О результатах анализа соблюдения торговыми сетями антимонопольных требований

О результатах анализа соблюдения торговыми сетями, осуществляющими  деятельность по розничной торговле продовольственными товарами в Тульской области, антимонопольных требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» за 2015 год

                  

В порядке осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговой деятельности) и на основании части 2 статьи 16 данного Закона Тульским УФАС России проведена проверка соблюдения торговыми сетями, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами на территории Тульской области, требований статьи 14 Закона о торговой деятельности.

Согласно указанной статье хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25 % объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

В целях проверки соблюдения вышеуказанных требований Закона о торговой деятельности у наиболее крупных розничных торговых сетей, осуществляющих розничную торговлю продовольствием на территории Тульской области, были истребованы сведения о розничном товарообороте продовольственных товаров за 2015 год в разрезе муниципальных районов и городских округов Тульской области, а также сведения о действующих и введенных в эксплуатацию торговых объектах по состоянию на 31.12.2015.

Полученные сведения были использованы для расчета долей соответствующего товарооборота хозяйствующих субъектов в процентах от объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за 2015 финансовый год в границах соответствующих муниципальных районов и городских округов, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по тульской области – ТулаСТАТ на официальном сайте в сети Интернет.

В результате проверки установлено, что наиболее крупными торговыми сетями, осуществляющими розничную торговлю продовольствием на территории Тульской области в 2015 году являлись сети, осуществляющие деятельность по торговыми марками «Пятерочка» (ООО «ИКС 5 Ритейл Групп», г. Москва), «Магнит» (ЗАО «Тандер», г. Краснодар»), «Дикси» (АО «Дикси Юг», г.Подольск, Московская область). Прочие торговые объекты «СПАР» (ООО «СПАР-Тула», г. Тула), «БИЛЛА» (ООО «BILLA», г. Москва) имели в 2015 году незначительные доли  в общем розничном товарообороте продовольственных товаров муниципальных образований региона, существенно ниже предусмотренных статье 14 Закона о торговой деятельности.

Установлено, что доли торговых сетей ООО «ИКС 5 Ритейл Групп», ЗАО «Тандер», АО «Дикси Юг» в 2015 году достигли критических значений, превышающих 25 % от общего товарооборота в следующих муниципальных районах и городских округах:

- доля торговой сети ООО «ИКС 5 Ритейл Групп» в г.Донской, р.п. Новогуровский, в Дубенском, Заокском, Киреевском, Куркинском, Одоевском, Щекинском районах Тульской области;

- доля торговой сети ЗАО «Тандер» в г.Донской, в Белевском, Кимовском, Куркинском, Одоевском, Ясногорском районах Тульской области;

- доля торговой сети АО «Дикси Юг» в Ясногорском районе Тульской области.

В то же время, несмотря на рост товарооборота, развитие упомянутых сетей в указанных муниципальных образованиях в 2015 году отсутствовало, количество торговых объектов торговых сетей ООО «ИКС 5 Ритейл Групп», ЗАО «Тандер», АО «Дикси Юг» за период 2015 года не изменилось как на начало, так и на конец периода.

В остальных муниципальных районах и городских округах доли вышеуказанных сетей в 2015 году не достигали порогового значения 25 %, что не накладывало установленных законом ограничений на их развитие в 2015 году.

Таким образом, в результате проведенного анализа установлено отсутствие нарушений торговыми сетями, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами в Тульской области, требований статьи 14 Закона о торговой деятельности в 2015 году.

В то же время,  вследствие того, что доли торговых сетей ООО «ИКС 5 Ритейл Групп» в г.Донской, р.п. Новогуровский, в Дубенском, Заокском, Киреевском, Куркинском, Одоевском, Щекинском районах Тульской области; ЗАО «Тандер» в г.Донской, в Белевском, Кимовском, Куркинском, Одоевском, Ясногорском районах Тульской области; АО «Дикси Юг» в Ясногорском районе Тульской области превысили 25 процентов от общего розничного товарооборота продовольственных товаров в указанных муниципальных образований, согласно пункту 1 статьи 14 Закона о торговой деятельности эти торговые сети впредь не вправе  приобретать или арендовать в границах этих муниципальных образований дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности.

В случае выявления нарушения торговыми сетями данного запрета, установленного законом, Тульским УФАС России в рамках имеющихся полномочий будет предъявлено в суд требование о признании соответствующих сделок, совершенных торговыми сетями ничтожными и о применении последствий недействительности этих сделок.

По результатам проделанного анализа, в торговые сети и муниципальные образования направлены информационные письма, с целью не допустить возможных нарушений законодательства о торговле.