• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Свобода конкуренции – под защитой

2015 год для сотрудников ФАС России – особый. 25 лет назад, в сентябре 1990 года, был создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. И до сих пор суть идеологии Федеральной антимонопольной службы осталась прежней: защищать конкуренцию, поддерживать предпринимателей. Тем самым помогать развитию в стране эффективной рыночной экономики.

 

Мал золотник…

Юрий Елагин в антимонопольных органах с 2005 года. С 2008 года и по настоящее время – руководитель Управления ФАС России по Тульской области.  Возглавляемый им коллектив небольшой – 32 сотрудника. При этом из года в год увеличивается количество функций ведомства, расширяется перечень «подведомственных» законов и нормативных актов, где нужно не допустить нарушений. Растет  число секторов экономики, в которых ФАС должна блюсти интересы государства.

А вот число сотрудников остается прежним. На вопрос, не трудно ли работать в таких условиях,  Юрий Владимирович признается: нелегко. В год приходится рассматривать более двух тысяч материалов, этот показатель постоянно растет. По каждому заявлению или факту предполагаемого нарушения  проводить тщательное изучение ситуации, принимать решение о возбуждении или отказе в возбуждении дела, заслушивать заинтересованные стороны, выносить решения, большинство из которых затем отстаивать в судах. 

Сегодня ФАС России – одно из самых небольших по численному составу федеральных ведомств в стране. Но оно постоянно «на слуху». Как только случается «общественно громкое» событие (резкий рост цен, «обвал» рубля, удорожание тарифов на услуги поставщиков ресурсов или коммунальщиков, повышение стоимость проезда в транспорте, жалобы предпринимателей на  всякого рода административные барьеры) – ФАС РФ получает задание разобраться, пресечь и наказать.

Но есть еще текущая работа, не связанная с «форс-мажорами». В рамках подведомственности и в соответствии с законодательно закрепленными полномочиями деятельность Тульского УФАС России направлена на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках. А также  действий по ограничению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления. Нужно разбираться по поводу монополизации товарных и финансовых рынков в процессе осуществления контроля за экономической концентрацией.

Плюс – рассмотрение всех поступающих заявлений. А также консультирование многих обратившихся. И – регулярное «освоение» новых направлений работы. Сейчас, например, в Тульском УФАС готовятся проверять предприятия оборонной отрасли. А также работать с недобросовестными компаниями в сфере оформления земельной собственности.

Легко ли быть «неудобным»?

– Юрий Владимирович, чтобы доказать свою правоту, вы вынуждены пройти несколько «кругов» судебных исков. Времени проходит столько, что почти все, кто возмущался нарушением, о нем забыли. Не обидно быть «невидимым героем»?

– Дело не в славе. Коль нарушил – отвечай. Вспомним дело «тульских мукомолов». Три крупнейших производителя муки и хлеба области четыре года назад одновременно и на одинаковый размер повысили цены на свою продукцию. Были признаки сговора. Но когда мы начали проверку – в ответ: «случайное совпадение». Потратили немало времени, но собрали улики, доказали. А дальше – суды. И только спустя три года нарушители закона признали сей факт, заплатили государству несколько миллионов рублей. Случайно или нет, но больше таких нарушений в нашей области не было.

Или один из монопольных (по закону является таковым) поставщиков ресурсов. Уважаемая компания. Однако решила не ограничивать себя только поставками энергоносителя. Хотела монополизировать работы по установке измерительных приборов и их обслуживанию. Но этот вид деятельности – конкурентный. Тоже было непросто. Доказали. Наказали.

Значительная часть нарушений касается игнорирования интересов жителей. В ЖКХ это касается навязывания им тех или иных управляющих кампаний. В страховом сервисе – навязывание дополнительных услуг по ОСАГО. В последнем случае мы совместно с прокуратурой и Тульским управлением Центробанка доказали такое нарушение и оштрафовали одну из страховых компаний. Дело сейчас в суде…

– Легко ли идти против органов власти? Там ведь тоже при принятии  решений допускают нарушения.

– Мы не идем «против». Просто в некоторых случаях при принятии постановлений и решений допускаются отступления от действующих норм. Не специально – порою невозможно сразу учесть все «сопутствующие» факторы. Что-то увидит прокуратура, что-то – по своей компетенции – мы. Здесь у нас с органами власти нормальное сотрудничество.

– Как быть с  немалым количеством ошибок чиновников при реализации с 1 января 2014 года ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?    

– Да, в начале прошлого года при подготовке документов для проведения конкурсов на право доступа на товарный рынок или к государственным ресурсам в 70-80% случаев были выявлены ошибки. Но это – кардинально новый закон, все учились его исполнять по мере накопления опыта. Сегодня таких ошибок заметно меньше. Хотя нам пришлось нелегко. Количество рассмотренных документов по этой причине выросло за 2014 год вчетверо!

С учетом интересов всех сторон

– Есть еще одна особенность «конкурсного» вопроса.  Когда условия тендеров составляют так, что победитель известен заранее. А его конкуренты, по сути, отстраняются от участия в борьбе за получение государственного или муниципального заказа. Пример: конкурс на право пассажирских перевозок в Туле. Здесь – противостояние УФАС с органами власти. Что, без этого – никак?

– Мы бы рады не конфликтовать, но не всегда получается. История с конкурсом действительно затянулась. Однако в его первом варианте, при составлении условий, был ряд дискриминационных мер в отношении других претендентов. Возможно, чиновники действовали из благих побуждений: мол, победит более крупная и надежная компания, к тому же – муниципальная. Но закон это запрещает!

Нас услышали, по-новому составили лоты, откорректировали другие условия. Тем не менее, до конца противоречия не устранены. Мы – за верховенство закона. Иначе, если допустить послабления, по тому же пути пойдут другие районы и города региона.

Выход один – попытаться заранее и публично услышать точку зрения всех потенциальных участников спора. А также представителей общественности, юристов, экспертов. Не забыть требования законов и нормативов. Да, сложно. Но пытаться решить какую-то проблему города за счет передачи исполнения работ (услуг) одной фирме – порочная практика. Монополизм никогда не доводил до добра.

– Коль чиновники ваше ведомство уважают, то предприниматели – за принципиальность – надо думать, любят?

– Нет однозначного ответа. Когда мы отстоим реально нарушенные права предпринимателя, он, конечно, рад. Но не все бизнесмены юридически подкованы (например, только 10-15% заявлений в адрес УФАС – действительно по нашему профилю). И когда деловой человек объективно проигрывает конкурс, он нередко считает, что его «зажали». Идет к нам. Наш вывод – все законы соблюдены, вы реально уступили конкурентам. И начинаются судебные иски, теперь уже – к УФАС. Приходится снова доказывать свою правоту…

Тем не менее, в большинстве случаев бизнесмены видят в ФАС России своего защитника. К тому же мы плотно сотрудничаем с общественными организациями, отстаивающими интересы предпринимателей. Есть взаимное понимание. По сему поводу – пример. В Госдуме сейчас обсуждают идею передать контроль за соблюдением требований ФЗ «О рекламе» региональным органам исполнительной власти. Общероссийская ассоциация «рекламщиков» – против. Говорят: пусть нас по-прежнему контролируют антимонопольщики. Строго, но – справедливо.

Мы и не отказываемся. Будем помогать не нарушать законы…

 

 

 

ФАС займется «всеми госкорпорациями»   

Как сообщает газета «Коммерсант», в ходе VПетербургского Международного юридического форума глава ФАС России Игорь Артемьев сообщил: правительство одобрило «четвертый антимонопольный пакет». Среди поправок он особо выделил расширение такого инструмента ФАС, как предупреждения. И обещал иммунитет компаниям с оборотом до 400 млн. рублей.

И. Артемьев рассказал об изменениях в ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции): решено было отказаться от применения уголовной ответственности за злоупотребление доминирующим положением и повысить пороговые значения сумм ущерба, для того чтобы под уголовные санкции не подпадали мелкие антимонопольные нарушения.

О расширении института предупреждения глава ФАС РФ сообщил, что это позволит существенно разгрузить суды и максимально быстро устранить нарушения, большую часть которых составляют «неподключения к трубе», а также дела против «губернаторов и других органов власти». «Предупреждения – это мягкий подход, метод вразумления бизнеса, – добавил он. – При этом в 80% случаев компании исполняют наши предупреждения добровольно. Таким образом, мы из карающего органа превращаемся в орган предупредительного контроля».

Благодаря новому антимонопольному пакету ФАС надеется сократить число дел против компаний, по меньшей мере, в пять раз. «Если компания не входит в большой холдинг, например, это семейный бизнес или просто ее годовой оборот не превышает 400 млн рублей, мы вообще не будем к ним приходить и проверять, за исключением случаев картелей. И тогда будем заниматься только крупными компаниями, например, нашими любимыми друзьями из «Газпрома», РЖД, «Автодором» и вообще всеми государственными корпорациями», – констатировал И. Артемьев.

Еще глава ФАС РФ также рассказал о сотрудничестве с антимонопольными органами стран СНГ, с которыми ведомство, например, ведет расследование по ценам на роуминг, нефтепродукты и зерно. Особенное возмущение господина Артемьева вызывают высокие цены на роуминг. Причем, что, «с точки зрения себестоимости, это вообще копейки». Ссылки же на валютные колебания и кризис, по его мнению, неуместны. Артемьев добавил, что в дальнейшем можно ожидать возбуждения антимонопольных дел в отношении телекоммуникационных компаний, которые уже заявили о намерении еще повысить цены. Этого ФАС России, по словам главы ведомства, не допустит…