Р Е Ш Е Н И Е
По делу № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района Федерального закона "О защите конкуренции»
г. Тула
Резолютивная часть решения оглашена "25" апреля 2012г.
В полном объеме решение изготовлено "27" апреля 2012г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- > , рассмотрев дело № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения настоящего дела явилось обнаружение Тульским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в отдельных нормах решений Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района о бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2011, 2012 годы, плановый период 2013 и 2014 годов.
I. Частью 3 статьи 16 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 14.12.2010 № 32-200 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (с изменениями от 19.08.2011 № 44-256) установлено, что в 2011г. из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района предоставляются следующие субсидии:
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении;
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов озеленения, находящихся в хозяйственном ведении;
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог, находящихся в хозяйственном ведении.
При этом согласно части 4 статьи 16 указанного решения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в порядке, установленном администрацией.
Частью 1 статьи 15 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее – решение о бюджете 2012) установлено, что в 2012г. из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района предоставляются следующие субсидии:
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении;
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов озеленения, находящихся в хозяйственном ведении.
При этом согласно части 2 статьи 15 указанного решения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в порядке, установленном администрацией.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным/муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее – производители) относятся к бюджетным ассигнованиям.
Пункт 1 статьи 78 БК РФ указывает, что субсидии, предоставляемые производителям, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
-категории и/или критерии отбора производителей, имеющих право на получение субсидий;
-цели, условия и порядок предоставления субсидий;
-порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Однако, анализ норм вышеуказанных решений о бюджете, включая решение о бюджете 2012, свидетельствует о том, что данный муниципальный правовой акт устанавливает не категории, а конкретных получателей субсидий из городского бюджета с конкретной организационно-правовой формой – муниципальные унитарные предприятия.
II. Подпункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Из норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о самоуправлении) следует, что к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования.
Помимо содержания автомобильных дорог местного значения общего пользования к вопросам местного значения Закон о местном самоуправлении относит, в том числе, организацию благоустройства и озеленение территории муниципального образования.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, согласно части 2 статьи 18 Закона о самоуправлении исполняются за счет средств местных бюджетов, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о заказах) являются муниципальными нуждами, для удовлетворения которых предусмотрено проведение публичных процедур (торги в форме конкурса, аукциона, аукциона в электронной форме).
Несоблюдение порядка выполнения работ для муниципальных нужд посредством проведения публичных процедур является нарушением антимонопольного законодательства, так как при этом с соответствующих товарных рынков, образующихся в связи с решением вопросов местного значения по содержанию городских автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений устраняются хозяйствующие субъекты иных, помимо муниципальных унитарных предприятий организационно-правовых форм, а муниципальные унитарные предприятия получают преимущества для осуществления деятельности.
III. Как следует из норм статей 52, 53 Закона о местном самоуправлении, пункта 1 статьи 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают (в том числе) в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и заключения договоров (соглашений) по данным вопросам. При этом согласно пункту 2 статьи 86 БК РФ указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Анализ норм статей 78, 86 БК РФ позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель предусмотрел исчерпывающий перечень случаев возможного субсидирования (за исключением субсидий государственным/ муниципальным учреждениям) производителей.
Исходя из изложенного, с учетом указанных норм БК РФ, расходные обязательства по решению вопросов местного значения (в данном случае – по содержанию городских автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений) в соответствующем финансовом году, должны быть предусмотрены в бюджете муниципального образования, принимаемом на очередной финансовой год, в качестве самостоятельных расходных обязательств, но не как финансирование в виде предоставления субсидий конкретным хозяйствующим субъектам с организационно-правовой формой "предприятие" за счет средств городского бюджета.
Закрепление вышеуказанного муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (или ином праве) за конкретными хозяйствующими субъектами с организационно-правовой формой муниципальное унитарное предприятие и последующее исполнение муниципальной нужды по содержанию такого имущества в виде целевого предоставления субсидий из городского бюджета в размере, соответствующем 100% финансированию расходов на содержание этого имущества, имеет целью избежать проведения публичных процедур посредством размещения заказа, при котором происходит расширение возможностей для участия в них хозяйствующих субъектов, стимулирование хозяйствующих субъектов к участию в размещении заказов, эффективное расходование бюджетных средств и, как следствие, развитие конкуренции на товарных рынках содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержания и текущего ремонта объектов благоустройства, озеленения, приводит к устранению хозяйствующих субъектов иных, помимо муниципальных унитарных предприятий, организационно-правовых форм с товарных рынков, образующихся в связи с решением соответствующих вопросов местного значения.
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты и/или совершать действия/бездействие, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать Собрание депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
- Выдать Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
- Передать материалы дела № 64-3/14-2012 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ № 21
27.04.2012г. г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 27.04.2012г. по делу № 64-3/14-2012 о нарушении Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района в срок до 30.06.2012г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в утверждении решения от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", статья 15 которого устанавливает, что получателями бюджетных субсидий являются муниципальные унитарные предприятия, имеющие в хозяйственном ведении соответствующее муниципальное имущество, на возмещение затрат по решению вопросов местного значения (содержание и текущий ремонт объектов благоустройства (включающее в себя содержание автомобильных дорог местного значения, озеленение), а именно:
-изменить нормы статьи 15 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", в соответствии с требованиями антимонопольного и бюджетного законодательства путем создания всем хозяйствующим субъектам вне зависимости от их организационно-правовой формы равных условий доступа к муниципальному ресурсу – предоставлению из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района субсидий на возмещение затрат, возникающих в результате содержания муниципального имущества.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
stdClass Object
(
[vid] => 7457
[uid] => 5
[title] => РЕШЕНИЕ по делу № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района Федерального закона "О защите конкуренции»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7457
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1335523152
[changed] => 1368719629
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368719629
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
По делу № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района Федерального закона "О защите конкуренции»
г. Тула
Резолютивная часть решения оглашена "25" апреля 2012г.
В полном объеме решение изготовлено "27" апреля 2012г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- > , рассмотрев дело № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения настоящего дела явилось обнаружение Тульским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в отдельных нормах решений Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района о бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2011, 2012 годы, плановый период 2013 и 2014 годов.
I. Частью 3 статьи 16 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 14.12.2010 № 32-200 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (с изменениями от 19.08.2011 № 44-256) установлено, что в 2011г. из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района предоставляются следующие субсидии:
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении;
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов озеленения, находящихся в хозяйственном ведении;
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог, находящихся в хозяйственном ведении.
При этом согласно части 4 статьи 16 указанного решения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в порядке, установленном администрацией.
Частью 1 статьи 15 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее – решение о бюджете 2012) установлено, что в 2012г. из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района предоставляются следующие субсидии:
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении;
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов озеленения, находящихся в хозяйственном ведении.
При этом согласно части 2 статьи 15 указанного решения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в порядке, установленном администрацией.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным/муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее – производители) относятся к бюджетным ассигнованиям.
Пункт 1 статьи 78 БК РФ указывает, что субсидии, предоставляемые производителям, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
-категории и/или критерии отбора производителей, имеющих право на получение субсидий;
-цели, условия и порядок предоставления субсидий;
-порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Однако, анализ норм вышеуказанных решений о бюджете, включая решение о бюджете 2012, свидетельствует о том, что данный муниципальный правовой акт устанавливает не категории, а конкретных получателей субсидий из городского бюджета с конкретной организационно-правовой формой – муниципальные унитарные предприятия.
II. Подпункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Из норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о самоуправлении) следует, что к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования.
Помимо содержания автомобильных дорог местного значения общего пользования к вопросам местного значения Закон о местном самоуправлении относит, в том числе, организацию благоустройства и озеленение территории муниципального образования.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, согласно части 2 статьи 18 Закона о самоуправлении исполняются за счет средств местных бюджетов, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о заказах) являются муниципальными нуждами, для удовлетворения которых предусмотрено проведение публичных процедур (торги в форме конкурса, аукциона, аукциона в электронной форме).
Несоблюдение порядка выполнения работ для муниципальных нужд посредством проведения публичных процедур является нарушением антимонопольного законодательства, так как при этом с соответствующих товарных рынков, образующихся в связи с решением вопросов местного значения по содержанию городских автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений устраняются хозяйствующие субъекты иных, помимо муниципальных унитарных предприятий организационно-правовых форм, а муниципальные унитарные предприятия получают преимущества для осуществления деятельности.
III. Как следует из норм статей 52, 53 Закона о местном самоуправлении, пункта 1 статьи 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают (в том числе) в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и заключения договоров (соглашений) по данным вопросам. При этом согласно пункту 2 статьи 86 БК РФ указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Анализ норм статей 78, 86 БК РФ позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель предусмотрел исчерпывающий перечень случаев возможного субсидирования (за исключением субсидий государственным/ муниципальным учреждениям) производителей.
Исходя из изложенного, с учетом указанных норм БК РФ, расходные обязательства по решению вопросов местного значения (в данном случае – по содержанию городских автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений) в соответствующем финансовом году, должны быть предусмотрены в бюджете муниципального образования, принимаемом на очередной финансовой год, в качестве самостоятельных расходных обязательств, но не как финансирование в виде предоставления субсидий конкретным хозяйствующим субъектам с организационно-правовой формой "предприятие" за счет средств городского бюджета.
Закрепление вышеуказанного муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (или ином праве) за конкретными хозяйствующими субъектами с организационно-правовой формой муниципальное унитарное предприятие и последующее исполнение муниципальной нужды по содержанию такого имущества в виде целевого предоставления субсидий из городского бюджета в размере, соответствующем 100% финансированию расходов на содержание этого имущества, имеет целью избежать проведения публичных процедур посредством размещения заказа, при котором происходит расширение возможностей для участия в них хозяйствующих субъектов, стимулирование хозяйствующих субъектов к участию в размещении заказов, эффективное расходование бюджетных средств и, как следствие, развитие конкуренции на товарных рынках содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержания и текущего ремонта объектов благоустройства, озеленения, приводит к устранению хозяйствующих субъектов иных, помимо муниципальных унитарных предприятий, организационно-правовых форм с товарных рынков, образующихся в связи с решением соответствующих вопросов местного значения.
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты и/или совершать действия/бездействие, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать Собрание депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
- Выдать Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
- Передать материалы дела № 64-3/14-2012 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ № 21
27.04.2012г. г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 27.04.2012г. по делу № 64-3/14-2012 о нарушении Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района в срок до 30.06.2012г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в утверждении решения от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", статья 15 которого устанавливает, что получателями бюджетных субсидий являются муниципальные унитарные предприятия, имеющие в хозяйственном ведении соответствующее муниципальное имущество, на возмещение затрат по решению вопросов местного значения (содержание и текущий ремонт объектов благоустройства (включающее в себя содержание автомобильных дорог местного значения, озеленение), а именно:
-изменить нормы статьи 15 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", в соответствии с требованиями антимонопольного и бюджетного законодательства путем создания всем хозяйствующим субъектам вне зависимости от их организационно-правовой формы равных условий доступа к муниципальному ресурсу – предоставлению из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района субсидий на возмещение затрат, возникающих в результате содержания муниципального имущества.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
По делу № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района Федерального закона "О защите конкуренции»
г. Тула
Резолютивная часть решения оглашена "25" апреля 2012г.
В полном объеме решение изготовлено "27" апреля 2012г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- > , рассмотрев дело № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения настоящего дела явилось обнаружение Тульским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в отдельных нормах решений Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района о бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2011, 2012 годы, плановый период 2013 и 2014 годов.
I. Частью 3 статьи 16 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 14.12.2010 № 32-200 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (с изменениями от 19.08.2011 № 44-256) установлено, что в 2011г. из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района предоставляются следующие субсидии:
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении;
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов озеленения, находящихся в хозяйственном ведении;
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог, находящихся в хозяйственном ведении.
При этом согласно части 4 статьи 16 указанного решения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в порядке, установленном администрацией.
Частью 1 статьи 15 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее – решение о бюджете 2012) установлено, что в 2012г. из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района предоставляются следующие субсидии:
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении;
-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов озеленения, находящихся в хозяйственном ведении.
При этом согласно части 2 статьи 15 указанного решения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в порядке, установленном администрацией.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным/муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее – производители) относятся к бюджетным ассигнованиям.
Пункт 1 статьи 78 БК РФ указывает, что субсидии, предоставляемые производителям, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
-категории и/или критерии отбора производителей, имеющих право на получение субсидий;
-цели, условия и порядок предоставления субсидий;
-порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Однако, анализ норм вышеуказанных решений о бюджете, включая решение о бюджете 2012, свидетельствует о том, что данный муниципальный правовой акт устанавливает не категории, а конкретных получателей субсидий из городского бюджета с конкретной организационно-правовой формой – муниципальные унитарные предприятия.
II. Подпункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Из норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о самоуправлении) следует, что к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования.
Помимо содержания автомобильных дорог местного значения общего пользования к вопросам местного значения Закон о местном самоуправлении относит, в том числе, организацию благоустройства и озеленение территории муниципального образования.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, согласно части 2 статьи 18 Закона о самоуправлении исполняются за счет средств местных бюджетов, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о заказах) являются муниципальными нуждами, для удовлетворения которых предусмотрено проведение публичных процедур (торги в форме конкурса, аукциона, аукциона в электронной форме).
Несоблюдение порядка выполнения работ для муниципальных нужд посредством проведения публичных процедур является нарушением антимонопольного законодательства, так как при этом с соответствующих товарных рынков, образующихся в связи с решением вопросов местного значения по содержанию городских автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений устраняются хозяйствующие субъекты иных, помимо муниципальных унитарных предприятий организационно-правовых форм, а муниципальные унитарные предприятия получают преимущества для осуществления деятельности.
III. Как следует из норм статей 52, 53 Закона о местном самоуправлении, пункта 1 статьи 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают (в том числе) в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и заключения договоров (соглашений) по данным вопросам. При этом согласно пункту 2 статьи 86 БК РФ указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Анализ норм статей 78, 86 БК РФ позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель предусмотрел исчерпывающий перечень случаев возможного субсидирования (за исключением субсидий государственным/ муниципальным учреждениям) производителей.
Исходя из изложенного, с учетом указанных норм БК РФ, расходные обязательства по решению вопросов местного значения (в данном случае – по содержанию городских автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений) в соответствующем финансовом году, должны быть предусмотрены в бюджете муниципального образования, принимаемом на очередной финансовой год, в качестве самостоятельных расходных обязательств, но не как финансирование в виде предоставления субсидий конкретным хозяйствующим субъектам с организационно-правовой формой "предприятие" за счет средств городского бюджета.
Закрепление вышеуказанного муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (или ином праве) за конкретными хозяйствующими субъектами с организационно-правовой формой муниципальное унитарное предприятие и последующее исполнение муниципальной нужды по содержанию такого имущества в виде целевого предоставления субсидий из городского бюджета в размере, соответствующем 100% финансированию расходов на содержание этого имущества, имеет целью избежать проведения публичных процедур посредством размещения заказа, при котором происходит расширение возможностей для участия в них хозяйствующих субъектов, стимулирование хозяйствующих субъектов к участию в размещении заказов, эффективное расходование бюджетных средств и, как следствие, развитие конкуренции на товарных рынках содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержания и текущего ремонта объектов благоустройства, озеленения, приводит к устранению хозяйствующих субъектов иных, помимо муниципальных унитарных предприятий, организационно-правовых форм с товарных рынков, образующихся в связи с решением соответствующих вопросов местного значения.
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты и/или совершать действия/бездействие, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать Собрание депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
- Выдать Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
- Передать материалы дела № 64-3/14-2012 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ № 21
27.04.2012г. г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 27.04.2012г. по делу № 64-3/14-2012 о нарушении Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района в срок до 30.06.2012г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в утверждении решения от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", статья 15 которого устанавливает, что получателями бюджетных субсидий являются муниципальные унитарные предприятия, имеющие в хозяйственном ведении соответствующее муниципальное имущество, на возмещение затрат по решению вопросов местного значения (содержание и текущий ремонт объектов благоустройства (включающее в себя содержание автомобильных дорог местного значения, озеленение), а именно:
-изменить нормы статьи 15 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", в соответствии с требованиями антимонопольного и бюджетного законодательства путем создания всем хозяйствующим субъектам вне зависимости от их организационно-правовой формы равных условий доступа к муниципальному ресурсу – предоставлению из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района субсидий на возмещение затрат, возникающих в результате содержания муниципального имущества.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 64-3/14-2012
[format] =>
[safe_value] => № 64-3/14-2012
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 4
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 2
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-04-27 10:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-04-25 10:30:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1335523152
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Тульское УФАС России
)