Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Тульской области за 2008-2010 годы.

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Тульской области за 2008-2010 годы

 

I. Общие положения

1.1. Основание и цель исследования

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Тульской области (далее по тексту – Анализ) проведен на основании пункта 2.3 приложения 1 к приказу ФАС России  от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы».

Целью проведения Анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов и установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Тульской области, с последующим их включением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее по тексту - Реестр).

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок), а также методических  рекомендаций по проведению анализа состояния конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов (письмо заместителя руководителя ФАС России от 22.04.2011 № АК/15211), (далее по тексту – Методические рекомендации ФАС России).

 

1.2. Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении Анализа использованы:

- сведения об автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения, находящихся на балансе муниципальных образований, по перечням, утвержденным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ согласно статье 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации»;

- сведения о муниципальных контрактах на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в городе Туле, выполненных в  2008-2010 г.г., представленные администрацией города Тулы;

-сведения о государственных контрактах на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Тульской области, выполненных в  2008-2010 г.г., представленные Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области;

- сведения о муниципальных контрактах на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в муниципальных образованиях (далее – МО) Тульской области, выполненных в  2008-2010 г.г., представленные администрациями МО Тульской области,  

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регламентирующие порядок выдачи разрешений на строительство автомобильных дорог и дорожных сооружений, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию;

- сведения о рассмотренных заявлениях по выдаче разрешения на строительство автомобильных дорог и дорожных сооружений в МО Тульской области, о выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в период с 01.01.2008 по 31.12.2010;

- сведения, об осуществлении государственного строительного надзора объектов дорожного строительства в период 2008 - 2010 г.г., представленные инспекцией Тульской области по государственному строительному надзору;

- сведения о выданных заключениях государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для строительства объектов капитального дорожного строительства, которое осуществлялось с использованием типовой проектной документации и пр. в период 2008-2010г.г., представленные АУ Тульской области «Управление экспертизы»;

- сведения о требованиях, предъявляемых для вступления в СРО, представленные СРО;

- сведения, извлеченные из Единого государственного реестра юридических лиц, представленные Управлением ФНС по Тульской области;

- сведения о хозяйствующих субъектов, прошедших государственную регистрацию в налоговых органах, включенных в Статистический регистр Росстата по Тульской области,  основным видом деятельности которых является «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог» с  кодом ОКВЭД 45.21.2, представленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики (Туластат);

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами, оказывавшими услуги по строительству, реконструкции капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Тульской области в период 2008-2010 г.г.;

- сведения, представленные владельцами частных автомобильных дорог по их строительству, реконструкции и капитальному ремонту в период 2008-2010 г.г.
II. Временной интервал исследования рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

Поскольку, что исследование рынка ограничивается изучением характеристик рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов, сложившихся до момента проведения исследования, в соответствии с пунктом 2.2 Порядка, Анализ носит ретроспективный характер.

В качестве временного интервала исследования рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России выбран период, включающий 2008 - 2010 годы.

III. Продуктовые границы рынка: «услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а так же составных частей тоннелей, мостов и путепроводов»

 

3.1. Предварительное определение товара (услуги).

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка предварительное определение товара, необходимое для установления продуктовых границ товарного рынка,  может быть проведено на основе:

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Из нормативных актов, регулирующих деятельность на исследуемом товарном рынке, установлено следующее.

В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе,  мосты,  путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты,  путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса  работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (т.е. осуществляется расчет долей субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнивших работы самостоятельно.)

Из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, установлено, что услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов),  а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов относятся к классу «Строительство» с кодом по ОКВЭД 45, группе «Производство общестроительных работ с кодом по ОКВЭД 45.21, подгруппе «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог»  с кодом по ОКВЭД 45.21.2

 

3.2.Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.

Согласно полученной в ходе исследования рынка информации 86,3% автомобильных дорог Тульской области находятся в государственной и муниципальной собственности, 13,7% являются частными автомобильными дорогами, принадлежащими хозяйственным обществам и иным собственникам.

Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, требующая финансирования в значительных размерах, осуществляется по контрактам, заключаемым в результате размещения заказов на их выполнение посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Установленные продуктовые границы включают в себя такой существенный признак товара, как объекты выполняемых строительных работ, а именно: автомобильные дороги, тоннели, мосты и путепроводы, который по своим функциональным назначениям не могут быть сравним с признаками других товаров. Следовательно, предварительно определенный товар не может быть заменен потребителем (заказчиком услуг по выполнению работ) другими и не имеет взаимозаменяемых товаров.

Таким образом, в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России продуктовыми границами товарного рынка является услуга по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.

IV. Географические границы рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

Определение географических границ рассматриваемого товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж, при этом для целей настоящего исследования районами продаж  являются территории размещения объектов, в отношении которых производится выполнение строительных работ.

 В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

- автомобильные дороги федерального значения;

- автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;

- автомобильные дороги местного значения;

- частные автомобильные дороги.

Согласно Методическим рекомендациям ФАС России в качестве географических границ товарного рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов, находящихся в частной собственности, а также регионального, межмуниципального и местного значения принимаются  географические границы субъекта Российской Федерации, т.е. территория Тульской области.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала.

Исходя из этого, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включены генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к участию в выполняемых работах на основании договоров подряда.

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений в географических границах Тульской области, были использованы сведения за 2008-2010 год, содержащие информацию:

- о генеральных подрядчиках, выполняющих подрядные строительные работы в соответствии с заключенными государственными и муниципальными контрактами, предоставленные  органами исполнительной власти Тульской области и органами местного самоуправления МО Тульской области;

- о генеральных подрядчиках, выполняющих подрядные строительные работы на частных автомобильных дорогах, предоставленные собственниками указанных автодорог - юридическими лицами.

Информация о субподрядчиках I уровня, привлекаемых к исполнению договоров подряда, была представлена генеральными подрядчиками, выполнявшими подрядные строительные работы в соответствии с заключенными государственными и муниципальными контрактами и генеральными подрядчиками, выполнявшими подрядные строительные работы в отношении частных автомобильных дорог по заказам их собственников.

Информация о составе хозяйствующих субъектов представлена по формам, установленным Методическими рекомендациями ФАС России, за каждый год временного периода обследования рынка в приложениях 1 - 6 к настоящему отчету.

В результате  проведения данного анализа был выявлен 41 хозяйствующий субъект, оказывавший услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Тульской области за период 2008-2010 годы  в качестве генерального подрядчика или субподрядчика 1-го уровня.

Согласно пункту 5.4 Порядка для получения полной информации о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений, была проанализирована принадлежность хозяйствующих субъектов к группе лиц. Принадлежность хозяйствующих субъектов, включенных в состав участников рынка, к группам лиц не установлена.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Расчет общего объема произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов за каждый год временного интервала исследования в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка Тульской области и долей хозяйствующих субъектов на указанном рынке осуществлялся с использованием показателей в стоимостном и натуральном выражении, а именно:

- суммарной стоимости выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам, а также договоров строительного подряда, заключенных владельцами частных автомобильных дорог;

- суммарного количества (площади) построенных автодорог или тоннелей, мостов и путепроводов, выраженного соответственно в штуках (квадратных километрах).

Доля каждого из хозяйствующих субъектов на данном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение объема продаж (выполненных работ) данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке к общему объему продаж (выполненных работ) по рассматриваемому рынку отдельно в стоимостном и натуральном выражении по итогам каждого года временного интервала исследования рынка

При этом для расчета рыночных долей из общего объема выполненных работ выделяли объемы работ, выполненных субподрядчиками, и объемы работ, выполненных генеральными подрядчиками самостоятельно своими силами.

Результаты расчетов объема рынка и долей хозяйствующих субъектов представлены по формам, установленным Методическими рекомендациями ФАС России, за каждый год временного периода обследования рынка в приложениях 7 - 12 к настоящему отчету.

В результате проведенного анализа установлено следующее.

1. Наибольшие доли на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в 2008 году имели:

- генеральный подрядчик ОАО «Орелдорстрой» более 35%;

- субподрядчик ООО «Мегастрой» более 50%.

2. Наибольшие доли на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в 2009 году имели:

- генеральный подрядчик ОАО «Центродорстрой» более 75%;

- субподрядчик ООО «НПО Мостовик» более 60%

3. Наибольшие доли на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений в 2009 году имели:

- генеральный подрядчик ОАО «Мостотрест» (100 % по показателям в стоимостном и натуральном выражении, как единственный участник рынка);

- субподрядчик ООО СК «Мосты и тоннели» (100 % по показателям в стоимостном и натуральном выражении, как единственный участник рынка).

4. Наибольшие доли на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в 2010 году имели:

- генеральный подрядчик ООО «НПО Мостовик» более 40%

- субподрядчик ГУП ТО «Щекинское ДРСУ» более 60%

5. Наибольшую доли на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений в 2010 году имел генеральный подрядчик ГУП ТО «Мостоэксплуатационное управление» (100 % по показателям в стоимостном и натуральном выражении, как единственный участник рынка).

Субподрядчики к выполнению работ на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений в 2010 году не привлекались.

 

VII. Определение барьеров входа на товарный рынок

8.1. На формы опроса, разосланные согласно Методическим рекомендациям ФАС России с целью изучения мнения хозяйствующих субъектов о существующих барьерах в сфере дорожного строительства, представили ответы 15 хозяйствующих субъектов, в том числе 14 из них представили информацию в форме, предусмотренной опросом, т.е. в балльной оценке по шкале от 1 до 10. Сводные данные по результатам опроса приведены в приложении 13 к настоящему отчету.

Из числа хозяйствующих субъектов, представивших ответы на опрос, по организационно-правовой форме девять являются государственными унитарными предприятиями, один – муниципальным унитарным предприятием, остальные относятся к частной форме собственности, в том числе четыре общества с ограниченной ответственностью и три открытых акционерных общества.

Из  факторов, ограничивающих возможность участия средних и малых компаний в конкурсах, аукционах или запросах котировок работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог и мостов, тоннелей, путепроводов, наиболее значимыми факторами, получившими оценку в интервале от 5 до 10 баллов, респонденты считают следующие:

- размер лота свыше 100 млн. рублей  - 12 из 13 опрошенных (92.3 % от числа ответов);

- отсутствие аванса - 12 из 13 опрошенных (92.3 % от числа ответов);

- крупная сумма требуемого задатка - 11 из 14 опрошенных (78.6 % от числа ответов).

В то же время, к менее значимым факторам, ограничивающим возможность участия средних и малых компаний в конкурсах, аукционах или запросах котировок работ, получившим оценку менее 5 баллов, респонденты отнесли следующие:

- требования, предъявляемые заказчиком к объекту при приемке работ – 10 из 13 опрошенных (76.9 % от числа ответов);

- мощности, не достаточные для выполнения требуемых объемов работ в установленный заказчиком срок – 8 из 13 опрошенных (61.5 % от числа ответов);

- требования к качеству материалов, которые необходимо  использовать при строительстве и ремонте дорог и мостов – 8 из 13 опрошенных (61.5 % от числа ответов);

- наличие требований об использовании определенной техники при выполнении строительных и ремонтных работ – 8 из 13 опрошенных (61.5 % от числа ответов).

В качестве других факторов, ограничивающих возможность участия средних и малых компаний в конкурсах, аукционах или запросах котировок работ, респонденты указали:

- устанавливаемые заказчиком завышенные требования допуска, которые при работе не требуются;

- затруднения при привлечении специализированных субподрядчиков;

- требования наличия специализированных лицензий, не имеющих отношения к выполнению работ (лицензия МЧС, лицензия на утилизацию грунта).

8.2. Согласно представленной органами исполнительной власти администрации Тульской области и органами местного самоуправления МО Тульской области информации о рассмотренных заявлениях по выдаче разрешения на строительство и выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,  за период 2008-2010 г.г. поступило 14 заявлений о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог и выдано 14 разрешений со средним сроком рассмотрения заявлений 18 дней, а так же 10 заявлений на ввод объекта в эксплуатацию и выдано 10 разрешений со средним сроком рассмотрения 9 дней.

8.3. Согласно информации, представленной АУ ТО «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области», за период 2008-2010 г.г заявлений о проведении государственной экспертизы инженерных изысканий не поступало. За этот же период поступило 20 заявлений о проведении государственной экспертизы проектной документации, из них на 17 заявлений получены положительные заключения при среднем сроке рассмотрения 38 дней,  по 3-м заявлениям получены отрицательные заключения со средним сроком рассмотрения 119 дней.

8.4. По данным представленным Инспекцией Тульской области по государственному строительному надзору,  в Тульской области за период 2008-2010 г.г. было проверено 10 объектов: из них 4 объекта - реконструкция автомобильных дорог, 1 путепровод через ж/д.,  4 объекта - строительство автомобильных дорог, 1 объект - строительство моста. По данным объектам проведено 62 проверки, выдано 20 предписаний о нарушении требований проектной документации и нормативных документов. К 31.12.2010  закончено строительство 5 объектов, из которых по 4-м объектам выданы  заключения о соответствии и по одному – отказ.

8.5.  В Тульское УФАС России жалобы хозяйствующих субъектов на действия (бездействие) органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления, уполномоченных учреждений при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдаче разрешения на строительство, вводе объекта в эксплуатацию, осуществлении государственного строительного надзора (иного вида надзора при строительстве объектов капитального строительства) за период 2008 – 2010 г.г. не поступали.

В ходе опроса, упомянутого в пункте 8.1 настоящего отчета, практически все факторы, связанные с проблемами, с которыми сталкиваются строительные организации при осуществлении строительства, реконструкции, капительного ремонта дорог, тоннелей, мостов и путепроводов, большинство респондентов отнесло к малозначимым, присвоив им оценку менее 5 баллов, а именно:

- при прохождении государственной экспертизы – 5 из 5 опрошенных (100 % от числа ответов);

- при получении разрешения на строительство -  5 из 5 опрошенных (100 % от числа ответов);

- при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – 5 из 6 опрошенных (83.3 % от числа ответов);

- при осуществлении государственного строительного надзора- 5 из 6 опрошенных (83.3 % от числа ответов);

- на этапе сдачи объекта - 4 из 5 опрошенных (80.0 % от числа ответов).

8.6.  При проведении Управлением анализа соответствия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации - Тульской области, органов местного самоуправления, регламентирующих порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, осуществления  государственного строительного надзора федеральному законодательству о градостроительной деятельности и антимонопольному законодательству Российской Федерации данных, указывающих на  признаки нарушения законодательства, не выявлено.

8.7. В ходе опроса, упомянутого в пункте 8.1 настоящего отчета, 8 из 15-ти хозяйствующих субъектов, представивших ответы на опрос, указали, что не сталкивались с проблемами при вступлении в СРО, и только один респондент указал, что его организация испытывала затруднения при получении разрешительных документов, а именно допусков СРО.

К отмеченным остальными хозяйствующими субъектами проблемам, связанным со вступление в СРО, отнесены такие, как:

- отсутствие квалифицированных кадров, соответствующих всем требованиям СРО;

- необходимость зачисления в штат квалифицированных специалистов с необходимым опытом работы;

- завышенная стоимость компенсационного фонда;

- чрезмерно высокие суммы первоначальных затрат и взносов, значительно увеличивающие затратную составляющую строительных работ;

- требования о наличии значительного количества ИТР в штате организации, привязанные к числу видов работ, оформленных при вступлении в СРО.

Таким образом, учитывая обстоятельства, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке и анализируя преодолимость барьеров входа на товарный рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений можно сделать вывод о преодолимости выявленных выше барьеров, в том числе связанных с необходимостью значительных финансовых затрат предприятия.

В частности, при участии в аукционах и конкурсах такие факторы, как большие размеры лотов  свыше 100 млн. рублей, отсутствие авансовых платежей и необходимость внесения значительных сумм задатка для участия в торгах создает трудно преодолимые экономические барьеры для входа на рынок, особенно для малых и средних компаний, поскольку ставит их перед необходимостью изыскания и привлечения финансовых средств в нужных размерах, обращения за кредитами и пр.   В то же время, затраты на преодоление этих барьеров могут быть экономически  оправданы и скомпенсированы доходами, которые может в приемлемые сроки получить хозяйствующий субъект в результате входа на данный товарный рынок.

Заключение

В результате проведенного анализа установлено, что.

1. Рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений в Тульской области в 2008-2010 году в силу высокого уровня рыночной концентрации и наличия труднопреодолимых барьеров входа на рынок является рынком с неразвитой конкуренцией.

2. В результате анализа выявлена нестабильность состава участников рынка в течение 2008 – 2009 г.г. и кратковременность периода (не более одного календарного года), в течение которого тот или иной участник рынка занимал долю на рынке, превышающую пороговое значение.