средств от населения за жилье и коммунальные услуги и заключенным между ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» агентским договором), направленных на заключение договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги с ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» на условиях ранее заключенных ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» субагентских договоров.

4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

18 августа 2009 года

г. Тула

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: ,

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18 августа 2009 года по делу № 24-2/15-2009 о нарушении ОАО «Управляющая компания г. Тулы (300041, г. Тула, ул. Вересаева, 2) и ОАО «Информационно- вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» (300007, г. Тула, ул. Войкова, д. 4) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно- вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» в месячный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» путем совершении действий (в рамках взятых на себя обязательств по заключенным между ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и жителями договоров по приему денежных средств от населения за жилье и коммунальные услуги и заключенным между ОАО «УК г. Тулы» и ОАО «ИВЦ ЖКХ» агентским договором), направленных на заключение договоров на прием платежей от населения за жилье и коммунальные услуги с ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» на условиях ранее заключенных ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» субагентских договоров.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тульское УФАС России в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» нарушили часть 1 статьи 11 Федерального закона от «О защите конкуренции» в части создания своими согласованными действиями препятствий к доступу на рынок по приему платежей за жилье и коммунальные услуги ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» путем экономически или технологически необоснованных отказов от заключения с ними договоров. [format] => full_html [safe_value] =>

ОАО «Управляющая компания г. Тулы» и ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» нарушили часть 1 статьи 11 Федерального закона от «О защите конкуренции» в части создания своими согласованными действиями препятствий к доступу на рынок по приему платежей за жилье и коммунальные услуги ФГУП «Почта России» и ОО «Тульский» Калужского филиала АКБ «Русславбанк» путем экономически или технологически необоснованных отказов от заключения с ними договоров.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-18 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-18 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321542287 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )