Административное обжалование в строительстве

Тульское УФАС России информирует заинтересованных лиц о том, что в России заработал механизм административного обжалования в сфере строительства.

13.07.2015г. были внесены изменения в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", закрепившие порядок рассмотрения жалоб, а также в статью 23, предусматривающую выдачу предписаний в случае установления факта нарушения законодательства.

Изменения вступили в силу с 10.01.2016г. и наделили антимонопольные органы полномочиями по рассмотрению жалоб на действия/бездействие государственных органов, муниципальных властей и инженерно-технических организаций, отвечающих за сферу строительства.

В настоящее время действует Реестр описаний процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утверждённый постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403.

Разберёмся, что это даст девелоперам.

Во-первых, короткие сроки в сравнении с иными процедурами обжалования: рассмотрение заявления происходит в течение 7 рабочих дней и может быть продлено ещё на 7 рабочих дней с обязательным уведомлением сторон.

При этом дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит рассмотрению в течение 3 месяцев и может быть дважды продлено на 3 месяца (предельный срок рассмотрения – до 9 месяцев).

Согласно статье 152 АПК РФ арбитражным судом первой инстанции дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 3 месяцев, и может быть продлен до 6 месяцев.

Обращение в антимонопольный орган с жалобой в порядке статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" на нарушения в сфере строительства не препятствует дальнейшим судебным разбирательствам.

Во-вторых, при рассмотрении антимонопольным органом жалоб в порядке статьи 18.1, торги приостанавливаются, а организатор торгов не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключённый с нарушением данного требования, является ничтожным.

Как правило, когда дело доходит до судебных разбирательств, договор/ контракт уже заключен с победителем торгов, а анализ судебной практики свидетельствует о том, что в принятии обеспечительных мер по приостановлению исполнения договоров/контрактов суды, как правило, отказывают, и заключенный договор/контракт не расторгается. Т.е. шансы заявителя, даже при констатации судами по результатам разбирательств фактов нарушений при проведении торгов, на заключение договора/ контракта с организатором, ничтожно малы.

Административное обжалование в строительстве в антимонопольный орган существенно повышает шансы заявителя на фактическое восстановление прав в случае констатации антимонопольщиками фактов нарушения требований законодательства. Доказывать влияние выявленных нарушений на состояние конкуренции в рамках статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в отличие от иных процедур (например, по признакам нарушения статьи 17, регламентирующей антимонопольные требования к торгам), не требуется.

Полномочия антимонопольных органов в рамках такой процедуры достаточно широки – вплоть до выдачи предписаний об отмене составленных в ходе проведения торгов протоколов и аннулирования торгов.

В-третьих, предусматривается привлечение к административной ответственности нарушителей.

Для должностных лиц органов власти сумма штрафа составит от 3 до 5 тысяч рублей, при повторном нарушении – 30–50 тысяч рублей или дисквалификация на 2 года.

Штрафы для должностных лиц организаций, осуществляющих подключение к сетям, составят 10–40 тысяч, для организаций – 100–500 тысяч рублей. За повторное нарушение предусмотрена дисквалификация до 3 лет или увеличенная сумма штрафа: для должностных лиц до 50 тысяч и до 1 миллиона рублей для организаций.

По вопросам, связанным с порядком административного обжалования в строительстве, можно обращаться в отдел контроля органов власти Тульского УФАС России.(тел. 36-15-05)