Аналитический отчет по анализу состояния конкурентной среды на рынке мяса домашней птицы

1. Общие положения

1.1. Основание и цель исследования

Основанием для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке мяса домашней птицы (далее по тексту – Анализ) является приказ ФАС России от 18.12.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 – 2016 годы».

Целью проведения настоящего Анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке мяса домашней птицы.

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок), а также методических  рекомендаций по анализу состояния конкурентной среды на рынке мяса домашней птицы от 29.01.2015 № ЦА/3301/15 далее по тексту – (Методические рекомендации).

 

1.2. Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении Анализа использованы:

- сведения, представленные Министерством сельского хозяйства Тульской области о хозяйствующих субъектах, занимающихся производством мяса домашней птицы, а так же об объеме ввоза и вывоза, объемах реализации мяса кур;

- сведения, представленные Туластатом о хозяйствующих субъектах, занимающихся производством мяса домашней птицы, а так же об объеме ввоза и вывоза, объемах реализации мяса кур;

- сведения, представленные Россельхознадзором по городу Москва, Московской и Тульской областям о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по производству мяса кур на территории Тульской области;

-  сведения, представленные Комитетом по ветеринарии Тульской области о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по производству мяса кур на территории Тульской области;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами, о производстве мяса кур за 2012-2014 годы.

 

 

2. Временной интервал исследования рынка мяса домашней птицы

Временным интервалом исследования рынка мяса домашней птицы в соответствии с Методическими рекомендациями, является период  2012-2014 г.г.

 

3. Продуктовые границы рынка

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения, используемые для изготовления пищевых продуктов.

На сегодняшний день в Российской Федерации в объеме производства мяса птицы преобладает мясо кур. Объем производства других видов мяса птицы мал и не может оказать влияния на развитие конкуренции и условия обращения товара на рынке. Доля индюшатины в структуре производства мяса составляет немногим более 2%, на долю прочих видов мяса птицы (утки, гуси, перепела и т.п.) приходится менее 1% от общего объема. При этом в РФ отмечается рост спроса на традиционный вид птицы - куриное мясо, данный сегмент  рынка стабильно развивается, импорт мяса кур сокращается.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, мясо кур классифицируется следующими кодами:

- 10.12.10.110 «Мясо кур охлажденное»;

- 10.12.20.110 «Мясо кур замороженное» (подмороженное).

Анализируемый вид деятельности – оптовая реализация мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) независимым покупателям хозяйствующими субъектами, осуществляющими его производство, и/ или иными хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц с производителем (I-ый уровень оптовых продаж).

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДС-Ред.2), утвержденному приказом Росстата от 31.01.2014 № 14-ст, деятельность по производству мяса домашней птицы классифицируется кодом 01.47.11 «Выращивание сельскохозяйственной птицы на мясо».

Таким образом, в соответствии с Методическими рекомендациями продуктовыми границами товарного рынка является мясо кур охлажденное и замороженное (подмороженное).

 

4. Географические границы рынка мяса домашней птицы

 

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются следующие: требования  условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

Согласно пункту 4.2. Порядка определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Из сведений, представленных хозяйствующими субъектами, установлено, что в период 2012 – 2014 годы реализация мяса кур независимым покупателям осуществлялась как в районах Тульской области, а также субъектам за пределами Тульской области.

 

Предварительное определение географических границ товарного рынка определено границами субъекта Российской Федерации – границами Тульской области.

Географические границы товарного рынка, согласно пункту 4.1 Порядка, определяются границами территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Для установления географических границ рынка в первую очередь необходима идентификация приобретателя (приобретателей) на данном товарном рынке.

Приобретателями (покупателями) на рынке мяса домашней птицы (замороженного, охлажденного) являются в соответствии со схемой 1 независимые покупатели (хозяйствующие субъекты), не входящие в группу лиц производителя, но, а продавцами являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство мяса кур.

Тульским УФАС России в рамках проведения анализа мяса домашней птицы за период времени с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г. у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке была запрошена информация, в соответствии с методическими рекомендациями.

         На основании сведений о реализации продукции независимым оптовым покупателям (таблица 3), представленных хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство мяса кур, Тульским УФАС России были составлены таблицы по приложению № 2 (География поставок мясо курицы (код 10.12.10.110) «мясо кур охлажденное» и География поставок мясо курицы (код 10.12.20.110) «мясо кур замороженное» по годам).

         По результатам анализа Приложения № 2 (мясо кур охлажденное) было установлено, что в 2012 году за пределы Тульской области (Московская область) было поставлено - ____ товара, а в Тульскую область - ___. В 2014 году за пределы Тульской области (г.Москва) было поставлено –____товара. Таким образом, рассматриваемый товарный рынок можно отнести к региональному. Сведения 2012 года не следует считать актуальными (оценочными).

         По результатам анализа Приложения № 2 (География поставок мяса курицы (код 10.12.20.110) «мясо кур замороженное») установлено, в 2012 году хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по выращиванию домашней птицы на мясо, инфраструктура которых расположена в географических границах Тульской области, реализуют мясо кур замороженное в следующие регионы Российской Федерации: Тульскую область, г.Москву, Московскую область, республику Татарстан, республику Коми, Нижегородскую область, Липецкую область, Брянскую область, Рязанскую область, Тамбовскую область, Ярославскую область, Владимировскую область, Хабаровский край, Камчатский край, Саратовскую область, Астраханскую область, Вологодскую область, Архангельскую область, Сахалинскую область, Нижегородскую область, Калужскую область.

      Также по результатам анализа Приложения № 2 (География поставок мяса курицы (код 10.12.20.110) «мясо кур замороженное») установлено, что в 2013 году хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по выращиванию домашней птицы на мясо, инфраструктура которых расположена в географических границах Тульской области, реализуют мясо кур замороженное в следующие регионы Российской Федерации: Тульскую область, г.Москву, Московскую область, Нижегородскую область, Орловскую область, Липецкую область, Брянскую область, Рязанскую область, Ярославскую область.

      По результатам анализа Приложения № 2 (География поставок мяса курицы (код 10.12.20.110) «мясо кур замороженное») установлено, что в 2014 году хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по выращиванию домашней птицы на мясо, инфраструктура которых расположена в географических границах Тульской области, реализуют мясо кур замороженное в следующие регионы Российской Федерации: Тульскую область, г.Москва, Московскую область, Костромскую область, Воронежскую область, Рязанскую область, Тамбовскую область.

Таким образом, рынок мяса домашней птицы носит межрегиональный характер.

 

5. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся:

а)   экономические ограничения;

б)   административные ограничения, в том числе:

- ограничения в виде законодательных актов, определяющих налоговую политику,

- ограничения в виде законодательных актов, определяющих экономическую политику,

-  ограничения в предоставлении долгосрочных кредитов,

-  предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам,

- решение органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории),

-  ветеринарно-санитарные требования,

- технические стандарты и стандарты качества,

- тарифная политика при осуществлении внутренних перевозок;

в)   организационные ограничения;

г)   стратегические ограничения.

Хозяйствующим субъектам, которые осуществляют на территории Тульской области производство куриного мяса («мясо кур замороженное», «мясо кур охлажденное») были направлены запросы в соответствии с Приложением № 3 к Методическим рекомендациям. В связи с чем получены следующие ответы.

Мясо кур замороженное, производимое ОАО Птицефабрика «Тульская», не является основным видом готовой продукции и в большей степени реализуется для промышленной переработки, поэтому предприятие не сталкивается с барьерами входа на товарный рынок.

           У филиала ЗАО «Моссельпром» также отсутствуют обстоятельства, препятствующие осуществлению деятельности (барьеры входа на товарный рынок).

          Для ОАО СПП «Ефремовское» характерны следующие барьеры:

1. Экономические ограничения:

 - значительные капиталовложения;

 - отсутствие эффективной поддержки отрасли.

2.  Административные ограничения:

  -   ограничения в предоставлении долгосрочных кредитов;

  -   предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам.

3. Стратегические ограничения:

  -  поведение участников рынка (наличие соглашений, ценовая политика и т.д.).

         Для ИП Кузык Е.Б. характерны следующие барьеры входа на рынок мяса кур:

1. Экономические барьеры:

- значительные капиталовложения;

- сроки окупаемости капитальных вложений;

- отсутствие эффективной поддержки отрасли.

2. Административные барьеры:

-   ограничения в виде законодательных актов, определяющих налоговую политику;

- ограничения в виде законодательных актов, определяющих экономическую политику;

-  ограничение в предоставлении долгосрочных кредитов;

-  предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам.

-  ветеринарно-санитарные требования;

-  технические стандарты и стандарты качества.

 

         6. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке мяса домашней птицы

 

Рынок мяса домашней птицы по Тульской области носит межрегиональный характер.

Перспективами развития конкуренции на рынке производства мяса домашней птицы («мясо кур замороженное», «мясо кур охлажденное») в Тульской области является:

  1. Увеличение количества хозяйствующих субъектов, производящих мясо домашней птицы («мясо кур замороженное», «мясо кур охлажденное»).
  2. Преодоление барьеров входа новых хозяйствующих субъектов на рассматриваемый рынок путем государственной поддержки новых хозяйствующих субъектов на данном рынке.

 

7. Выводы

 

При исследовании рынка мяса домашней птицы за 2012-2014 гг., было установлено, что поставка мяса кур в другие регионы, за указанный период, осуществлялась следующими хозяйствующими субъектами:

- филиалом ЗАО «Моссельпром» «Узловская птицефабрика»;

- ИП Кузык Е.Б.;

- ОАО СПП «Ефремовское»;

- ОАО Птицефабрика «Тульская».

В ходе анализа рынка мяса домашней птицы было установлено, что филиал ЗАО «Моссельпром» «Узловская птицефабрика» входит в одну группу лиц с ОАО «Группа Черкизово», ЗАО «Моссельпром», ООО «АПК «Михайловский», ООО «Управляющая компания Птицеводство Группы Черкизово»,  ООО «Черкизово-кормопроизводство», ООО «Курсксельпром», ОАО «Курская птицефабрика», ООО «Торговый дом «Курская птицефабрика», ОАО «ОКЗ», ЗАО «Куриное Царство-Брянск», ОАО «Куриное царство», Акционерное общество «Рамоновская птицефабрика», ЗАО «Петелинская птицефабрика», ООО «ТД «Петелино», ОАО Птицефабрика «Васильевская», ОАО «Пензенский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Ардымское ХПП», ЗАО «Лиски-Бройлер», ООО «ЛИСКо Бройлер», ОАО «ЧМПЗ», ООО «ТПК «Черкизово». В 2013, 2014 гг. филиал ЗАО «Моссельпром» «Узловская птицефабрика» реализацию независимым оптовым покупателям не осуществлял, а осуществлял реализацию в рамках указанного холдинга.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области за 2012-2013 гг., ввоз мяса птицы по Тульской области значительно превышает вывоз.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что производство на рынке куриного мяса на территории Тульской области не достаточно развито, существует необходимость увеличения объемов данного производства.