Как бороться со спамом

Тульское УФАС напоминает, что должно быть в жалобе для возможности ее рассмотрения

 

В антимонопольные органы регулярно поступает большое количество обращений по вопросу распространения спама — рекламы по сетям электросвязи без предварительного получения согласия абонента. Закон о рекламе содержит однозначный запрет* на такие действия. При этом обязанность доказать, что согласие абонента получено, возложена на рекламораспространителя.

 

Однако, подавая жалобу в антимонопольный орган, нужно учитывать несколько факторов.

 

Во-первых, следует учитывать специфику нарушения. Антимонопольный орган не может самостоятельно получить информацию об отсутствии согласия абонента на получение рекламы, изображение (фото или снимок экрана) SMS-сообщения или push-уведомления, аудиозапись телефонного звонка. Эту информацию может предоставить только заявитель.

 

Во-вторых, поскольку сведения об абоненте, его входящих и исходящих звонках и сообщениях составляют тайну связи, для получения информации от оператора связи антимонопольному органу требуется согласие абонента. Такое согласие дается в отношении конкретного SMS-сообщения, push-уведомления, телефонного звонка и оформляется согласно примерной форме. Другой вариант — представить детализацию по номеру самостоятельно, вместе с заявлением.

 

В случае отсутствия в заявлении гражданина как детализации за период получения рекламы, так и согласия гражданина на раскрытие тайны связи, а также фотографии (изображения) поступившего SMS-сообщения и push-уведомления либо аудиозаписи телефонного звонка, дело о нарушении Закона о рекламе не может быть возбуждено.

 

В-третьих, не любой звонок или СМС-сообщение являются рекламой. Главный критерий - привлечение внимания к объекту рекламирования**, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Поэтому если звонок или СМС не содержат объекта рекламирования, в возбуждении дела о нарушении закона может быть отказано.

 

Что еще можно сделать? Если реклама поступает от организации, клиентом которой является гражданин, он вправе направить ей отказ от получения рекламы в любой форме и отозвать ранее данное согласие. Компания обязана немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося с таким требованием. При этом рекомендуем сохранять переписку, которая также может стать доказательством недобросовестного поведения рекламораспространителя.

 

* часть 1 статьи 18 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

** товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама — статья 3 Закона о рекламе.