Р Е Ш Е Н И Е По делу № 64-3/14-2011 по признакам нарушения Собранием представителей МО Дубенский район , администрацией МО рабочий поселок Дубна Дубенского района Федерального закона "О защите конкуренции"

Номер дела: № 64-3/14-2011
Дата публикации: 22 июня 2011, 04:00

Р Е Ш Е Н И Е

 По делу № 64-3/14-2011 по признакам нарушения Собранием представителей МО Дубенский район , администрацией МО рабочий поселок Дубна Дубенского района  Федерального закона "О защите конкуренции"

 

 

                                                                                                                                     г. Тула

 

Резолютивная часть решения оглашена "06" июня 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено "22" июня 2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- >,

рассмотрев дело № 64-3/14-2011 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (ул. Первомайская, д. 33, п. Дубна, Тульская область, 301160), администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (ул. Первомайская, д. 37, г. Дубна, Тульская область, 301160) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело было возбуждено по инициативе управления по результатам анализа Решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район №8-2 от 03.03.2010 «Об утверждении Положения о погребении и похоронном дела на территории муниципального образования Дубенский район» (далее – Решение №8-2), которым утверждено Положение «О погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Дубенский район» (далее – Положение №8-2), содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Так частью 9 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела установлено, что для осуществления своих обязанностей по оказанию всего комплекса услуг по погребению в составе специализированной службы могут создаваться салоны-магазины, бюро, которые осуществляют в том числе оформление государственного свидетельства о смерти на основании медицинского свидетельства о смерти; оформление документов на отвод земельного участка для захоронения; оформление документов на повторное захоронение на основании письменного согласия лица, ответственного за захоронение (при предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность и удостоверение о захоронении.

Частью 2 статьи 3 указанного Порядка установлено, что специализированная служба осуществляет хозяйственную деятельность на местах погребения, включающую в себя содержание, в том числе благоустройство мест погребения.

Частью 2 Решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 25.11.2010 №18-5 « Об утверждении  Положения об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район» признано утратившим силу Решение №8-2 и утверждено Положение «Об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район» (Далее – Положение №18-5), содержащие следующие нарушения антимонопольного законодательства.

Часть 2 статьи 3 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела (Приложение №4 к Положению №18-5) устанавливает, что специализированная служба осуществляет хозяйственную деятельность на местах погребения, включающую в себя содержание, в том числе благоустройство мест погребения.

Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальной нуждой понимает обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Следовательно, выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой.

При этом пункт 14 части 2 статьи 55 указанного Закона поясняет, что в число случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) возможно, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков осуществляются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Следовательно, во всех остальных случаях органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Исходя из изложенного, наделение специализированной службы полномочиями по содержанию и благоустройству муниципального кладбища, противоречит нормам Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и норме части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), поскольку создает преимущественные условия деятельности для специализированной службы как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.

 

Часть 9 статьи 3 указанного Порядка устанавливает что, для осуществления своих обязанностей по оказанию всего комплекса услуг по погребению в составе специализированной службы могут создаваться салоны-магазины, бюро, которые осуществляют предоставление услуг агента похоронной службы или церемониймейстера; оформление государственного свидетельства о смерти на основании медицинского свидетельства о смерти; оформление документов на отвод земельного участка для захоронения; оформление документов на повторное захоронение на основании письменного согласия лица, ответственного за захоронение (при предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность и удостоверение о захоронении); продажу похоронных принадлежностей; доставку похоронных принадлежностей; перевозку умершего (в гробу) из дома или медицинского учреждения на кладбище; предоставление автокатафалка для перевозки гроба с телом и пассажирского автотранспорта для следования процессии на место погребения и возвращения участников похорон по указанному ими адресу; обеспечивает музыкальное сопровождение похорон; оформление заказа на изготовление и установку памятника на могиле; предоставление автокатафалка для междугородной перевозки гроба с телом; консультации граждан, предприятий, организаций, учреждений по вопросам организации и проведения похорон; оформление счетов-заказов на похороны и получение платы за предоставленные услуги, и товары по наличному и безличному расчетам.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

По смыслу норм закона о погребении статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой органами местного самоуправления, налагает на такую службу лишь обязанность оказывать услуги по погребению (ритуальные услуги), включенные в гарантийный перечень услуг, на безвозмездной основе, а также в случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего либо в случае отказа лиц, указанных в статье 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», от исполнения волеизъявления умершего.

Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, оформление документов на отвод земельного участка для захоронения и оформление документов на повторное захоронение на основании письменного согласия лица, ответственного за захоронение (при предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность и удостоверение о захоронении) относится к компетенции органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

 

В ходе рассмотрения настоящего дела, Тульским УФАС России было установлено, что администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (далее – Заказчик) 11 января 2011 года был заключен с МУП КХ «Дубенское» МО рабочий поселок Дубна Дубенского района (далее – Исполнитель) договор №2, пунктом 1.2. которого установлено, что исполнитель обязуется оказывать ряд услуг, в том числе, содержание кладбища, расположенного в границах муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района, а именно: обеспечивать работу по эффективному и своевременному обслуживанию посетителей кладбища, представлять и производить разметку места рытья могилы, осуществлять регистрацию захоронения умерших.

Пункт 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, признает унитарное предприятие коммерческой организацией, которая согласно пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, и как следствие получение дохода от осуществления им деятельности на определенном товарном рынке.

Пункт 5 статьи 4  Федерального закона «О защите конкуренции», под понятием «хозяйствующий субъект» понимает индивидуального предпринимателя, коммерческую организацию, а также некоммерческую организацию, осуществляющих деятельность, приносящую им доход.

Согласно пункта 1.7. Устава МУП коммунального хозяйства «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области  предприятие является коммерческой организацией.

Следовательно, МУП коммунального хозяйства «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области  является хозяйствующим субъектом.

Осуществление регистрации умерших является полномочиями органов местного самоуправления по смыслу части 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» которой установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Следовательно, передача указанных полномочий хозяйствующему субъекту является нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» которой запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Письмом №131 от 04.05.2011 администрация муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района уведомила Тульское УФАС России о расторжении договора № 2 от 11.01.2011 года, кроме того письмом №5 от 16.05.2011 МУП Коммунального хозяйства «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области  уведомило что договор №2 от 11.01.2011 расторгнут.

Однако, согласно представленному соглашению о расторжении договора на обслуживание кладбища стороны по обоюдному согласию договорились о расторжении иного договора, а именно договора заключенного 1 октября 2010 года, при этом само соглашение датировано 15 октября 2010 года.

Уведомление администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района МУП коммунального хозяйства «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области о расторжении договора №2 от 11.01.2011 в силу пунктов 6.3., 6.1., 6.2 договора не является его расторжением, так как срок действия договора установлен до 30.06.2011 года, а любые изменения и дополнения к договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон.

Таким образом, договор №2 от 11 января 2011 года, заключенный между администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района был заключенный с МУП КХ «Дубенское» МО рабочий поселок Дубна Дубенского района является действующим на настоящий момент.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.             Признать Собрание представителей муниципального образования Дубенский район нарушившим частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части включения в Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющимся Приложением №3 к Положению «Об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 25.11.2010 №18-5 « Об утверждении  Положения об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район» норм (части 2, 9 статьи 3), которые, могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.             Выдать Собранию представителей муниципального образования Дубенский район предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем отмены и/или приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства норм (части 2, 9 статьи 3) Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющимся Приложением №3 к Положению «Об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 25.11.2010 №18-5 « Об утверждении  Положения об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район».

3.             Признать администрацию муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района нарушившей часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с МУП Коммунальное хозяйство «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области договора №2 от 11.01.2011, в котором пунктом 2.1. договора в нарушение норм антимонопольного законодательства переданы полномочия органов местного самоуправления указанному хозяйствующему субъекту.

4.             Выдать администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области предписание о прекращении нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в договор №2 от 11.01.2011 заключенный с МУП Коммунальное хозяйство «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области нормы (пункт 1.2.), нарушающей антимонопольное законодательство, и недопущения подобных действий в дальнейшем.

5.             Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц органа местного самоуправления к административной ответственности.

6.             Оснований для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не усматривается.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 32

 

22 июня 2011 года                                                                                                               г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 07.06.2011 года по делу № 64-3/14-2011 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (ул. Первомайская, д. 33, п. Дубна, Тульская область, 301160), администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (ул. Первомайская, д. 37, г. Дубна, Тульская область, 301160) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.   Собранию представителей муниципального образования Дубенский район в срок до 15 июля 2011 года прекратить нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся во включении в Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющимся Приложением №3 к Положению «Об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 25.11.2010 №18-5 « Об утверждении  Положения об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район», норм (части 2, 9 статьи 3), которые, могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем отмены и/или приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства норм (части 2, 9 статьи 3) указанного Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

2.   О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 33

 

22 июня 2011 года                                                                                                             г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 07.06.2011 года по делу № 64-3/14-2011 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (ул. Первомайская, д. 33, п. Дубна, Тульская область, 301160), администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (ул. Первомайская, д. 37, г. Дубна, Тульская область, 301160) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.    Администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области в срок до 15 июля 2011 года прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении в договор №2 от 11.01.2011, заключенный с МУП Коммунальное хозяйство «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области, нормы (пункт 1.2.), которая в нарушение антимонопольного законодательства передала полномочия органа местного самоуправления хозяйствующему субъекту, и недопущения подобных действий в дальнейшем.

2.    О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6451 [uid] => 1 [title] => Р Е Ш Е Н И Е По делу № 64-3/14-2011 по признакам нарушения Собранием представителей МО Дубенский район , администрацией МО рабочий поселок Дубна Дубенского района Федерального закона "О защите конкуренции" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6451 [type] => solution [language] => ru [created] => 1308686400 [changed] => 1368719629 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719629 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 По делу № 64-3/14-2011 по признакам нарушения Собранием представителей МО Дубенский район , администрацией МО рабочий поселок Дубна Дубенского района  Федерального закона "О защите конкуренции"

 

 

                                                                                                                                     г. Тула

 

Резолютивная часть решения оглашена "06" июня 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено "22" июня 2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- >,

рассмотрев дело № 64-3/14-2011 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (ул. Первомайская, д. 33, п. Дубна, Тульская область, 301160), администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (ул. Первомайская, д. 37, г. Дубна, Тульская область, 301160) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело было возбуждено по инициативе управления по результатам анализа Решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район №8-2 от 03.03.2010 «Об утверждении Положения о погребении и похоронном дела на территории муниципального образования Дубенский район» (далее – Решение №8-2), которым утверждено Положение «О погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Дубенский район» (далее – Положение №8-2), содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Так частью 9 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела установлено, что для осуществления своих обязанностей по оказанию всего комплекса услуг по погребению в составе специализированной службы могут создаваться салоны-магазины, бюро, которые осуществляют в том числе оформление государственного свидетельства о смерти на основании медицинского свидетельства о смерти; оформление документов на отвод земельного участка для захоронения; оформление документов на повторное захоронение на основании письменного согласия лица, ответственного за захоронение (при предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность и удостоверение о захоронении.

Частью 2 статьи 3 указанного Порядка установлено, что специализированная служба осуществляет хозяйственную деятельность на местах погребения, включающую в себя содержание, в том числе благоустройство мест погребения.

Частью 2 Решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 25.11.2010 №18-5 « Об утверждении  Положения об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район» признано утратившим силу Решение №8-2 и утверждено Положение «Об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район» (Далее – Положение №18-5), содержащие следующие нарушения антимонопольного законодательства.

Часть 2 статьи 3 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела (Приложение №4 к Положению №18-5) устанавливает, что специализированная служба осуществляет хозяйственную деятельность на местах погребения, включающую в себя содержание, в том числе благоустройство мест погребения.

Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальной нуждой понимает обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Следовательно, выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой.

При этом пункт 14 части 2 статьи 55 указанного Закона поясняет, что в число случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) возможно, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков осуществляются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Следовательно, во всех остальных случаях органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Исходя из изложенного, наделение специализированной службы полномочиями по содержанию и благоустройству муниципального кладбища, противоречит нормам Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и норме части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), поскольку создает преимущественные условия деятельности для специализированной службы как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.

 

Часть 9 статьи 3 указанного Порядка устанавливает что, для осуществления своих обязанностей по оказанию всего комплекса услуг по погребению в составе специализированной службы могут создаваться салоны-магазины, бюро, которые осуществляют предоставление услуг агента похоронной службы или церемониймейстера; оформление государственного свидетельства о смерти на основании медицинского свидетельства о смерти; оформление документов на отвод земельного участка для захоронения; оформление документов на повторное захоронение на основании письменного согласия лица, ответственного за захоронение (при предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность и удостоверение о захоронении); продажу похоронных принадлежностей; доставку похоронных принадлежностей; перевозку умершего (в гробу) из дома или медицинского учреждения на кладбище; предоставление автокатафалка для перевозки гроба с телом и пассажирского автотранспорта для следования процессии на место погребения и возвращения участников похорон по указанному ими адресу; обеспечивает музыкальное сопровождение похорон; оформление заказа на изготовление и установку памятника на могиле; предоставление автокатафалка для междугородной перевозки гроба с телом; консультации граждан, предприятий, организаций, учреждений по вопросам организации и проведения похорон; оформление счетов-заказов на похороны и получение платы за предоставленные услуги, и товары по наличному и безличному расчетам.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

По смыслу норм закона о погребении статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой органами местного самоуправления, налагает на такую службу лишь обязанность оказывать услуги по погребению (ритуальные услуги), включенные в гарантийный перечень услуг, на безвозмездной основе, а также в случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего либо в случае отказа лиц, указанных в статье 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», от исполнения волеизъявления умершего.

Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, оформление документов на отвод земельного участка для захоронения и оформление документов на повторное захоронение на основании письменного согласия лица, ответственного за захоронение (при предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность и удостоверение о захоронении) относится к компетенции органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

 

В ходе рассмотрения настоящего дела, Тульским УФАС России было установлено, что администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (далее – Заказчик) 11 января 2011 года был заключен с МУП КХ «Дубенское» МО рабочий поселок Дубна Дубенского района (далее – Исполнитель) договор №2, пунктом 1.2. которого установлено, что исполнитель обязуется оказывать ряд услуг, в том числе, содержание кладбища, расположенного в границах муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района, а именно: обеспечивать работу по эффективному и своевременному обслуживанию посетителей кладбища, представлять и производить разметку места рытья могилы, осуществлять регистрацию захоронения умерших.

Пункт 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, признает унитарное предприятие коммерческой организацией, которая согласно пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, и как следствие получение дохода от осуществления им деятельности на определенном товарном рынке.

Пункт 5 статьи 4  Федерального закона «О защите конкуренции», под понятием «хозяйствующий субъект» понимает индивидуального предпринимателя, коммерческую организацию, а также некоммерческую организацию, осуществляющих деятельность, приносящую им доход.

Согласно пункта 1.7. Устава МУП коммунального хозяйства «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области  предприятие является коммерческой организацией.

Следовательно, МУП коммунального хозяйства «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области  является хозяйствующим субъектом.

Осуществление регистрации умерших является полномочиями органов местного самоуправления по смыслу части 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» которой установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Следовательно, передача указанных полномочий хозяйствующему субъекту является нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» которой запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Письмом №131 от 04.05.2011 администрация муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района уведомила Тульское УФАС России о расторжении договора № 2 от 11.01.2011 года, кроме того письмом №5 от 16.05.2011 МУП Коммунального хозяйства «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области  уведомило что договор №2 от 11.01.2011 расторгнут.

Однако, согласно представленному соглашению о расторжении договора на обслуживание кладбища стороны по обоюдному согласию договорились о расторжении иного договора, а именно договора заключенного 1 октября 2010 года, при этом само соглашение датировано 15 октября 2010 года.

Уведомление администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района МУП коммунального хозяйства «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области о расторжении договора №2 от 11.01.2011 в силу пунктов 6.3., 6.1., 6.2 договора не является его расторжением, так как срок действия договора установлен до 30.06.2011 года, а любые изменения и дополнения к договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон.

Таким образом, договор №2 от 11 января 2011 года, заключенный между администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района был заключенный с МУП КХ «Дубенское» МО рабочий поселок Дубна Дубенского района является действующим на настоящий момент.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.             Признать Собрание представителей муниципального образования Дубенский район нарушившим частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части включения в Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющимся Приложением №3 к Положению «Об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 25.11.2010 №18-5 « Об утверждении  Положения об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район» норм (части 2, 9 статьи 3), которые, могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.             Выдать Собранию представителей муниципального образования Дубенский район предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем отмены и/или приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства норм (части 2, 9 статьи 3) Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющимся Приложением №3 к Положению «Об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 25.11.2010 №18-5 « Об утверждении  Положения об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район».

3.             Признать администрацию муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района нарушившей часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с МУП Коммунальное хозяйство «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области договора №2 от 11.01.2011, в котором пунктом 2.1. договора в нарушение норм антимонопольного законодательства переданы полномочия органов местного самоуправления указанному хозяйствующему субъекту.

4.             Выдать администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области предписание о прекращении нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в договор №2 от 11.01.2011 заключенный с МУП Коммунальное хозяйство «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области нормы (пункт 1.2.), нарушающей антимонопольное законодательство, и недопущения подобных действий в дальнейшем.

5.             Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц органа местного самоуправления к административной ответственности.

6.             Оснований для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не усматривается.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 32

 

22 июня 2011 года                                                                                                               г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 07.06.2011 года по делу № 64-3/14-2011 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (ул. Первомайская, д. 33, п. Дубна, Тульская область, 301160), администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (ул. Первомайская, д. 37, г. Дубна, Тульская область, 301160) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.   Собранию представителей муниципального образования Дубенский район в срок до 15 июля 2011 года прекратить нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся во включении в Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющимся Приложением №3 к Положению «Об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 25.11.2010 №18-5 « Об утверждении  Положения об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район», норм (части 2, 9 статьи 3), которые, могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем отмены и/или приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства норм (части 2, 9 статьи 3) указанного Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

2.   О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 33

 

22 июня 2011 года                                                                                                             г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 07.06.2011 года по делу № 64-3/14-2011 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (ул. Первомайская, д. 33, п. Дубна, Тульская область, 301160), администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (ул. Первомайская, д. 37, г. Дубна, Тульская область, 301160) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.    Администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области в срок до 15 июля 2011 года прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении в договор №2 от 11.01.2011, заключенный с МУП Коммунальное хозяйство «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области, нормы (пункт 1.2.), которая в нарушение антимонопольного законодательства передала полномочия органа местного самоуправления хозяйствующему субъекту, и недопущения подобных действий в дальнейшем.

2.    О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 По делу № 64-3/14-2011 по признакам нарушения Собранием представителей МО Дубенский район , администрацией МО рабочий поселок Дубна Дубенского района  Федерального закона "О защите конкуренции"

 

 

                                                                                                                                     г. Тула

 

Резолютивная часть решения оглашена "06" июня 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено "22" июня 2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- >,

рассмотрев дело № 64-3/14-2011 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (ул. Первомайская, д. 33, п. Дубна, Тульская область, 301160), администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (ул. Первомайская, д. 37, г. Дубна, Тульская область, 301160) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело было возбуждено по инициативе управления по результатам анализа Решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район №8-2 от 03.03.2010 «Об утверждении Положения о погребении и похоронном дела на территории муниципального образования Дубенский район» (далее – Решение №8-2), которым утверждено Положение «О погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Дубенский район» (далее – Положение №8-2), содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Так частью 9 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела установлено, что для осуществления своих обязанностей по оказанию всего комплекса услуг по погребению в составе специализированной службы могут создаваться салоны-магазины, бюро, которые осуществляют в том числе оформление государственного свидетельства о смерти на основании медицинского свидетельства о смерти; оформление документов на отвод земельного участка для захоронения; оформление документов на повторное захоронение на основании письменного согласия лица, ответственного за захоронение (при предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность и удостоверение о захоронении.

Частью 2 статьи 3 указанного Порядка установлено, что специализированная служба осуществляет хозяйственную деятельность на местах погребения, включающую в себя содержание, в том числе благоустройство мест погребения.

Частью 2 Решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 25.11.2010 №18-5 « Об утверждении  Положения об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район» признано утратившим силу Решение №8-2 и утверждено Положение «Об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район» (Далее – Положение №18-5), содержащие следующие нарушения антимонопольного законодательства.

Часть 2 статьи 3 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела (Приложение №4 к Положению №18-5) устанавливает, что специализированная служба осуществляет хозяйственную деятельность на местах погребения, включающую в себя содержание, в том числе благоустройство мест погребения.

Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальной нуждой понимает обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Следовательно, выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой.

При этом пункт 14 части 2 статьи 55 указанного Закона поясняет, что в число случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) возможно, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков осуществляются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Следовательно, во всех остальных случаях органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Исходя из изложенного, наделение специализированной службы полномочиями по содержанию и благоустройству муниципального кладбища, противоречит нормам Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и норме части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), поскольку создает преимущественные условия деятельности для специализированной службы как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.

 

Часть 9 статьи 3 указанного Порядка устанавливает что, для осуществления своих обязанностей по оказанию всего комплекса услуг по погребению в составе специализированной службы могут создаваться салоны-магазины, бюро, которые осуществляют предоставление услуг агента похоронной службы или церемониймейстера; оформление государственного свидетельства о смерти на основании медицинского свидетельства о смерти; оформление документов на отвод земельного участка для захоронения; оформление документов на повторное захоронение на основании письменного согласия лица, ответственного за захоронение (при предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность и удостоверение о захоронении); продажу похоронных принадлежностей; доставку похоронных принадлежностей; перевозку умершего (в гробу) из дома или медицинского учреждения на кладбище; предоставление автокатафалка для перевозки гроба с телом и пассажирского автотранспорта для следования процессии на место погребения и возвращения участников похорон по указанному ими адресу; обеспечивает музыкальное сопровождение похорон; оформление заказа на изготовление и установку памятника на могиле; предоставление автокатафалка для междугородной перевозки гроба с телом; консультации граждан, предприятий, организаций, учреждений по вопросам организации и проведения похорон; оформление счетов-заказов на похороны и получение платы за предоставленные услуги, и товары по наличному и безличному расчетам.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

По смыслу норм закона о погребении статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой органами местного самоуправления, налагает на такую службу лишь обязанность оказывать услуги по погребению (ритуальные услуги), включенные в гарантийный перечень услуг, на безвозмездной основе, а также в случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего либо в случае отказа лиц, указанных в статье 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», от исполнения волеизъявления умершего.

Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, оформление документов на отвод земельного участка для захоронения и оформление документов на повторное захоронение на основании письменного согласия лица, ответственного за захоронение (при предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность и удостоверение о захоронении) относится к компетенции органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

 

В ходе рассмотрения настоящего дела, Тульским УФАС России было установлено, что администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (далее – Заказчик) 11 января 2011 года был заключен с МУП КХ «Дубенское» МО рабочий поселок Дубна Дубенского района (далее – Исполнитель) договор №2, пунктом 1.2. которого установлено, что исполнитель обязуется оказывать ряд услуг, в том числе, содержание кладбища, расположенного в границах муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района, а именно: обеспечивать работу по эффективному и своевременному обслуживанию посетителей кладбища, представлять и производить разметку места рытья могилы, осуществлять регистрацию захоронения умерших.

Пункт 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, признает унитарное предприятие коммерческой организацией, которая согласно пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, и как следствие получение дохода от осуществления им деятельности на определенном товарном рынке.

Пункт 5 статьи 4  Федерального закона «О защите конкуренции», под понятием «хозяйствующий субъект» понимает индивидуального предпринимателя, коммерческую организацию, а также некоммерческую организацию, осуществляющих деятельность, приносящую им доход.

Согласно пункта 1.7. Устава МУП коммунального хозяйства «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области  предприятие является коммерческой организацией.

Следовательно, МУП коммунального хозяйства «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области  является хозяйствующим субъектом.

Осуществление регистрации умерших является полномочиями органов местного самоуправления по смыслу части 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» которой установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Следовательно, передача указанных полномочий хозяйствующему субъекту является нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» которой запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Письмом №131 от 04.05.2011 администрация муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района уведомила Тульское УФАС России о расторжении договора № 2 от 11.01.2011 года, кроме того письмом №5 от 16.05.2011 МУП Коммунального хозяйства «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области  уведомило что договор №2 от 11.01.2011 расторгнут.

Однако, согласно представленному соглашению о расторжении договора на обслуживание кладбища стороны по обоюдному согласию договорились о расторжении иного договора, а именно договора заключенного 1 октября 2010 года, при этом само соглашение датировано 15 октября 2010 года.

Уведомление администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района МУП коммунального хозяйства «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области о расторжении договора №2 от 11.01.2011 в силу пунктов 6.3., 6.1., 6.2 договора не является его расторжением, так как срок действия договора установлен до 30.06.2011 года, а любые изменения и дополнения к договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон.

Таким образом, договор №2 от 11 января 2011 года, заключенный между администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района был заключенный с МУП КХ «Дубенское» МО рабочий поселок Дубна Дубенского района является действующим на настоящий момент.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.             Признать Собрание представителей муниципального образования Дубенский район нарушившим частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части включения в Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющимся Приложением №3 к Положению «Об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 25.11.2010 №18-5 « Об утверждении  Положения об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район» норм (части 2, 9 статьи 3), которые, могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.             Выдать Собранию представителей муниципального образования Дубенский район предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем отмены и/или приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства норм (части 2, 9 статьи 3) Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющимся Приложением №3 к Положению «Об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 25.11.2010 №18-5 « Об утверждении  Положения об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район».

3.             Признать администрацию муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района нарушившей часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с МУП Коммунальное хозяйство «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области договора №2 от 11.01.2011, в котором пунктом 2.1. договора в нарушение норм антимонопольного законодательства переданы полномочия органов местного самоуправления указанному хозяйствующему субъекту.

4.             Выдать администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области предписание о прекращении нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в договор №2 от 11.01.2011 заключенный с МУП Коммунальное хозяйство «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области нормы (пункт 1.2.), нарушающей антимонопольное законодательство, и недопущения подобных действий в дальнейшем.

5.             Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц органа местного самоуправления к административной ответственности.

6.             Оснований для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не усматривается.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 32

 

22 июня 2011 года                                                                                                               г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 07.06.2011 года по делу № 64-3/14-2011 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (ул. Первомайская, д. 33, п. Дубна, Тульская область, 301160), администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (ул. Первомайская, д. 37, г. Дубна, Тульская область, 301160) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.   Собранию представителей муниципального образования Дубенский район в срок до 15 июля 2011 года прекратить нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся во включении в Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющимся Приложением №3 к Положению «Об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 25.11.2010 №18-5 « Об утверждении  Положения об организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального образования Дубенский район», норм (части 2, 9 статьи 3), которые, могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем отмены и/или приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства норм (части 2, 9 статьи 3) указанного Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

2.   О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 33

 

22 июня 2011 года                                                                                                             г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 07.06.2011 года по делу № 64-3/14-2011 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (ул. Первомайская, д. 33, п. Дубна, Тульская область, 301160), администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (ул. Первомайская, д. 37, г. Дубна, Тульская область, 301160) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.    Администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области в срок до 15 июля 2011 года прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении в договор №2 от 11.01.2011, заключенный с МУП Коммунальное хозяйство «Дубенское» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района Тульской области, нормы (пункт 1.2.), которая в нарушение антимонопольного законодательства передала полномочия органа местного самоуправления хозяйствующему субъекту, и недопущения подобных действий в дальнейшем.

2.    О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 64-3/14-2011 [format] => [safe_value] => № 64-3/14-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В Дубенском районе не соблюдались требования антимонопольного законодательства в сфере похоронных услуг

[format] => full_html [safe_value] =>

В Дубенском районе не соблюдались требования антимонопольного законодательства в сфере похоронных услуг

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-22 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-22 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321542287 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )