РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/03-2013 по признакам нарушения ОАО «Тульские городские электрические сети» Федерального закона «О защите конкуренции»

Номер дела: № 02-02/03-2013
Дата публикации: 30 апреля 2013, 10:33

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >

при участии лиц:

заявители < --- >;

представители ОАО «Тульские городские  электрические сети» < --- > (доверенность № 36 от 19.03.2013г.; < --- > (доверенность № 21 от 06.03.2013г.), 

рассмотрев дело № 02-02/03-2013 по признакам нарушения ОАО «Тульские городские  электрические сети» (далее ОАО «ТГЭС»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило заявление (вх. № 694 от 14.02.2013г.) жителей поселка Горелки Зареченского района г. Тулы < --- > по вопросу ущемления их прав ОАО «ТГЭС» путем неисполнения своих обязанностей по технологическому присоединению к сетям энергопринимающих устройств домов, принадлежащих заявителям, расположенных по адресам: г.Тула, п.Горелки, 3-й Светлый проезд.

ОАО «ТГЭС» является сетевой организацией, осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии.

Приказом Тульского УФАС России от 30.03.2009г. № 58  ОАО «ТГЭС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на товарном рынке «передача электрической энергии» (ОКВЭД 40.10.2), в географических границах г. Тула, пгт Хомяково, пгт Призаводской рудник, с. Маслово, с. Глухие Поляны, д. Судаково, д. Тихвинка, д. Варваровка, д. Ивановка Ленинского района Тульской области по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Тульские городские электрические сети», с долей более 50 процентов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.03.2011 № 199-э ОАО «ТГЭС» внесено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии под регистрационным номером 71.1.4.

 В силу части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.          

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике»)  определено, что услуги по передаче электрической энергии – это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Таким образом, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, т.е., услуги по технологическому присоединению охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

   В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

  В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее – Правила № 861) независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, к числу которых относятся и физические лица,  максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), сетевая организация обязана заключить с таким физическим лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 16 (п.п«б») Правил № 861 установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей  - физических лиц не может превышать 6 месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

 Из материалов настоящего дела следует, что между ОАО «ТГЭС» и заявителями заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (объектам электросетевого хозяйства) ОАО «ТГЭС» (№ 357 от 08.12.2011г., № 65 от 23.06.2011г., № 17 от 27.01.2012г., № 369 от 12.12.2011г.).

Согласно условиям указанных договоров:

  1. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора (пункт 1.5);

 

  1. Сетевая организация обязана:
    • в течении 10 (десяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (пункт 2.1.2);
    • не позднее 6 (шести) месяцев со дня проведения осмотра (обследования), указанного в п. 2.1.2, с соблюдением срока, установленного в п. 1.5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (пункт 2.1.3).

В материалах дела имеется копия письма заявителя < --- >  от 7 октября 2011 года, которым он уведомил ОАО «ТГЭС» о том, что им выполнены все технические условия согласно договору об осуществлении технологического присоединения № 65 от 23.06.2011г.  На письме имеется подпись специалиста ОАО «ТГЭС» о его получении и дата 07.10.2011г.

15 октября 2011 года приемной комиссией ОАО «ТГЭС» составлен акт приемки, согласно которому установлена возможность принятия в постоянную эксплуатацию объектов электроснабжения жилого дома по ул. Светлая.

  Согласно договору № 65 от 23.06.2011г. сетевая организация после исполнения заявителем < --- > своих обязательств по договору обязана выполнить требования, предусмотренные пунктами 10.1-10.3 технических условий (являющихся неотъемлемой частью договора), а именно:

1. установить и смонтировать КТП 6 кВ с силовым трансформатором мощностью 160 кВА марки ТМ с группой соединения Y/Y-о на напряжении 6/0,4 кВ с коммутационным аппаратом по высокой стороне, с предохранителями ПК.

2. построить и смонтировать ВЛ-6кВ кВ от конечной опоры ВЛ-6кВ (КТП699 – КТП1041) до проектируемой КТП, в месте врезки установить и смонтировать разъединитель РЛНД-10/400. Подключение к данной ВЛ-6кВ согласовать с ее владельцем < --- >.

3. построить и смонтировать ВЛИ-0.4кВ от проектируемой КТП до дома по ул. Светлой.

   Однако на день рассмотрения Комиссией настоящего дела мероприятия по технологическому присоединению объекта < --- > со стороны ОАО «ТГЭС» не выполнены.

   Никаких уведомлений о продлении сроков технологического присоединения с заявителями ОАО «ТГЭС» не направляло, дополнительных соглашений к договору технологического присоединения  не заключало.

   Аналогичная ситуация возникла у заявителей < --- >.

   Таким образом, ОАО «ТГЭС» в нарушение Правил № 861 и договоров № 357, № 65, № 17, № 369 технологическое присоединение энергопринимающих устройств < --- > не осуществляется более одного года.

            Согласно пунктам 5, 6 вышеуказанных  договоров стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное невыполнение обязательств по договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после подписания сторонами договора и оказывающих непосредственное воздействие на выполнение сторонами обязательств по договору.

            Доказательств, свидетельствующих о наступлении таких обстоятельств, ОАО «ТГЭС»  не представило.

В обоснование своих действий (бездействия) по вопросу неисполнения своих обязанностей по вышеуказанным договорам  ОАО «ТГЭС»  приводит доводы о том, что  в  настоящее время в целях осуществления технологического присоединения заявителей ведутся переговоры с ЗАО «Внешстрой» о передаче построенной им линии электропередач в собственность ОАО «ТГЭС».  Данная линия электропередач проходит до границ участков заявителей и строительство второй линии и второй трансформаторной подстанции ОАО «ТГЭС» считает нецелесообразным. В случае положительного ответа от ЗАО «Внешстрой» срок технологического присоединения составит три недели. В противном случае процесс технологического присоединения будет увеличен до трех месяцев (письмо исх. № 01-07-2/830 от 18.03.2013г.).

 Рассмотрев доводы, приведенные ОАО «ТГЭС», Комиссия считает  их необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 16.3, п.п. «г» пункта 25.1  Правил № 861 на сетевую организацию возложено выполнение обязанностей по исполнению технических условий,  в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

            Пунктами 5.4  вышеуказанных договоров установлено, что  «в случае нарушения одной из сроков исполнения обязательств по настоящему договору такая сторона в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, установленной на дату заключения настоящего договора, и  общего размера платы   за плату за технологическое присоединение по настоящему договору за каждый день просрочки».

Однако, ОАО «ТГЭС»  со своей стороны не предприняло всех  необходимых мер по исполнению своих обязательств по техусловиям и договорам: не начало заблаговременно вести  переговоры с ЗАО «Внешстрой»; своевременно не довело до заявителей о возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить взятые на себя обязательства в установленный договором срок; не заключило с заявителями дополнительных  соглашений по срокам выполнения обязательств. 

            Не осуществление в установленный срок технологического присоединения объекта заявителя к сетям общества, бездействие общества по обращениям заявителя о выполнении обязательств по договору, неоправданно затянуло процесс технологического присоединения, результатом чего явилось ущемление прав заявителя.

            В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите

 конкуренции», Комиссия

                                                                         РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг технологического присоединения объектов к сетям ОАО «Тульские городские электрические сети» в географических границах территории города Тула, определенных балансовой принадлежностью сетей общества, с долей более 50 процентов.

2. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ОАО «Тульские городские электрические сети» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ОАО «Тульские городские электрические сети» и ответственного должностного лица ОАО «Тульские городские электрические сети» к административной ответственности.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9482 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/03-2013 по признакам нарушения ОАО «Тульские городские электрические сети» Федерального закона «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9482 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398235138 [changed] => 1398235138 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398235138 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >

при участии лиц:

заявители < --- >;

представители ОАО «Тульские городские  электрические сети» < --- > (доверенность № 36 от 19.03.2013г.; < --- > (доверенность № 21 от 06.03.2013г.), 

рассмотрев дело № 02-02/03-2013 по признакам нарушения ОАО «Тульские городские  электрические сети» (далее ОАО «ТГЭС»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило заявление (вх. № 694 от 14.02.2013г.) жителей поселка Горелки Зареченского района г. Тулы < --- > по вопросу ущемления их прав ОАО «ТГЭС» путем неисполнения своих обязанностей по технологическому присоединению к сетям энергопринимающих устройств домов, принадлежащих заявителям, расположенных по адресам: г.Тула, п.Горелки, 3-й Светлый проезд.

ОАО «ТГЭС» является сетевой организацией, осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии.

Приказом Тульского УФАС России от 30.03.2009г. № 58  ОАО «ТГЭС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на товарном рынке «передача электрической энергии» (ОКВЭД 40.10.2), в географических границах г. Тула, пгт Хомяково, пгт Призаводской рудник, с. Маслово, с. Глухие Поляны, д. Судаково, д. Тихвинка, д. Варваровка, д. Ивановка Ленинского района Тульской области по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Тульские городские электрические сети», с долей более 50 процентов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.03.2011 № 199-э ОАО «ТГЭС» внесено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии под регистрационным номером 71.1.4.

 В силу части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.          

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике»)  определено, что услуги по передаче электрической энергии – это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Таким образом, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, т.е., услуги по технологическому присоединению охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

   В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

  В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее – Правила № 861) независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, к числу которых относятся и физические лица,  максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), сетевая организация обязана заключить с таким физическим лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 16 (п.п«б») Правил № 861 установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей  - физических лиц не может превышать 6 месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

 Из материалов настоящего дела следует, что между ОАО «ТГЭС» и заявителями заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (объектам электросетевого хозяйства) ОАО «ТГЭС» (№ 357 от 08.12.2011г., № 65 от 23.06.2011г., № 17 от 27.01.2012г., № 369 от 12.12.2011г.).

Согласно условиям указанных договоров:

  1. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора (пункт 1.5);

 

  1. Сетевая организация обязана:
    • в течении 10 (десяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (пункт 2.1.2);
    • не позднее 6 (шести) месяцев со дня проведения осмотра (обследования), указанного в п. 2.1.2, с соблюдением срока, установленного в п. 1.5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (пункт 2.1.3).

В материалах дела имеется копия письма заявителя < --- >  от 7 октября 2011 года, которым он уведомил ОАО «ТГЭС» о том, что им выполнены все технические условия согласно договору об осуществлении технологического присоединения № 65 от 23.06.2011г.  На письме имеется подпись специалиста ОАО «ТГЭС» о его получении и дата 07.10.2011г.

15 октября 2011 года приемной комиссией ОАО «ТГЭС» составлен акт приемки, согласно которому установлена возможность принятия в постоянную эксплуатацию объектов электроснабжения жилого дома по ул. Светлая.

  Согласно договору № 65 от 23.06.2011г. сетевая организация после исполнения заявителем < --- > своих обязательств по договору обязана выполнить требования, предусмотренные пунктами 10.1-10.3 технических условий (являющихся неотъемлемой частью договора), а именно:

1. установить и смонтировать КТП 6 кВ с силовым трансформатором мощностью 160 кВА марки ТМ с группой соединения Y/Y-о на напряжении 6/0,4 кВ с коммутационным аппаратом по высокой стороне, с предохранителями ПК.

2. построить и смонтировать ВЛ-6кВ кВ от конечной опоры ВЛ-6кВ (КТП699 – КТП1041) до проектируемой КТП, в месте врезки установить и смонтировать разъединитель РЛНД-10/400. Подключение к данной ВЛ-6кВ согласовать с ее владельцем < --- >.

3. построить и смонтировать ВЛИ-0.4кВ от проектируемой КТП до дома по ул. Светлой.

   Однако на день рассмотрения Комиссией настоящего дела мероприятия по технологическому присоединению объекта < --- > со стороны ОАО «ТГЭС» не выполнены.

   Никаких уведомлений о продлении сроков технологического присоединения с заявителями ОАО «ТГЭС» не направляло, дополнительных соглашений к договору технологического присоединения  не заключало.

   Аналогичная ситуация возникла у заявителей < --- >.

   Таким образом, ОАО «ТГЭС» в нарушение Правил № 861 и договоров № 357, № 65, № 17, № 369 технологическое присоединение энергопринимающих устройств < --- > не осуществляется более одного года.

            Согласно пунктам 5, 6 вышеуказанных  договоров стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное невыполнение обязательств по договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после подписания сторонами договора и оказывающих непосредственное воздействие на выполнение сторонами обязательств по договору.

            Доказательств, свидетельствующих о наступлении таких обстоятельств, ОАО «ТГЭС»  не представило.

В обоснование своих действий (бездействия) по вопросу неисполнения своих обязанностей по вышеуказанным договорам  ОАО «ТГЭС»  приводит доводы о том, что  в  настоящее время в целях осуществления технологического присоединения заявителей ведутся переговоры с ЗАО «Внешстрой» о передаче построенной им линии электропередач в собственность ОАО «ТГЭС».  Данная линия электропередач проходит до границ участков заявителей и строительство второй линии и второй трансформаторной подстанции ОАО «ТГЭС» считает нецелесообразным. В случае положительного ответа от ЗАО «Внешстрой» срок технологического присоединения составит три недели. В противном случае процесс технологического присоединения будет увеличен до трех месяцев (письмо исх. № 01-07-2/830 от 18.03.2013г.).

 Рассмотрев доводы, приведенные ОАО «ТГЭС», Комиссия считает  их необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 16.3, п.п. «г» пункта 25.1  Правил № 861 на сетевую организацию возложено выполнение обязанностей по исполнению технических условий,  в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

            Пунктами 5.4  вышеуказанных договоров установлено, что  «в случае нарушения одной из сроков исполнения обязательств по настоящему договору такая сторона в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, установленной на дату заключения настоящего договора, и  общего размера платы   за плату за технологическое присоединение по настоящему договору за каждый день просрочки».

Однако, ОАО «ТГЭС»  со своей стороны не предприняло всех  необходимых мер по исполнению своих обязательств по техусловиям и договорам: не начало заблаговременно вести  переговоры с ЗАО «Внешстрой»; своевременно не довело до заявителей о возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить взятые на себя обязательства в установленный договором срок; не заключило с заявителями дополнительных  соглашений по срокам выполнения обязательств. 

            Не осуществление в установленный срок технологического присоединения объекта заявителя к сетям общества, бездействие общества по обращениям заявителя о выполнении обязательств по договору, неоправданно затянуло процесс технологического присоединения, результатом чего явилось ущемление прав заявителя.

            В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите

 конкуренции», Комиссия

                                                                         РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг технологического присоединения объектов к сетям ОАО «Тульские городские электрические сети» в географических границах территории города Тула, определенных балансовой принадлежностью сетей общества, с долей более 50 процентов.

2. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ОАО «Тульские городские электрические сети» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ОАО «Тульские городские электрические сети» и ответственного должностного лица ОАО «Тульские городские электрические сети» к административной ответственности.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >

при участии лиц:

заявители < --- >;

представители ОАО «Тульские городские  электрические сети» < --- > (доверенность № 36 от 19.03.2013г.; < --- > (доверенность № 21 от 06.03.2013г.), 

рассмотрев дело № 02-02/03-2013 по признакам нарушения ОАО «Тульские городские  электрические сети» (далее ОАО «ТГЭС»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило заявление (вх. № 694 от 14.02.2013г.) жителей поселка Горелки Зареченского района г. Тулы < --- > по вопросу ущемления их прав ОАО «ТГЭС» путем неисполнения своих обязанностей по технологическому присоединению к сетям энергопринимающих устройств домов, принадлежащих заявителям, расположенных по адресам: г.Тула, п.Горелки, 3-й Светлый проезд.

ОАО «ТГЭС» является сетевой организацией, осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии.

Приказом Тульского УФАС России от 30.03.2009г. № 58  ОАО «ТГЭС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на товарном рынке «передача электрической энергии» (ОКВЭД 40.10.2), в географических границах г. Тула, пгт Хомяково, пгт Призаводской рудник, с. Маслово, с. Глухие Поляны, д. Судаково, д. Тихвинка, д. Варваровка, д. Ивановка Ленинского района Тульской области по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Тульские городские электрические сети», с долей более 50 процентов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.03.2011 № 199-э ОАО «ТГЭС» внесено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии под регистрационным номером 71.1.4.

 В силу части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.          

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике»)  определено, что услуги по передаче электрической энергии – это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Таким образом, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, т.е., услуги по технологическому присоединению охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

   В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

  В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее – Правила № 861) независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, к числу которых относятся и физические лица,  максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), сетевая организация обязана заключить с таким физическим лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 16 (п.п«б») Правил № 861 установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей  - физических лиц не может превышать 6 месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

 Из материалов настоящего дела следует, что между ОАО «ТГЭС» и заявителями заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (объектам электросетевого хозяйства) ОАО «ТГЭС» (№ 357 от 08.12.2011г., № 65 от 23.06.2011г., № 17 от 27.01.2012г., № 369 от 12.12.2011г.).

Согласно условиям указанных договоров:

  1. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора (пункт 1.5);

 

  1. Сетевая организация обязана:
    • в течении 10 (десяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (пункт 2.1.2);
    • не позднее 6 (шести) месяцев со дня проведения осмотра (обследования), указанного в п. 2.1.2, с соблюдением срока, установленного в п. 1.5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (пункт 2.1.3).

В материалах дела имеется копия письма заявителя < --- >  от 7 октября 2011 года, которым он уведомил ОАО «ТГЭС» о том, что им выполнены все технические условия согласно договору об осуществлении технологического присоединения № 65 от 23.06.2011г.  На письме имеется подпись специалиста ОАО «ТГЭС» о его получении и дата 07.10.2011г.

15 октября 2011 года приемной комиссией ОАО «ТГЭС» составлен акт приемки, согласно которому установлена возможность принятия в постоянную эксплуатацию объектов электроснабжения жилого дома по ул. Светлая.

  Согласно договору № 65 от 23.06.2011г. сетевая организация после исполнения заявителем < --- > своих обязательств по договору обязана выполнить требования, предусмотренные пунктами 10.1-10.3 технических условий (являющихся неотъемлемой частью договора), а именно:

1. установить и смонтировать КТП 6 кВ с силовым трансформатором мощностью 160 кВА марки ТМ с группой соединения Y/Y-о на напряжении 6/0,4 кВ с коммутационным аппаратом по высокой стороне, с предохранителями ПК.

2. построить и смонтировать ВЛ-6кВ кВ от конечной опоры ВЛ-6кВ (КТП699 – КТП1041) до проектируемой КТП, в месте врезки установить и смонтировать разъединитель РЛНД-10/400. Подключение к данной ВЛ-6кВ согласовать с ее владельцем < --- >.

3. построить и смонтировать ВЛИ-0.4кВ от проектируемой КТП до дома по ул. Светлой.

   Однако на день рассмотрения Комиссией настоящего дела мероприятия по технологическому присоединению объекта < --- > со стороны ОАО «ТГЭС» не выполнены.

   Никаких уведомлений о продлении сроков технологического присоединения с заявителями ОАО «ТГЭС» не направляло, дополнительных соглашений к договору технологического присоединения  не заключало.

   Аналогичная ситуация возникла у заявителей < --- >.

   Таким образом, ОАО «ТГЭС» в нарушение Правил № 861 и договоров № 357, № 65, № 17, № 369 технологическое присоединение энергопринимающих устройств < --- > не осуществляется более одного года.

            Согласно пунктам 5, 6 вышеуказанных  договоров стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное невыполнение обязательств по договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после подписания сторонами договора и оказывающих непосредственное воздействие на выполнение сторонами обязательств по договору.

            Доказательств, свидетельствующих о наступлении таких обстоятельств, ОАО «ТГЭС»  не представило.

В обоснование своих действий (бездействия) по вопросу неисполнения своих обязанностей по вышеуказанным договорам  ОАО «ТГЭС»  приводит доводы о том, что  в  настоящее время в целях осуществления технологического присоединения заявителей ведутся переговоры с ЗАО «Внешстрой» о передаче построенной им линии электропередач в собственность ОАО «ТГЭС».  Данная линия электропередач проходит до границ участков заявителей и строительство второй линии и второй трансформаторной подстанции ОАО «ТГЭС» считает нецелесообразным. В случае положительного ответа от ЗАО «Внешстрой» срок технологического присоединения составит три недели. В противном случае процесс технологического присоединения будет увеличен до трех месяцев (письмо исх. № 01-07-2/830 от 18.03.2013г.).

 Рассмотрев доводы, приведенные ОАО «ТГЭС», Комиссия считает  их необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 16.3, п.п. «г» пункта 25.1  Правил № 861 на сетевую организацию возложено выполнение обязанностей по исполнению технических условий,  в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

            Пунктами 5.4  вышеуказанных договоров установлено, что  «в случае нарушения одной из сроков исполнения обязательств по настоящему договору такая сторона в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, установленной на дату заключения настоящего договора, и  общего размера платы   за плату за технологическое присоединение по настоящему договору за каждый день просрочки».

Однако, ОАО «ТГЭС»  со своей стороны не предприняло всех  необходимых мер по исполнению своих обязательств по техусловиям и договорам: не начало заблаговременно вести  переговоры с ЗАО «Внешстрой»; своевременно не довело до заявителей о возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить взятые на себя обязательства в установленный договором срок; не заключило с заявителями дополнительных  соглашений по срокам выполнения обязательств. 

            Не осуществление в установленный срок технологического присоединения объекта заявителя к сетям общества, бездействие общества по обращениям заявителя о выполнении обязательств по договору, неоправданно затянуло процесс технологического присоединения, результатом чего явилось ущемление прав заявителя.

            В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите

 конкуренции», Комиссия

                                                                         РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг технологического присоединения объектов к сетям ОАО «Тульские городские электрические сети» в географических границах территории города Тула, определенных балансовой принадлежностью сетей общества, с долей более 50 процентов.

2. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ОАО «Тульские городские электрические сети» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ОАО «Тульские городские электрические сети» и ответственного должностного лица ОАО «Тульские городские электрические сети» к административной ответственности.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 02-02/03-2013 [format] => [safe_value] => № 02-02/03-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

[format] => full_html [safe_value] =>

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-30 06:33:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-21 13:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398235138 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )