• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

ФАС России имеет возможность широкого и гибкого применения санкций за нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

   31 мая 2018 года в рамках II Всероссийского форума «Гособоронзаказ-2018» замруководителя ФАС России Максим Овчинников рассказал о нарушениях законодательства в сфере ГОЗ и видах предусмотренной за них ответственности.

Максим Овчинников подчеркнул значимость развития институтов контроля и противодействия нарушениям в сфере ГОЗ.

«На сегодняшний день контрольный орган наделен функциями по защите публичных интересов, – рассказал спикер. – Также в 275-ФЗ внедрены запреты по ценообразованию и нецелевому использованию денежных средств. Это плюс и для предприятий, и для нас как контролирующего органа. Правила игры должны быть понятны всем в равной степени. До этого были лишь условные направления запретов. Нужны были какие-то критерии, чтобы все понимали, как регулируется ценообразование, свои риски и как ими управлять. Кроме того, четко определены штрафы, а также порядок проведения расследований и проверок».


В целях минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства Максим Овчинников советовал предприятиям, особенно занимающим доминирующее положение на рынке, внедрять институт антимонопольного комплаенса. Как пояснил представитель ФАС России, зачастую хозяйствующие субъекты даже не понимают, что нарушают антимонопольное законодательство.

Среди распространенных нарушений в сфере ГОЗ Максим Овчинников выделил: завышение трудоемкости выполняемых работ, плановых калькуляций затрат на ПКИ, а также нарушения порядка определения состава затрат. Кроме того, распространена практика занижения показателей производственной программы при планировании затрат и направление средств госконтракта на цели, не связанные с ГОЗ.
Отдельно спикер остановился на видах ответственности за нарушение законодательства в сфере гособоронзаказа. Он подчеркнул, что ФАС России как контрольный орган может применять как оборотные, так и фиксированные штрафы.

«ФАС может выдать нарушителю предписания о перечислении в бюджет незаконно полученного дохода, а также возмещении ущерба РФ, если такой ущерб нанесен в результате нарушений законодательства о государственном оборонном заказе. Это могут быть очень серьезные санкции. За прошлый год сумма штрафов и санкций, наложенных на предприятия ОПК, превысила миллиард рублей. Это только первый год системного действия нового законодательства. При этом нужно понимать, что если предприятию выдается предписание о перечислении в федеральный бюджет незаконно полученного дохода, это не исключает возможность применения санкций в виде фиксированного штрафа», – пояснил Максим Овчинников.

Последний штраф, наложенный ФАС России на хозяйствующий субъект, составил 350 млн рублей. При этом позиция ФАС была поддержана судебными органами.

Замруководителя антимонопольного ведомства подчеркнул недопустимость применения санкций в отношении предприятий ОПК за формальные ошибки.

«Никого нельзя наказывать за ошибки. Особенно, если они имеют формальный характер и никаких негативных последствий не несут. Мы не просто устанавливаем запрет направления денежных средств госконтракта, на цели, которые не связаны с государственным оборонным заказом. Антимонопольный орган должен понять, привело ли это к негативным последствиям для государственного заказчика и государства в целом. Мы всегда исследуем процесс формирования цены контракта на предмет, какими данными пользовались участники рынка, когда формировали цену. Насколько эти данные были объективными, имелся ли факт умышленного введения в заблуждение заказчика, и контролирующего органа на момент формирования этих данных. И только если мы доказали факт, условно говоря, мошеннических действий, мы принимаем соответствующие меры», - пояснил представитель антимонопольного ведомства.