Анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Тульской области по итогам 2010-2011 годов
Тульским УФАС России в соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 - 2012 годы был проведен анализ розничного рынка лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров в Тульской области по итогам 2010 - 2011 годов.
В процессе проведения анализа розничного рынка лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров по итогам 2010-2011 годов были опрошены 166 хозяйствующих субъектов, что составило 80 % от общего количества лицензиатов, осуществлявших деятельность в период, соответствующий временному интервалу анализа.
Из проведенного анализа розничного рынка лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров следует, что только в городском округе город Тула данный рынок является конкурентным. В остальных муниципальных районах и городских округах Тульской области вышеуказанный рынок является рынком с недостаточно развитой конкуренцией или с неразвитой конкуренцией, причинами чего являются:
- снижение численности населения в сельских населенных пунктах и концентрация аптечных учреждений в центрах муниципальных образований;
- низкая платежеспособность населения и, вследствие этого, недостаточная рентабельность фармацевтической деятельности.
В соответствии с расчетными значениями уровня концентрации товарного рынка был определен уровень обеспеченности населения услугами аптечных организаций на территории Тульской области (Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных организаций – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку):
№ п/п | Наименование городского округа или муниципального района | Вывод об уровне концентрации товарного рынка | Численность населения, тыс.чел. | Количество аптечных организаций | Соотношение численности населения и количества аптечных организаций, тыс.чел. | Вывод об уровне обеспеченности населения услугами аптечных организаций | |||||
2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | ||
1 | Алексинский | Высокий | Высокий | 75968 | 70736 | 20 | 20 | 3798,4 | 3536,8 | Высокая плотность | Высокая плотность |
2 | Арсеньевский | Высокий | Высокий | 12662 | 12209 | 2 | 3 | 6331 | 4069,67 | Недостаток аптечных организаций | Нормальная плотность |
3 | Белевский | Высокий | Высокий | 21642 | 20952 | 8 | 8 | 2705,25 | 2619 | Высокая плотность | Высокая плотность |
4 | Богородицкий | Высокий | Высокий | 52009 | 51643 | 13 | 13 | 4000,69 | 3972,54 | Нормальная плотность | Высокая плотность |
5 | Веневский | Высокий | Высокий | 33995 | 33940 | 7 | 8 | 4856,43 | 4242,5 | Нормальная плотность | Нормальная плотность |
6 | Воловский | Высокий | Высокий | 14158 | 13596 | 2 | 2 | 7079 | 6798 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
7 | Город Донской | Высокий | Высокий | 64048 | 64552 | 17 | 17 | 3767,53 | 3797,18 | Высокая плотность | Высокая плотность |
8 | город Новомосковск | Умеренно-высокий | Умеренный | 131247 | 131386 | 40 | 44 | 3281,18 | 2986,05 | Высокая плотность | Высокая плотность |
9 | Город Тула | Низкий | Низкий | 491999 | 501169 | 145 | 152 | 3393,1 | 3297,16 | Высокая плотность | Высокая плотность |
10 | Дубенский | Высокий | Высокий | 14586 | 14618 | 5 | 4 | 2917,2 | 3654,5 | Высокая плотность | Высокая плотность |
11 | Ефремовский | Высокий | Высокий | 63428 | 64227 | 14 | 14 | 4530,57 | 4587,64 | Нормальная плотность | Нормальная плотность |
12 | Заокский | Высокий | Высокий | 18611 | 22368 | 5 | 5 | 3722,2 | 4473,6 | Высокая плотность | Нормальная плотность |
13 | Каменский | Высокий | Высокий | 9348 | 9548 | 2 | 2 | 4674 | 4774 | Нормальная плотность | Нормальная плотность |
14 | Кимовский | Высокий | Высокий | 42680 | 42853 | 6 | 6 | 7113,33 | 7142,17 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
15 | Киреевский | Высокий | Высокий | 74996 | 75142 | 22 | 22 | 3408,91 | 3415,55 | Высокая плотность | Высокая плотность |
16 | Куркинский | Высокий | Высокий | 11032 | 10830 | 3 | 3 | 3677,33 | 3610 | Высокая плотность | Высокая плотность |
17 | Ленинский | Умеренно-высокий | Умерен-ный | 58971 | 63355 | 11 | 13 | 5361 | 4873,46 | Недоста-ток аптечных организа-ций | Нормальная плотность |
18 | Одоевский | Высокий | Высокий | 12940 | 13184 | 3 | 3 | 4313,33 | 4394,67 | Нормаль-ная плотность | Нормальная плотность |
19 | пгт. Славный | Высокий | Высокий | 1847 | 1862 | 1 | 1 | 1847 | 1862 | Высокая плотность | Высокая плотность |
20 | Плавский | Высокий | Высокий | 27806 | 27778 | 8 | 17 | 3475,75 | 1634 | Высокая плотность | Высокая плотность |
21 | Рабочий поселок Новогуровский | Высокий | Высокий | 3613 | 3590 | 1 | 1 | 3613 | 3590 | Высокая плотность | Высокая плотность |
22 | Суворовский | Высокий | Высокий | 38016 | 37637 | 12 | 12 | 3168 | 3136,42 | Высокая плотность | Высокая плотность |
23 | Тепло-Огаревский | Высокий | Высокий | 12807 | 12705 | 3 | 2 | 4269 | 6352,5 | Нормальная плотность | Недостаток аптечных организаций |
24 | Узловский | Высокий | Высокий | 85503 | 85173 | 22 | 22 | 3886,5 | 3871,5 | Высокая плотность | Высокая плотность |
25 | Чернский | Высокий | Высокий | 20422 | 20476 | 5 | 5 | 4084,4 | 4095,2 | Нормальная плотность | Нормальная плотность |
26 | Щекинский | Умеренный | Умеренный | 106897 | 106595 | 18 | 21 | 5938,72 | 5075,95 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
27 | Ясногорский | Высокий | Высокий | 32205 | 31152 | 9 | 9 | 3578,33 | 3461,33 | Высокая плот-ность | Высокая плотность |
Кроме того, по итогам анализа розничного рынка лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров были определены доли хозяйствующих субъектов на товарных рынках, определенных границами муниципальных районов и городских округов Тульской области по итогам 2010-2011 годов.
В соответствии с рассчитанными долями хозяйствующих субъектов на рынках муниципальных районов и городских округов Тульской области была проведена актуализация реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю более чем 35 процентов в результате которой
- были исключены из реестра:
1. ОАО «Плавская центральная районная аптека № 70»,
2. МУП «Заокская центральная районная аптека № 44»;
- включены в реестр:
1. МУП "Фармация" муниципального образования Богородицкий район в географических границах муниципального района Богородицкий,
2. ООО "Оптимум +" в географических границах муниципального района Ефремовский,
3. ИП Семичева Л.Н. в географических границах муниципального района Заокский,
4. ГУЗ Тульской области "Амбулатория Тула-50в географических границах городского округа пгт.Славный,
5. ООО "Экомед" в географических границах городского округа рабочий поселок Новогуровский,
6. МП "Фармация" муниципального образования Суворовский район в географических границах муниципального района Суворовский;
- и уточнены доли следующих хозяйствующих субъектов:
1. ООО «Фирма ГИСС» в географических границах муниципального района Кимовский,
2. МУП Центральная районная аптека № 68 муниципального образования «Одоевский район» Тульской области в географических границах муниципального района Одоевский,
3. ООО «Лотос» в географических границах муниципального района Одоевский,
4. МУП администрации муниципального образования Веневский район «Центральная районная аптека» в географических границах муниципального района Веневский,
5. ИП Онисковец Алла Сергеевна в географических границах городского округа город Донской.