Р Е Ш Е Н И Е По делу №64-3/01-2011 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Плавский район Федерального закона «О защите конкуренции»

Номер дела: №64-3/01-2011
Дата публикации: 9 марта 2011, 19:26

Р Е Ш Е Н И Е По делу №64-3/01-2011 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Плавский район Федерального закона «О защите конкуренции» г.Тула Резолютивная часть решения оглашена "22" февраля 2011г. В полном объеме решение изготовлено "09" марта 2011г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, рассмотрев дело № 64-3/01-2011 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Плавский район (301470, Тульская область, г. Плавск, ул. Коммунаров, д.43) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования Плавский район и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями антимонопольного законодательства. Инспекцией Тульского УФАС России было установлено, что Собранием представителей муниципального образования Плавский район решением от 14.05.2009 № 3/19 утверждены Положение о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район (далее – Положение) и Правила организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район (далее – Правила), отдельные нормы которых противоречат антимонопольному законодательству. В ходе рассмотрения дела выявлено следующее. Пунктом 1.4 Положения установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела (далее – специализированная служба) – хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность погребения умерших, и который согласно нормам пункта 2.2 Положения создается администрацией муниципального образования Плавский район либо привлекается путем размещения муниципального заказа. При этом Положением установлены следующие нормы: -пунктом 6.2: в иных случаях возможность волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) на указанном им месте погребения определяется специализированной службой; -пунктом 11.3: земельный участок под захоронение отводится специализированной службой согласно плану кладбища, утвержденному в установленном порядке; -пунктом 13.1: общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом волеизъявления либо по решению специализированной службы. Кроме того, Правилами установлены следующие нормы: -пунктом 2.3: каждое захоронение регистрируется специализированной службой в книге установленной формы; -пунктом 2.5: при наличии свободного места около могилы родственников с письменного разрешения специализированной службы разрешается подзахоронение на этом участке; -пунктом 2.8: перезахоронение останков умерших возможно по решению специализированной службы; -статьей 5: в части возложения на специализированную службу ответственности за организацию похоронного обслуживания, благоустройство мест захоронения и санитарное состояние территории кладбища, а также обязанности обеспечить: своевременную подготовку могил, захоронение умерших, подготовку регистрационных знаков, соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения и правил подготовки могил, работу по систематической уборке дорожек общего пользования, проходов и других участков хозяйственного назначения (кроме могил) от мусора – в летнее время и от снега – в зимнее время; -статьей 6: специализированная служба обеспечивает контроль санитарного состояния территории кладбищ, сообщает органам милиции общественной безопасности о фактах нарушения общественного порядка. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – закон о погребении) организацию похоронного дела осуществляют органы местного самоуправления, тогда как погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела. Системный анализ норм Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", введенных в действие с 15.06.2003г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 35, позволяет сделать вывод о том, что кладбища представляют собой прежде всего земельный участок, на котором предусматриваются определенные функциональные зоны. Согласно пункту 3 части 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения, а полномочия по предоставлению земельных участков в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Таким образом, предоставление земельного участка непосредственно под захоронение (погребение) тела умершего также относится к полномочиям органов местного самоуправления. Учет и регистрация захоронений, предоставление земельного участка непосредственно под захоронение (погребение) тела умершего, контрольно-разрешительные функции, возложенные на хозяйствующий субъект (специализированную службу) нормами пунктов 6.2, 11.3, 13.1 Положения, пунктов 2.3, 2.5, 2.8 и статей 5-6 Правил, наделяет его контрольно-распорядительными функциями и функциями и полномочиями органов местного самоуправления, что создает преимущественные условия для деятельности специализированной службы как хозяйствующего субъекта. Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении от 23.09.2008 № 12027/07 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о том, что выделение земельных участков под захоронение, регистрация захоронений, а также наделение хозяйствующего субъекта контрольно-распорядительными функциями противоречат нормам закона о погребении и антимонопольного законодательства. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 23.03.2007 № АК/3795 "О разъяснении применения антимонопольного законодательства", письмом Министерства регионального развития РФ от 23.07.2007 № 13741-ЮТ/07 "О деятельности организаций на рынке ритуальных услуг", Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008г. № 12027/07, нормами закона о погребении, оказание ритуальных услуг является конкурентной сферой деятельности. Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов (в данном случае – специализированной службы) функциями и правами органов местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и/или совершать действия/бездействие, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, иные ограничения прав хозяйствующих субъектов, в том числе создание преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту (в данном случае – специализированной службе) по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на том же товарном рынке, если такие акты и/или действия (бездействие) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг. Исследовав письменные доказательства и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу, что нормы пунктов 6.2, 11.3, 13.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район, пунктов 2.3, 2.5, 2.8 и статей 5-6 Правил организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, противоречат требованиям частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также наделять хозяйствующие субъекты функциями и полномочиями органов местного самоуправления. Кроме того, наделение хозяйствующего субъекта (специализированной службы) разрешительными полномочиями может явиться барьером для иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере похоронного дела, на оказание всего комплекса ритуальных услуг. Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать Собрание представителей муниципального образования Плавский район нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части включения в Положение о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район норм, установленных пунктами 6.2, 11.3, 13.1 и в Правила организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район норм, установленных пунктами 2.3, 2.5, 2.8, статьями 5-6, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, наделяющих хозяйствующий субъект (специализированную службу по организации похоронного дела) функциями и полномочиями органов местного самоуправления, а также контрольно-разрешительными функциями может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг и создает хозяйствующему субъекту (специализированной службе по вопросам похоронного дела) преимущественные условия деятельности на товарном рынке оказания ритуальных услуг в географических границах муниципального образования Плавский район. 2. Выдать Собранию представителей муниципального образования Плавский район предписание об изменении норм пунктов 6.2, 11.3, 13.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район, и норм пунктов 2.3, 2.5, 2.8, статей 5-6 Правил организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, в соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". 3. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания представителей муниципального образования Плавский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. ПРЕДПИСАНИЕ 09.03.2011г. г. Тула Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 09.03.2011г. по делу № 64-3/01-2011 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Плавский район (301470, Тульская область, г. Плавск, ул. Коммунаров, д.43) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" ПРЕДПИСЫВАЕТ: Собранию представителей муниципального образования Плавский район в срок до 15.04.2011г. прекратить нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части включения в Положение о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район норм пунктов 6.2, 11.3, 13.1 и в Правила организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район норм пунктов 2.3, 2.5, 2.8, статей 5-6, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, наделяющих хозяйствующий субъект (специализированную службу по организации похоронного дела) функциями и полномочиями органов местного самоуправления, а также контрольно-разрешительными функциями, создающими хозяйствующему субъекту (специализированной службе по вопросам похоронного дела) преимущественные условия деятельности на товарном рынке оказания ритуальных услуг в географических границах муниципального образования Плавский район, а именно: изменить нормы пунктов 6.2, 11.3, 13.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район и нормы пунктов 2.3, 2.5, 2.8, статей 5-6 Правил организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, в соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его получения. Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6410 [uid] => 1 [title] => Р Е Ш Е Н И Е По делу №64-3/01-2011 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Плавский район Федерального закона «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6410 [type] => solution [language] => ru [created] => 1299677191 [changed] => 1368719629 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719629 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е По делу №64-3/01-2011 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Плавский район Федерального закона «О защите конкуренции» г.Тула Резолютивная часть решения оглашена "22" февраля 2011г. В полном объеме решение изготовлено "09" марта 2011г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, рассмотрев дело № 64-3/01-2011 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Плавский район (301470, Тульская область, г. Плавск, ул. Коммунаров, д.43) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования Плавский район и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями антимонопольного законодательства. Инспекцией Тульского УФАС России было установлено, что Собранием представителей муниципального образования Плавский район решением от 14.05.2009 № 3/19 утверждены Положение о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район (далее – Положение) и Правила организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район (далее – Правила), отдельные нормы которых противоречат антимонопольному законодательству. В ходе рассмотрения дела выявлено следующее. Пунктом 1.4 Положения установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела (далее – специализированная служба) – хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность погребения умерших, и который согласно нормам пункта 2.2 Положения создается администрацией муниципального образования Плавский район либо привлекается путем размещения муниципального заказа. При этом Положением установлены следующие нормы: -пунктом 6.2: в иных случаях возможность волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) на указанном им месте погребения определяется специализированной службой; -пунктом 11.3: земельный участок под захоронение отводится специализированной службой согласно плану кладбища, утвержденному в установленном порядке; -пунктом 13.1: общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом волеизъявления либо по решению специализированной службы. Кроме того, Правилами установлены следующие нормы: -пунктом 2.3: каждое захоронение регистрируется специализированной службой в книге установленной формы; -пунктом 2.5: при наличии свободного места около могилы родственников с письменного разрешения специализированной службы разрешается подзахоронение на этом участке; -пунктом 2.8: перезахоронение останков умерших возможно по решению специализированной службы; -статьей 5: в части возложения на специализированную службу ответственности за организацию похоронного обслуживания, благоустройство мест захоронения и санитарное состояние территории кладбища, а также обязанности обеспечить: своевременную подготовку могил, захоронение умерших, подготовку регистрационных знаков, соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения и правил подготовки могил, работу по систематической уборке дорожек общего пользования, проходов и других участков хозяйственного назначения (кроме могил) от мусора – в летнее время и от снега – в зимнее время; -статьей 6: специализированная служба обеспечивает контроль санитарного состояния территории кладбищ, сообщает органам милиции общественной безопасности о фактах нарушения общественного порядка. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – закон о погребении) организацию похоронного дела осуществляют органы местного самоуправления, тогда как погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела. Системный анализ норм Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", введенных в действие с 15.06.2003г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 35, позволяет сделать вывод о том, что кладбища представляют собой прежде всего земельный участок, на котором предусматриваются определенные функциональные зоны. Согласно пункту 3 части 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения, а полномочия по предоставлению земельных участков в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Таким образом, предоставление земельного участка непосредственно под захоронение (погребение) тела умершего также относится к полномочиям органов местного самоуправления. Учет и регистрация захоронений, предоставление земельного участка непосредственно под захоронение (погребение) тела умершего, контрольно-разрешительные функции, возложенные на хозяйствующий субъект (специализированную службу) нормами пунктов 6.2, 11.3, 13.1 Положения, пунктов 2.3, 2.5, 2.8 и статей 5-6 Правил, наделяет его контрольно-распорядительными функциями и функциями и полномочиями органов местного самоуправления, что создает преимущественные условия для деятельности специализированной службы как хозяйствующего субъекта. Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении от 23.09.2008 № 12027/07 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о том, что выделение земельных участков под захоронение, регистрация захоронений, а также наделение хозяйствующего субъекта контрольно-распорядительными функциями противоречат нормам закона о погребении и антимонопольного законодательства. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 23.03.2007 № АК/3795 "О разъяснении применения антимонопольного законодательства", письмом Министерства регионального развития РФ от 23.07.2007 № 13741-ЮТ/07 "О деятельности организаций на рынке ритуальных услуг", Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008г. № 12027/07, нормами закона о погребении, оказание ритуальных услуг является конкурентной сферой деятельности. Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов (в данном случае – специализированной службы) функциями и правами органов местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и/или совершать действия/бездействие, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, иные ограничения прав хозяйствующих субъектов, в том числе создание преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту (в данном случае – специализированной службе) по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на том же товарном рынке, если такие акты и/или действия (бездействие) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг. Исследовав письменные доказательства и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу, что нормы пунктов 6.2, 11.3, 13.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район, пунктов 2.3, 2.5, 2.8 и статей 5-6 Правил организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, противоречат требованиям частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также наделять хозяйствующие субъекты функциями и полномочиями органов местного самоуправления. Кроме того, наделение хозяйствующего субъекта (специализированной службы) разрешительными полномочиями может явиться барьером для иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере похоронного дела, на оказание всего комплекса ритуальных услуг. Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать Собрание представителей муниципального образования Плавский район нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части включения в Положение о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район норм, установленных пунктами 6.2, 11.3, 13.1 и в Правила организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район норм, установленных пунктами 2.3, 2.5, 2.8, статьями 5-6, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, наделяющих хозяйствующий субъект (специализированную службу по организации похоронного дела) функциями и полномочиями органов местного самоуправления, а также контрольно-разрешительными функциями может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг и создает хозяйствующему субъекту (специализированной службе по вопросам похоронного дела) преимущественные условия деятельности на товарном рынке оказания ритуальных услуг в географических границах муниципального образования Плавский район. 2. Выдать Собранию представителей муниципального образования Плавский район предписание об изменении норм пунктов 6.2, 11.3, 13.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район, и норм пунктов 2.3, 2.5, 2.8, статей 5-6 Правил организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, в соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". 3. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания представителей муниципального образования Плавский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. ПРЕДПИСАНИЕ 09.03.2011г. г. Тула Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 09.03.2011г. по делу № 64-3/01-2011 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Плавский район (301470, Тульская область, г. Плавск, ул. Коммунаров, д.43) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" ПРЕДПИСЫВАЕТ: Собранию представителей муниципального образования Плавский район в срок до 15.04.2011г. прекратить нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части включения в Положение о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район норм пунктов 6.2, 11.3, 13.1 и в Правила организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район норм пунктов 2.3, 2.5, 2.8, статей 5-6, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, наделяющих хозяйствующий субъект (специализированную службу по организации похоронного дела) функциями и полномочиями органов местного самоуправления, а также контрольно-разрешительными функциями, создающими хозяйствующему субъекту (специализированной службе по вопросам похоронного дела) преимущественные условия деятельности на товарном рынке оказания ритуальных услуг в географических границах муниципального образования Плавский район, а именно: изменить нормы пунктов 6.2, 11.3, 13.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район и нормы пунктов 2.3, 2.5, 2.8, статей 5-6 Правил организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, в соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его получения. Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е По делу №64-3/01-2011 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Плавский район Федерального закона «О защите конкуренции» г.Тула Резолютивная часть решения оглашена "22" февраля 2011г. В полном объеме решение изготовлено "09" марта 2011г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, рассмотрев дело № 64-3/01-2011 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Плавский район (301470, Тульская область, г. Плавск, ул. Коммунаров, д.43) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования Плавский район и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями антимонопольного законодательства. Инспекцией Тульского УФАС России было установлено, что Собранием представителей муниципального образования Плавский район решением от 14.05.2009 № 3/19 утверждены Положение о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район (далее – Положение) и Правила организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район (далее – Правила), отдельные нормы которых противоречат антимонопольному законодательству. В ходе рассмотрения дела выявлено следующее. Пунктом 1.4 Положения установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела (далее – специализированная служба) – хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность погребения умерших, и который согласно нормам пункта 2.2 Положения создается администрацией муниципального образования Плавский район либо привлекается путем размещения муниципального заказа. При этом Положением установлены следующие нормы: -пунктом 6.2: в иных случаях возможность волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) на указанном им месте погребения определяется специализированной службой; -пунктом 11.3: земельный участок под захоронение отводится специализированной службой согласно плану кладбища, утвержденному в установленном порядке; -пунктом 13.1: общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом волеизъявления либо по решению специализированной службы. Кроме того, Правилами установлены следующие нормы: -пунктом 2.3: каждое захоронение регистрируется специализированной службой в книге установленной формы; -пунктом 2.5: при наличии свободного места около могилы родственников с письменного разрешения специализированной службы разрешается подзахоронение на этом участке; -пунктом 2.8: перезахоронение останков умерших возможно по решению специализированной службы; -статьей 5: в части возложения на специализированную службу ответственности за организацию похоронного обслуживания, благоустройство мест захоронения и санитарное состояние территории кладбища, а также обязанности обеспечить: своевременную подготовку могил, захоронение умерших, подготовку регистрационных знаков, соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения и правил подготовки могил, работу по систематической уборке дорожек общего пользования, проходов и других участков хозяйственного назначения (кроме могил) от мусора – в летнее время и от снега – в зимнее время; -статьей 6: специализированная служба обеспечивает контроль санитарного состояния территории кладбищ, сообщает органам милиции общественной безопасности о фактах нарушения общественного порядка. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – закон о погребении) организацию похоронного дела осуществляют органы местного самоуправления, тогда как погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела. Системный анализ норм Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", введенных в действие с 15.06.2003г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 35, позволяет сделать вывод о том, что кладбища представляют собой прежде всего земельный участок, на котором предусматриваются определенные функциональные зоны. Согласно пункту 3 части 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения, а полномочия по предоставлению земельных участков в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Таким образом, предоставление земельного участка непосредственно под захоронение (погребение) тела умершего также относится к полномочиям органов местного самоуправления. Учет и регистрация захоронений, предоставление земельного участка непосредственно под захоронение (погребение) тела умершего, контрольно-разрешительные функции, возложенные на хозяйствующий субъект (специализированную службу) нормами пунктов 6.2, 11.3, 13.1 Положения, пунктов 2.3, 2.5, 2.8 и статей 5-6 Правил, наделяет его контрольно-распорядительными функциями и функциями и полномочиями органов местного самоуправления, что создает преимущественные условия для деятельности специализированной службы как хозяйствующего субъекта. Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении от 23.09.2008 № 12027/07 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о том, что выделение земельных участков под захоронение, регистрация захоронений, а также наделение хозяйствующего субъекта контрольно-распорядительными функциями противоречат нормам закона о погребении и антимонопольного законодательства. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 23.03.2007 № АК/3795 "О разъяснении применения антимонопольного законодательства", письмом Министерства регионального развития РФ от 23.07.2007 № 13741-ЮТ/07 "О деятельности организаций на рынке ритуальных услуг", Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008г. № 12027/07, нормами закона о погребении, оказание ритуальных услуг является конкурентной сферой деятельности. Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов (в данном случае – специализированной службы) функциями и правами органов местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и/или совершать действия/бездействие, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, иные ограничения прав хозяйствующих субъектов, в том числе создание преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту (в данном случае – специализированной службе) по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на том же товарном рынке, если такие акты и/или действия (бездействие) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг. Исследовав письменные доказательства и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу, что нормы пунктов 6.2, 11.3, 13.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район, пунктов 2.3, 2.5, 2.8 и статей 5-6 Правил организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, противоречат требованиям частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также наделять хозяйствующие субъекты функциями и полномочиями органов местного самоуправления. Кроме того, наделение хозяйствующего субъекта (специализированной службы) разрешительными полномочиями может явиться барьером для иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере похоронного дела, на оказание всего комплекса ритуальных услуг. Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать Собрание представителей муниципального образования Плавский район нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части включения в Положение о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район норм, установленных пунктами 6.2, 11.3, 13.1 и в Правила организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район норм, установленных пунктами 2.3, 2.5, 2.8, статьями 5-6, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, наделяющих хозяйствующий субъект (специализированную службу по организации похоронного дела) функциями и полномочиями органов местного самоуправления, а также контрольно-разрешительными функциями может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг и создает хозяйствующему субъекту (специализированной службе по вопросам похоронного дела) преимущественные условия деятельности на товарном рынке оказания ритуальных услуг в географических границах муниципального образования Плавский район. 2. Выдать Собранию представителей муниципального образования Плавский район предписание об изменении норм пунктов 6.2, 11.3, 13.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район, и норм пунктов 2.3, 2.5, 2.8, статей 5-6 Правил организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, в соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". 3. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания представителей муниципального образования Плавский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. ПРЕДПИСАНИЕ 09.03.2011г. г. Тула Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 09.03.2011г. по делу № 64-3/01-2011 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Плавский район (301470, Тульская область, г. Плавск, ул. Коммунаров, д.43) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" ПРЕДПИСЫВАЕТ: Собранию представителей муниципального образования Плавский район в срок до 15.04.2011г. прекратить нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части включения в Положение о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район норм пунктов 6.2, 11.3, 13.1 и в Правила организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район норм пунктов 2.3, 2.5, 2.8, статей 5-6, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, наделяющих хозяйствующий субъект (специализированную службу по организации похоронного дела) функциями и полномочиями органов местного самоуправления, а также контрольно-разрешительными функциями, создающими хозяйствующему субъекту (специализированной службе по вопросам похоронного дела) преимущественные условия деятельности на товарном рынке оказания ритуальных услуг в географических границах муниципального образования Плавский район, а именно: изменить нормы пунктов 6.2, 11.3, 13.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Плавский район и нормы пунктов 2.3, 2.5, 2.8, статей 5-6 Правил организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования Плавский район, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Плавский район от 14.05.2009 № 3/19, в соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его получения. Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №64-3/01-2011 [format] => [safe_value] => №64-3/01-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Тульского ФАС России выдала предписание внести изменения в Положение о погребении и похоронном деле и Правила организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории МО Плавский район, в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите конкуренции".

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Тульского ФАС России выдала предписание внести изменения в Положение о погребении и похоронном деле и Правила организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории МО Плавский район, в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите конкуренции".

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-09 16:26:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-09 16:26:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321542287 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )