РЕШЕНИЕ по делу № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района Федерального закона "О защите конкуренции»

Номер дела: № 64-3/14-2012
Дата публикации: 27 апреля 2012, 14:00

Р Е Ш Е Н И Е

 

  По делу № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района  Федерального закона "О защите конкуренции»

г. Тула

 

Резолютивная часть решения оглашена "25" апреля 2012г.

В полном объеме решение изготовлено "27" апреля 2012г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- > , рассмотрев дело № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения настоящего дела явилось обнаружение Тульским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в отдельных нормах решений Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района о бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2011, 2012 годы, плановый период 2013 и 2014 годов.

I. Частью 3 статьи 16 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 14.12.2010 № 32-200 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (с изменениями от 19.08.2011 № 44-256) установлено, что в 2011г. из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района предоставляются следующие субсидии:

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении;

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов озеленения, находящихся в хозяйственном ведении;

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог, находящихся в хозяйственном ведении.

При этом согласно части 4 статьи 16 указанного решения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в порядке, установленном администрацией.

Частью 1 статьи 15 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее – решение о бюджете 2012) установлено, что в 2012г. из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района предоставляются следующие субсидии:

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении;

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов озеленения, находящихся в хозяйственном ведении.

При этом согласно части 2 статьи 15 указанного решения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в порядке, установленном администрацией.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным/муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее – производители) относятся к бюджетным ассигнованиям.

Пункт 1 статьи 78 БК РФ указывает, что субсидии, предоставляемые производителям, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:

-категории и/или критерии отбора производителей, имеющих право на получение субсидий;

-цели, условия и порядок предоставления субсидий;

-порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Однако, анализ норм вышеуказанных решений о бюджете, включая решение о бюджете 2012, свидетельствует о том, что данный муниципальный правовой акт устанавливает не категории, а конкретных получателей субсидий из городского бюджета с конкретной организационно-правовой формой – муниципальные унитарные предприятия.

II. Подпункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Из норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о самоуправлении) следует, что к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования.

Помимо содержания автомобильных дорог местного значения общего пользования к вопросам местного значения Закон о местном самоуправлении относит, в том числе, организацию благоустройства и озеленение территории муниципального образования.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, согласно части 2 статьи 18 Закона о самоуправлении исполняются за счет средств местных бюджетов, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о заказах) являются муниципальными нуждами, для удовлетворения которых предусмотрено проведение публичных процедур (торги в форме конкурса, аукциона, аукциона в электронной форме).

Несоблюдение порядка выполнения работ для муниципальных нужд посредством проведения публичных процедур является нарушением антимонопольного законодательства, так как при этом с соответствующих товарных рынков, образующихся в связи с решением вопросов местного значения по содержанию городских автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений устраняются хозяйствующие субъекты иных, помимо муниципальных унитарных предприятий организационно-правовых форм, а муниципальные унитарные предприятия получают преимущества для осуществления деятельности.

III. Как следует из норм статей 52, 53 Закона о местном самоуправлении, пункта 1 статьи 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают (в том числе) в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и заключения договоров (соглашений) по данным вопросам. При этом согласно пункту 2 статьи 86 БК РФ указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Анализ норм статей 78, 86 БК РФ позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель предусмотрел исчерпывающий перечень случаев возможного субсидирования (за исключением субсидий государственным/ муниципальным учреждениям) производителей.

Исходя из изложенного, с учетом указанных норм БК РФ, расходные обязательства по решению вопросов местного значения (в данном случае – по содержанию городских автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений) в соответствующем финансовом году, должны быть предусмотрены в бюджете муниципального образования, принимаемом на очередной финансовой год, в качестве самостоятельных расходных обязательств, но не как финансирование в виде предоставления субсидий конкретным хозяйствующим субъектам с организационно-правовой формой "предприятие" за счет средств городского бюджета.

Закрепление вышеуказанного муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (или ином праве) за конкретными хозяйствующими субъектами с организационно-правовой формой муниципальное унитарное предприятие и последующее исполнение муниципальной нужды по содержанию такого имущества в виде целевого предоставления субсидий из городского бюджета в размере, соответствующем 100% финансированию расходов на содержание этого имущества, имеет целью избежать проведения публичных процедур посредством размещения заказа, при котором происходит расширение возможностей для участия в них хозяйствующих субъектов, стимулирование хозяйствующих субъектов к участию в размещении заказов, эффективное расходование бюджетных средств и, как следствие, развитие конкуренции на товарных рынках содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержания и текущего ремонта объектов благоустройства, озеленения, приводит к устранению хозяйствующих субъектов иных, помимо муниципальных унитарных предприятий, организационно-правовых форм с товарных рынков, образующихся в связи с решением соответствующих вопросов местного значения.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты и/или совершать действия/бездействие, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Собрание депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  2. Выдать Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
  3. Передать материалы дела № 64-3/14-2012 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 21

 

27.04.2012г.                                                                                                                                 г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 27.04.2012г. по делу № 64-3/14-2012 о нарушении Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района в срок до 30.06.2012г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в утверждении решения от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", статья 15 которого устанавливает, что получателями бюджетных субсидий являются муниципальные унитарные предприятия, имеющие в хозяйственном ведении соответствующее муниципальное имущество, на возмещение затрат по решению вопросов местного значения (содержание и текущий ремонт объектов благоустройства (включающее в себя содержание автомобильных дорог местного значения, озеленение), а именно:

-изменить нормы статьи 15 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", в соответствии с требованиями антимонопольного и бюджетного законодательства путем создания всем хозяйствующим субъектам вне зависимости от их организационно-правовой формы равных условий доступа к муниципальному ресурсу – предоставлению из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района субсидий на возмещение затрат, возникающих в результате содержания муниципального имущества.

 

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7457 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района Федерального закона "О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7457 [type] => solution [language] => ru [created] => 1335523152 [changed] => 1368719629 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719629 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

  По делу № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района  Федерального закона "О защите конкуренции»

г. Тула

 

Резолютивная часть решения оглашена "25" апреля 2012г.

В полном объеме решение изготовлено "27" апреля 2012г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- > , рассмотрев дело № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения настоящего дела явилось обнаружение Тульским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в отдельных нормах решений Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района о бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2011, 2012 годы, плановый период 2013 и 2014 годов.

I. Частью 3 статьи 16 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 14.12.2010 № 32-200 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (с изменениями от 19.08.2011 № 44-256) установлено, что в 2011г. из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района предоставляются следующие субсидии:

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении;

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов озеленения, находящихся в хозяйственном ведении;

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог, находящихся в хозяйственном ведении.

При этом согласно части 4 статьи 16 указанного решения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в порядке, установленном администрацией.

Частью 1 статьи 15 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее – решение о бюджете 2012) установлено, что в 2012г. из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района предоставляются следующие субсидии:

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении;

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов озеленения, находящихся в хозяйственном ведении.

При этом согласно части 2 статьи 15 указанного решения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в порядке, установленном администрацией.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным/муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее – производители) относятся к бюджетным ассигнованиям.

Пункт 1 статьи 78 БК РФ указывает, что субсидии, предоставляемые производителям, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:

-категории и/или критерии отбора производителей, имеющих право на получение субсидий;

-цели, условия и порядок предоставления субсидий;

-порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Однако, анализ норм вышеуказанных решений о бюджете, включая решение о бюджете 2012, свидетельствует о том, что данный муниципальный правовой акт устанавливает не категории, а конкретных получателей субсидий из городского бюджета с конкретной организационно-правовой формой – муниципальные унитарные предприятия.

II. Подпункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Из норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о самоуправлении) следует, что к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования.

Помимо содержания автомобильных дорог местного значения общего пользования к вопросам местного значения Закон о местном самоуправлении относит, в том числе, организацию благоустройства и озеленение территории муниципального образования.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, согласно части 2 статьи 18 Закона о самоуправлении исполняются за счет средств местных бюджетов, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о заказах) являются муниципальными нуждами, для удовлетворения которых предусмотрено проведение публичных процедур (торги в форме конкурса, аукциона, аукциона в электронной форме).

Несоблюдение порядка выполнения работ для муниципальных нужд посредством проведения публичных процедур является нарушением антимонопольного законодательства, так как при этом с соответствующих товарных рынков, образующихся в связи с решением вопросов местного значения по содержанию городских автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений устраняются хозяйствующие субъекты иных, помимо муниципальных унитарных предприятий организационно-правовых форм, а муниципальные унитарные предприятия получают преимущества для осуществления деятельности.

III. Как следует из норм статей 52, 53 Закона о местном самоуправлении, пункта 1 статьи 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают (в том числе) в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и заключения договоров (соглашений) по данным вопросам. При этом согласно пункту 2 статьи 86 БК РФ указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Анализ норм статей 78, 86 БК РФ позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель предусмотрел исчерпывающий перечень случаев возможного субсидирования (за исключением субсидий государственным/ муниципальным учреждениям) производителей.

Исходя из изложенного, с учетом указанных норм БК РФ, расходные обязательства по решению вопросов местного значения (в данном случае – по содержанию городских автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений) в соответствующем финансовом году, должны быть предусмотрены в бюджете муниципального образования, принимаемом на очередной финансовой год, в качестве самостоятельных расходных обязательств, но не как финансирование в виде предоставления субсидий конкретным хозяйствующим субъектам с организационно-правовой формой "предприятие" за счет средств городского бюджета.

Закрепление вышеуказанного муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (или ином праве) за конкретными хозяйствующими субъектами с организационно-правовой формой муниципальное унитарное предприятие и последующее исполнение муниципальной нужды по содержанию такого имущества в виде целевого предоставления субсидий из городского бюджета в размере, соответствующем 100% финансированию расходов на содержание этого имущества, имеет целью избежать проведения публичных процедур посредством размещения заказа, при котором происходит расширение возможностей для участия в них хозяйствующих субъектов, стимулирование хозяйствующих субъектов к участию в размещении заказов, эффективное расходование бюджетных средств и, как следствие, развитие конкуренции на товарных рынках содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержания и текущего ремонта объектов благоустройства, озеленения, приводит к устранению хозяйствующих субъектов иных, помимо муниципальных унитарных предприятий, организационно-правовых форм с товарных рынков, образующихся в связи с решением соответствующих вопросов местного значения.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты и/или совершать действия/бездействие, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Собрание депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  2. Выдать Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
  3. Передать материалы дела № 64-3/14-2012 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 21

 

27.04.2012г.                                                                                                                                 г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 27.04.2012г. по делу № 64-3/14-2012 о нарушении Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района в срок до 30.06.2012г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в утверждении решения от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", статья 15 которого устанавливает, что получателями бюджетных субсидий являются муниципальные унитарные предприятия, имеющие в хозяйственном ведении соответствующее муниципальное имущество, на возмещение затрат по решению вопросов местного значения (содержание и текущий ремонт объектов благоустройства (включающее в себя содержание автомобильных дорог местного значения, озеленение), а именно:

-изменить нормы статьи 15 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", в соответствии с требованиями антимонопольного и бюджетного законодательства путем создания всем хозяйствующим субъектам вне зависимости от их организационно-правовой формы равных условий доступа к муниципальному ресурсу – предоставлению из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района субсидий на возмещение затрат, возникающих в результате содержания муниципального имущества.

 

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

  По делу № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района  Федерального закона "О защите конкуренции»

г. Тула

 

Резолютивная часть решения оглашена "25" апреля 2012г.

В полном объеме решение изготовлено "27" апреля 2012г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- > , рассмотрев дело № 64-3/14-2012 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения настоящего дела явилось обнаружение Тульским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в отдельных нормах решений Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района о бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2011, 2012 годы, плановый период 2013 и 2014 годов.

I. Частью 3 статьи 16 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 14.12.2010 № 32-200 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (с изменениями от 19.08.2011 № 44-256) установлено, что в 2011г. из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района предоставляются следующие субсидии:

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении;

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов озеленения, находящихся в хозяйственном ведении;

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог, находящихся в хозяйственном ведении.

При этом согласно части 4 статьи 16 указанного решения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в порядке, установленном администрацией.

Частью 1 статьи 15 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее – решение о бюджете 2012) установлено, что в 2012г. из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района предоставляются следующие субсидии:

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении;

-муниципальному унитарному предприятию – на возмещение затрат по содержанию объектов озеленения, находящихся в хозяйственном ведении.

При этом согласно части 2 статьи 15 указанного решения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в порядке, установленном администрацией.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным/муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее – производители) относятся к бюджетным ассигнованиям.

Пункт 1 статьи 78 БК РФ указывает, что субсидии, предоставляемые производителям, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:

-категории и/или критерии отбора производителей, имеющих право на получение субсидий;

-цели, условия и порядок предоставления субсидий;

-порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Однако, анализ норм вышеуказанных решений о бюджете, включая решение о бюджете 2012, свидетельствует о том, что данный муниципальный правовой акт устанавливает не категории, а конкретных получателей субсидий из городского бюджета с конкретной организационно-правовой формой – муниципальные унитарные предприятия.

II. Подпункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Из норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о самоуправлении) следует, что к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования.

Помимо содержания автомобильных дорог местного значения общего пользования к вопросам местного значения Закон о местном самоуправлении относит, в том числе, организацию благоустройства и озеленение территории муниципального образования.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, согласно части 2 статьи 18 Закона о самоуправлении исполняются за счет средств местных бюджетов, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о заказах) являются муниципальными нуждами, для удовлетворения которых предусмотрено проведение публичных процедур (торги в форме конкурса, аукциона, аукциона в электронной форме).

Несоблюдение порядка выполнения работ для муниципальных нужд посредством проведения публичных процедур является нарушением антимонопольного законодательства, так как при этом с соответствующих товарных рынков, образующихся в связи с решением вопросов местного значения по содержанию городских автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений устраняются хозяйствующие субъекты иных, помимо муниципальных унитарных предприятий организационно-правовых форм, а муниципальные унитарные предприятия получают преимущества для осуществления деятельности.

III. Как следует из норм статей 52, 53 Закона о местном самоуправлении, пункта 1 статьи 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают (в том числе) в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и заключения договоров (соглашений) по данным вопросам. При этом согласно пункту 2 статьи 86 БК РФ указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Анализ норм статей 78, 86 БК РФ позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель предусмотрел исчерпывающий перечень случаев возможного субсидирования (за исключением субсидий государственным/ муниципальным учреждениям) производителей.

Исходя из изложенного, с учетом указанных норм БК РФ, расходные обязательства по решению вопросов местного значения (в данном случае – по содержанию городских автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений) в соответствующем финансовом году, должны быть предусмотрены в бюджете муниципального образования, принимаемом на очередной финансовой год, в качестве самостоятельных расходных обязательств, но не как финансирование в виде предоставления субсидий конкретным хозяйствующим субъектам с организационно-правовой формой "предприятие" за счет средств городского бюджета.

Закрепление вышеуказанного муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (или ином праве) за конкретными хозяйствующими субъектами с организационно-правовой формой муниципальное унитарное предприятие и последующее исполнение муниципальной нужды по содержанию такого имущества в виде целевого предоставления субсидий из городского бюджета в размере, соответствующем 100% финансированию расходов на содержание этого имущества, имеет целью избежать проведения публичных процедур посредством размещения заказа, при котором происходит расширение возможностей для участия в них хозяйствующих субъектов, стимулирование хозяйствующих субъектов к участию в размещении заказов, эффективное расходование бюджетных средств и, как следствие, развитие конкуренции на товарных рынках содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержания и текущего ремонта объектов благоустройства, озеленения, приводит к устранению хозяйствующих субъектов иных, помимо муниципальных унитарных предприятий, организационно-правовых форм с товарных рынков, образующихся в связи с решением соответствующих вопросов местного значения.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты и/или совершать действия/бездействие, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Собрание депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  2. Выдать Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
  3. Передать материалы дела № 64-3/14-2012 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 21

 

27.04.2012г.                                                                                                                                 г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 27.04.2012г. по делу № 64-3/14-2012 о нарушении Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района в срок до 30.06.2012г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в утверждении решения от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", статья 15 которого устанавливает, что получателями бюджетных субсидий являются муниципальные унитарные предприятия, имеющие в хозяйственном ведении соответствующее муниципальное имущество, на возмещение затрат по решению вопросов местного значения (содержание и текущий ремонт объектов благоустройства (включающее в себя содержание автомобильных дорог местного значения, озеленение), а именно:

-изменить нормы статьи 15 решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 28.12.2011 № 49-290 "О бюджете муниципального образования город Узловая Узловского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", в соответствии с требованиями антимонопольного и бюджетного законодательства путем создания всем хозяйствующим субъектам вне зависимости от их организационно-правовой формы равных условий доступа к муниципальному ресурсу – предоставлению из бюджета муниципального образования город Узловая Узловского района субсидий на возмещение затрат, возникающих в результате содержания муниципального имущества.

 

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 64-3/14-2012 [format] => [safe_value] => № 64-3/14-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-27 10:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-25 10:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1335523152 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )