Анализ рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта на территории Тульской области за 2010 год.

Целью проведения обследования рынка сжиженного углеводородного газа (СУГ) для заправки автомобильного транспорта на территории Тульской области является сбор первичной информации в субъекте Российской Федерации, ее обработка и представление в ЦА ФАС России сводной информации для составления итогового аналитического отчета по федеральному рынку СУГ.

Обследование рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта на территории Тульской области проводилось на основании приказа ФАС России  от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы».

При обследовании рынка (СУГ) для заправки автомобильного транспорта на территории Тульской  Тульское УФАС России руководствовалось требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, а также Методических  указаний по проведению обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей, разработанных ФАС России.

 

Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении обследования рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта использованы:

- сведения, извлеченные из Единого государственного реестра юридических лиц, представленные Управлением ФНС по Тульской области;

- сведения, представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую и розничную торговлю СУГ на территории Тульской области в 2010 году;

- сведения, представленные Департаментом промышленной политики, науки и топливно-энергетического комплекса Тульской области в части хозяйствующих субъектов, имеющих АГЗС для заправки СУГ на территории Тульской области в 2010 году;

- сведения представленные Приокским управлением Ростехнадзора в части хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов, связанных с хранением и транспортированием сжиженных углеводородных газов, расположенных на территории Тульской области;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по оптовой и  розничной торговле, транспортировке и хранению СУГ на территории Тульской области в 2010 году;

- сведения, представленные продавцами (производителями) СУГ, у которых был закуплен СУГ для последующей реализации на территории Тульской области.

 

Временной интервал исследования рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта

В качестве временного интервала исследования рынка СУГ для автомобильного транспорта в соответствии с Методическими указаниями ФАС России принят 2010 год.

 

Продуктовые границы рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка предварительное определение товара, необходимое для установления продуктовых границ товарного рынка,  может быть проведено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

- иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденный  постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301 описывает наименование продукции кодом 02 7239 3 «Газы углеводородные сжиженные прочие».

В ГОСТ 27578-87 и ГОСТ 52087-2003 используются следующие группировки ОКП:

- 02 7239 0501 –пропан автомобильный (ПА);

- 02 7239 0502 – пропан-бутан автомобильный (ПБА).

Для заправки автомобилей используется сжиженный углеводородный газ  (СУГ), производимый          преимущественно из попутного нефтяного газа (ПНГ).  СУГ получают как продукт переработки нефти  на нефтеперерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа. СУГ представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов.

Состав СУГ для заправки автомобилей регламентируют ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия» и ГОСТ 52087-2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия» распространяется на углеводородные сжиженные топливные газы, применяемые в качестве топлива для коммунально-бытового потребления, моторного топлива для автомобильного транспорта, а также в промышленных целях. Оба ГОСТа предусматривают две марки СУГ: зимнюю – ПА (пропан автомобильный) и летнюю – ПБА (пропан-бутан автомобильный). В марке ПА содержится (85±10)% пропана, в марке ПБА – (50±10)% пропана, остальное бутан и не более 6% непредельных углеводородов.

На практике на автомобильных газозаправочных станциях (АГЗС) используется также СУГ по  ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия» (ОКП 02 7236 0102 – смесь пропана и бутана техническая (СПБТ)).

Требования к фракционному составу и другим показателям сжиженного газа для автомобильного транспорта более жесткие, чем для газов, используемых для коммунально-бытового потребления.

Согласно разъяснениям ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» не рекомендуется  использовать СУГ для коммунально-бытового потребления в качестве моторного топлива для транспортных средств, поскольку транспортные средства спроектированы и сертифицированы для работы на СУГ по ГОСТ 27578-87. Кроме того, при использовании СУГ для коммунально-бытового потребления в качестве моторного топлива для транспортных средств возникает риск ущерба для здоровья людей, всех видов имущества и для окружающей среды, превышающий допустимый.

 

4. Географические границы рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта

В качестве географических границ обследуемого товарного рынка в соответствии с Методическими указаниями ФАС России выбрана территория Тульской области.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке СУГ для заправки автомобильного транспорта

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В качестве продавцов на рынке СУГ для заправки автомобильного транспорта выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на указанном рынке СУГ, а в качестве покупателей выступают юридические и физические лица, пользующиеся услугами продавцов.

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке СУГ для автомобильного транспорта в 2010 году, были проанализированы все представленные в адрес Тульского УФАС России сведения.

В результате проведенного анализа в  вышеуказанных географических границах было установлено, что в 2010 году деятельность на рынке СУГ для заправки автомобильного транспорта осуществляли 23 хозяйствующих субъекта, зарегистрированных в Тульской области, в том числе 22 из них осуществляли оптовую и (или) розничную продажу СУГ, а один предоставлял услуги по только по транспортировке и хранению СУГ.

В состав участников рынка СУГ входят предприятия различных организационно-правовых форм, в том числе, открытое акционерное общество – одно, закрытых акционерных обществ – три, обществ с ограниченной ответственностью – 12, индивидуальных предпринимателей – семь.

Оптовую и мелкооптовую реализацию СУГ на территории Тульской области осуществляют 8 хозяйствующих субъектов. При этом сбытовая инфраструктура 3-х хозяйствующих субъектов включает 15 газонаполнительных станций (ГНС), находящихся у них в собственности, а остальными хозяйствующими субъектами используются либо арендуемые ГНС, либо заключены договоры на хранение и отпуск СУГ с ГНС, принадлежащим другим лицам.

Розничную реализацию СУГ на территории Тульской области хозяйствующие субъекты осуществляли через 55 АЗГС, принадлежащие им на правах собственности, аренды или на иных правах, при этом 37 % участников рынка владеют по одной АЗГС, 42 % участников рынка владеют по две АЗГС, 16 % участников рынка владеют от 3 до 5 АЗГС и только  5 % участников рынка владеют более 5 АЗГС.

Ввоз реализуемого на территории Тульской области СУГ в 2010 годы осуществлялся  21 хозяйствующим субъектом, зарегистрированным на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской, Ленинградской, Рязанской,  области, Калужской, Нижегородской, Пензенской областей. По данным, представленным поставщиками, объем ввоза СУГ в Тульскую область за 2010 год составил около 45 тысяч тонн.

Из представленных хозяйствующими субъектами сведений установлено, что хозяйствующие субъекты, вошедшие в состав участников рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта, не образуют групп лиц с инорегиональными поставщиками (производителями) СУГ, не считая перепродавцов СУГ.

Регионом продаж СУГ хозяйствующими субъектами – участниками обследованного рынка является, в основном, Тульская область, при наличии в то же время вывоза определенных объемов СУГ в Курскую, Орловскую, Московскую области и Ставропольский край.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Согласно пункта 6.2 Порядка объем рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта определялся как сумма объемов реализации СУГ хозяйствующими субъектами на территории Тульской области. При этом не допускался повторный учет одного и того же товара. Расчет общего объема СУГ за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка  производился на основании объема реализации в натуральных показателях (тоннах).

Согласно пункту 6.3 Порядка доля хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

По данным, представленным поставщиками, объем ввоза СУГ в Тульскую область за 2010 год составил около 45 тысяч тонн. Наибольшая доля в объеме  СУГ, поставленного за указанный период в Тульскую область, принадлежащая предприятиям входящим в нефтехимический холдинг «Сибур», составила незначительно превышает   55 %.

Наибольшую долю на рынке оптовой реализации СУГ в Тульской области в 2010 году, превысившую 75 % от общего объема СУГ, реализованного в данном сегменте рынка, имело ООО ПКП  «Кимовскгазстрой».

Объем СУГ, реализованного в Тульской области в розницу через АЗГС, составил в 2010 году чуть меньше 27.5 тысяч тонн. Наибольшую долю на рынке розничной реализации СУГ в 2010 году имело ООО «Виконт».

 

7. Определение барьеров входа на товарный рынок

В соответствии с разделом VIII Порядка при обследовании рынка была произведена оценка наличия и преодолимости барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

К барьерам входа на обследованный товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (на строительство АГЗС).

- более низкий уровень потребительского спроса на СУГ в качестве моторного топлива по сравнению с автомобильными бензинами или дизельным топливом. Причиной этого является необходимость переоборудования автотранспортного средства и адаптации ёмкости для хранения (топливного бака) и системы подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания под физико-механические особенности агрегатного состояния (сжиженного или сжатого) используемого газа, т. е. необходимость установки специального газобаллонного оборудование (ГБО), сопряженная со значительными затратами;

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- условия лицензирования отдельных видов деятельности;

- стандарты и предъявляемые к качеству требования.

Деятельность, связанная получением, использованием, переработкой образованием, хранением, транспортировкой воспламеняющихся веществ-газов, в соответствии с Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599
"Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов" подлежит обязательному лицензированию.

Кроме того, административные ограничения связаны с длительностью процедуры отведения, либо предоставления в аренду, земельных участков под строительство АГЗС, высокая стоимость оплаты проведения различного рода экологических, санитарных, природоохранных экспертиз и экспертиз промышленной безопасности, сертификация технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

Таким образом, можно сделать вывод, что барьеры для входа на обследованный рынок следует оценивать как труднопреодолимые.

В то же время в Тульское УФАС России в 2009-2010 гг. жалобы и обращения граждан и организаций по вопросам, связанным с функционированием рынка СУГ на территории Тульской области, содержащие данные,  указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, не поступали.