Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2013г.
В полном объеме решение изготовлено 13 ноября 2013г.
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >
при участии < --- > – представителя ООО «Мон`делис Русь» по доверенности б/н от 24.10.2013г.;
представители ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев дело № 02-02/23-2013 по признакам нарушения ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
31.07.2013г. в Тульское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление ООО «Крафт Фудс Рус» (Владимирская обл., Петушинский р-он, г. Покров, ул. Франца
Штольверка, д.10) по вопросу недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» (Тульская обл., г. Ясногорск, ул. Пролетарская, д.20, далее – ООО «КФ «Золотая Русь»), выразившихся в производстве и введении в гражданский оборот на товарном рынке РФ пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» (производство ООО «КФ «Золотая Русь») в упаковках (этикетках), имитирующих дизайн упаковок (этикеток) пористого шоколада «Воздушный» (производство ООО «Крафт Фудс Рус»).
В соответствии с протоколом № 18 внеочередного собрания участников ООО «Крафт Фудс Рус» от 09.04.2013г., с 26.04.2013г. Общество переименовано в ООО «Мон`делис Русь» (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 26.04.2013г., копия выписки из ЕГРЮЛ Общества от 02.10.2013г.), указанные документы представлены представителем ООО «Мон`делис Русь» < --- > на рассмотрение дела 29.10.2013года.
ООО «КФ «Золотая Русь» осуществляет производство и реализацию пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» трех видов: «Белый», «Молочный», «Темный», в соответствии с лицензионным договором о предоставлении права использования товарного знака «Воздушный каприз» (свидетельство № 219867 приоритет от 26.12.2000г. (продлен до 26.12.2020г.), заключенным с правообладателем ЗАО «Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана «МИР»» от 23.12.2011 № РД0092263 на срок до 26.12.2020г.
Документов, свидетельствующих о разработке ООО «КФ «Золотая Русь» упаковки (этикетки) кондитерской плитки в Управление не представлено.
ООО «Мон`делис Русь» осуществляет производство и реализацию пористого шоколада «Воздушный» трех видов (основные виды): «Белый», «Молочный», «Темный» с 2007 года. Товарный знак «Воздушный» зарегистрирован Обществом в 1998 году (свидетельство № 183308 приоритет от 17.04.1998г., продлен до 17.04.2018г).
В соответствии с пунктом 6.3. Рамочного соглашения об оказании услуг по созданию дизайна упаковки от 15.08.2008г. (далее – Рамочное соглашение), заключенного ООО «Крафт Фудс Рус» (Заказчик, в настоящее время переименовано в ООО «Мон`делис Русь») с ООО «Макс Брэндсон» (Исполнитель), носитель, используемый для отображения либо передачи Дизайнерского произведения и/или иного результата по приложению, должен соответствовать стандартам, позволяющим компании «Крафт» использовать данное Дизайнерское произведение без дополнительных расходов и доработки. Используемые электронные носители должны соответствовать цифровым стандартам, указанным компанией «Крафт».
При этом под дизайнерским произведением понимается результат дизайнерских услуг, разработанный Исполнителем в рамках данного Соглашения и соответствующего Приложения, надлежащим образом переданный и принятый компанией Крафт (пункт 1 Рамочного соглашения).
Дизайнерские услуги включают в себя:
- стратегические услуги: определение ключевых показателей эффективности продукции под товарным знаком компании Крафт (далее «Брэнд») и уточнение визуального представления Брэнда, а также выполнение иных согласованных требований, относящихся к стратегии и исследованиям;
- креативные услуги – в том числе создание, подготовка эскиза, проектирование и разработка дизайна упаковки;
- исполнительные услуги – печать, в том числе 2D- и 3D – проектирование, производственный контроль и производственные услуги (при согласовании).
Согласно пункту 7.1. Рамочного соглашения Исполнитель гарантирует, что любой объект исключительных прав, передаваемый в рамках оказания Услуг по данному соглашению, будет разработан Исполнителем собственными силами (если Исполнитель в письменном виде не уведомит компанию «Крафт» об ином) и не будет нарушать права на интеллектуальную собственность, принадлежащие любому лицу в любой стране мира.
Исполнитель обязуется без предварительного письменного согласия компании «Крафт» не использовать в интересах любого другого клиента какой-либо дизайн или творческое произведение, а также какое-либо Дизайнерское произведение или иные объекты исключительных прав и/или результаты Услуг, переданные в рамках оказания Услуг по указанному соглашению, либо аналогичные /схожие с таковыми (пункт 7.5. Рамочного соглашения).
Так, например, пунктом 1 приложения № 12 от 21.11.2008г. к рамочному соглашению об оказании услуг по созданию дизайна упаковки от 15.08.2008г. Исполнитель обязался поэтапно выполнить следующие работы для продукции Заказчика - пористый шоколад под товарным знаком «Воздушный»: создание и доработка не менее 3 (трех) вариантов концепт-дизайнов упаковок для пористого шоколада трех вкусов «Молочный шоколад», «Темный шоколад», «Белый шоколад с фундуком» по два варианта с использованием шоколадных и белых пузырьков.
В последующем, при появлении новых вкусовых разновидностей шоколада «Воздушный» Исполнителем по Рамочному соглашению разрабатывались похожие упаковки (этикетки) с незначительными отличиями. Передача выполненных работ сопровождалась подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ и выставлением счетов-фактур за оказанные услуги.
13.10.2011г. ООО «Мон`делис Русь» в магазине ООО «О`КЕЙ» (г. Краснодар) произведена закупка кондитерской плитки «Воздушный каприз» в упаковке (этикетках), схожей с упаковкой (этикеткой) шоколада «Воздушный».
Графическое оформление (изображение нескольких кусочков пористого шоколада, обрамленных стилизованным изображением пузырьков), фоновое оформление (от бледно-голубого для белого шоколада до темно-голубого в сочетании с синим для темного), словесные элементы («Воздушный» в обоих случаях выполнен одинаковым шрифтом с использованием курсива, буквами белого цвета, в каждом случае первая буква заглавная, остальные буквы строчные) и в целом дизайн этикеток шоколада «Воздушный каприз» трех видов (белый, молочный, темный), производитель ООО «КФ «Золотая Русь», аналогичен дизайну шоколада «Воздушный» (три вида: белый, молочный, темный), производитель ООО «Мон`делис Русь».
Усмотрев в действиях ООО «КФ «Золотая Русь» нарушение своих прав, ООО «Мон`делис Русь» обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт социологии Российской Академии Наук для проведения социологической экспертизы на предмет возможного введения потребителей в заблуждение относительно производителя в случае одновременного присутствия на рынке продуктов «Воздушный» и «Воздушный каприз».
В результате проведенной Федеральным государственным бюджетным учреждением науки институтом социологии Российской Академии Наук социологической экспертизы от 12.03.2013г., установлено, что существует высокая вероятность введения потребителей в заблуждение относительно производителя в случае одновременного присутствия на рынке продуктов «Воздушный» и «Воздушный каприз».
В материалах дела имеется Справка от 30.08.2013г. (вх. 10.09.2013г. № 4492), представленная Управлением Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) по результатам исследования, проведенного в отношении упаковок (этикеток и контрэтикеток), используемых ООО «КФ Золотая Русь» и ООО «Мон`делис Русь», из которой следует, что:
- комбинированные обозначения (этикетки) 1,2,3 являются сходными до степени смешения с комбинированными обозначениями (этикетками) 7, 8, 9, поскольку они ассоциируются друг с другом в целом в силу фонетического, семантического тождества и графического сходства, выполненных курсивным шрифтом общих словесных элементов «Воздушный»; в силу сходства изобразительных элементов (изображений плиток шоколада, стилизованных пузырьков); в силу сходного композиционного расположения элементов; в силу сходства цветовых сочетаний (белый, голубой, синий);
- комбинированные обозначения (контрэтикетки) 4, 5, 6, являются сходными до степени смешения с комбинированными обозначениями (контрэтикетками) 10, 11, 12, поскольку они ассоциируются друг с другом в целом в силу фонетического, семантического тождества и графического сходства, выполненных курсивным шрифтом общих словесных элементов «Воздушный», а также в силу сходства цветовых сочетаний (белый, голубой, синий).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела установлено, что ООО «Мон`делис Русь» и ООО «КФ «Золотая Русь» осуществляют деятельность на одном товарном рынке - производство и реализация шоколада и сахаристых кондитерских изделий, на одной географической территории – РФ, соответственно, являются конкурентами.
Пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе введение в заблуждение в отношении производителей товара.
Кроме того, статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883г. определено, что:
- актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
- в частности, подлежат запрету:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
Из анализа приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы лицо, совершившее данные действия, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; реализуемый товар при его производстве не соответствовал установленным законом требованиям и информации, доводимой до потребителей; действия хозяйствующего субъекта по введению в заблуждение покупателей относительно потребительских свойств и качества приобретаемого товара направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что ООО «КФ «Золотая Русь» в нарушение названых норм Закона при реализации пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» использует сходные до степени смешения упаковки (этикетки, контрэтикетки), тем самым вводит в заблуждение потребителей соответствующего товара.
Учитывая сходство упаковок (этикеток) пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» и пористого шоколада «Воздушный», невысокую стоимость плитки около 14 руб. при массе плитки 65г., в то время как стоимость шоколада «Воздушный» около 30 рублей, при массе 95г., потребители, приобретая один товар – кондитерскую плитку «Воздушный каприз», могут быть введены в заблуждение тем, что она является разновидностью пористого шоколада «Воздушный», производимого ООО «Мон`делис Русь».
Таким образом, вышеназванные действия ООО «КФ «Золотая Русь» являются формами недобросовестной конкуренции.
Согласно письму ООО «КФ «Золотая Русь» (вх. 4379 от 30.08.2013г.) кондитерские изделия «Воздушный каприз» в период января - июля 2013 г. Общество не производило и не реализовывало.
Несмотря на данный факт, Комиссия Управления полагает необходимым выдать ООО «КФ «Золотая Русь» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 49-50 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» предписание о недопущении нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
3.Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
29 октября 2013 года г. Тула
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 29 октября 2013 года по делу № 02-02/23-2013 о нарушении ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» не допускать действий, которые в нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» могут являться актом недобросовестной конкуренции, а именно: не использовать при производстве и реализации пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» упаковку (этикетку), схожую до степени смешения с пористым шоколадом «Воздушный».
2.О выполнении настоящего предписания ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» сообщить в Тульское УФАС России в течение десяти дней с момента получения настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
stdClass Object
(
[vid] => 9013
[uid] => 5
[title] => РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/23-2013 по признакам нарушения ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» Федерального закона «О защите конкуренции»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9013
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1384345667
[changed] => 1384345780
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1384345780
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2013г.
В полном объеме решение изготовлено 13 ноября 2013г.
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >
при участии < --- > – представителя ООО «Мон`делис Русь» по доверенности б/н от 24.10.2013г.;
представители ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев дело № 02-02/23-2013 по признакам нарушения ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
31.07.2013г. в Тульское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление ООО «Крафт Фудс Рус» (Владимирская обл., Петушинский р-он, г. Покров, ул. Франца
Штольверка, д.10) по вопросу недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» (Тульская обл., г. Ясногорск, ул. Пролетарская, д.20, далее – ООО «КФ «Золотая Русь»), выразившихся в производстве и введении в гражданский оборот на товарном рынке РФ пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» (производство ООО «КФ «Золотая Русь») в упаковках (этикетках), имитирующих дизайн упаковок (этикеток) пористого шоколада «Воздушный» (производство ООО «Крафт Фудс Рус»).
В соответствии с протоколом № 18 внеочередного собрания участников ООО «Крафт Фудс Рус» от 09.04.2013г., с 26.04.2013г. Общество переименовано в ООО «Мон`делис Русь» (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 26.04.2013г., копия выписки из ЕГРЮЛ Общества от 02.10.2013г.), указанные документы представлены представителем ООО «Мон`делис Русь» < --- > на рассмотрение дела 29.10.2013года.
ООО «КФ «Золотая Русь» осуществляет производство и реализацию пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» трех видов: «Белый», «Молочный», «Темный», в соответствии с лицензионным договором о предоставлении права использования товарного знака «Воздушный каприз» (свидетельство № 219867 приоритет от 26.12.2000г. (продлен до 26.12.2020г.), заключенным с правообладателем ЗАО «Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана «МИР»» от 23.12.2011 № РД0092263 на срок до 26.12.2020г.
Документов, свидетельствующих о разработке ООО «КФ «Золотая Русь» упаковки (этикетки) кондитерской плитки в Управление не представлено.
ООО «Мон`делис Русь» осуществляет производство и реализацию пористого шоколада «Воздушный» трех видов (основные виды): «Белый», «Молочный», «Темный» с 2007 года. Товарный знак «Воздушный» зарегистрирован Обществом в 1998 году (свидетельство № 183308 приоритет от 17.04.1998г., продлен до 17.04.2018г).
В соответствии с пунктом 6.3. Рамочного соглашения об оказании услуг по созданию дизайна упаковки от 15.08.2008г. (далее – Рамочное соглашение), заключенного ООО «Крафт Фудс Рус» (Заказчик, в настоящее время переименовано в ООО «Мон`делис Русь») с ООО «Макс Брэндсон» (Исполнитель), носитель, используемый для отображения либо передачи Дизайнерского произведения и/или иного результата по приложению, должен соответствовать стандартам, позволяющим компании «Крафт» использовать данное Дизайнерское произведение без дополнительных расходов и доработки. Используемые электронные носители должны соответствовать цифровым стандартам, указанным компанией «Крафт».
При этом под дизайнерским произведением понимается результат дизайнерских услуг, разработанный Исполнителем в рамках данного Соглашения и соответствующего Приложения, надлежащим образом переданный и принятый компанией Крафт (пункт 1 Рамочного соглашения).
Дизайнерские услуги включают в себя:
- стратегические услуги: определение ключевых показателей эффективности продукции под товарным знаком компании Крафт (далее «Брэнд») и уточнение визуального представления Брэнда, а также выполнение иных согласованных требований, относящихся к стратегии и исследованиям;
- креативные услуги – в том числе создание, подготовка эскиза, проектирование и разработка дизайна упаковки;
- исполнительные услуги – печать, в том числе 2D- и 3D – проектирование, производственный контроль и производственные услуги (при согласовании).
Согласно пункту 7.1. Рамочного соглашения Исполнитель гарантирует, что любой объект исключительных прав, передаваемый в рамках оказания Услуг по данному соглашению, будет разработан Исполнителем собственными силами (если Исполнитель в письменном виде не уведомит компанию «Крафт» об ином) и не будет нарушать права на интеллектуальную собственность, принадлежащие любому лицу в любой стране мира.
Исполнитель обязуется без предварительного письменного согласия компании «Крафт» не использовать в интересах любого другого клиента какой-либо дизайн или творческое произведение, а также какое-либо Дизайнерское произведение или иные объекты исключительных прав и/или результаты Услуг, переданные в рамках оказания Услуг по указанному соглашению, либо аналогичные /схожие с таковыми (пункт 7.5. Рамочного соглашения).
Так, например, пунктом 1 приложения № 12 от 21.11.2008г. к рамочному соглашению об оказании услуг по созданию дизайна упаковки от 15.08.2008г. Исполнитель обязался поэтапно выполнить следующие работы для продукции Заказчика - пористый шоколад под товарным знаком «Воздушный»: создание и доработка не менее 3 (трех) вариантов концепт-дизайнов упаковок для пористого шоколада трех вкусов «Молочный шоколад», «Темный шоколад», «Белый шоколад с фундуком» по два варианта с использованием шоколадных и белых пузырьков.
В последующем, при появлении новых вкусовых разновидностей шоколада «Воздушный» Исполнителем по Рамочному соглашению разрабатывались похожие упаковки (этикетки) с незначительными отличиями. Передача выполненных работ сопровождалась подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ и выставлением счетов-фактур за оказанные услуги.
13.10.2011г. ООО «Мон`делис Русь» в магазине ООО «О`КЕЙ» (г. Краснодар) произведена закупка кондитерской плитки «Воздушный каприз» в упаковке (этикетках), схожей с упаковкой (этикеткой) шоколада «Воздушный».
Графическое оформление (изображение нескольких кусочков пористого шоколада, обрамленных стилизованным изображением пузырьков), фоновое оформление (от бледно-голубого для белого шоколада до темно-голубого в сочетании с синим для темного), словесные элементы («Воздушный» в обоих случаях выполнен одинаковым шрифтом с использованием курсива, буквами белого цвета, в каждом случае первая буква заглавная, остальные буквы строчные) и в целом дизайн этикеток шоколада «Воздушный каприз» трех видов (белый, молочный, темный), производитель ООО «КФ «Золотая Русь», аналогичен дизайну шоколада «Воздушный» (три вида: белый, молочный, темный), производитель ООО «Мон`делис Русь».
Усмотрев в действиях ООО «КФ «Золотая Русь» нарушение своих прав, ООО «Мон`делис Русь» обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт социологии Российской Академии Наук для проведения социологической экспертизы на предмет возможного введения потребителей в заблуждение относительно производителя в случае одновременного присутствия на рынке продуктов «Воздушный» и «Воздушный каприз».
В результате проведенной Федеральным государственным бюджетным учреждением науки институтом социологии Российской Академии Наук социологической экспертизы от 12.03.2013г., установлено, что существует высокая вероятность введения потребителей в заблуждение относительно производителя в случае одновременного присутствия на рынке продуктов «Воздушный» и «Воздушный каприз».
В материалах дела имеется Справка от 30.08.2013г. (вх. 10.09.2013г. № 4492), представленная Управлением Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) по результатам исследования, проведенного в отношении упаковок (этикеток и контрэтикеток), используемых ООО «КФ Золотая Русь» и ООО «Мон`делис Русь», из которой следует, что:
- комбинированные обозначения (этикетки) 1,2,3 являются сходными до степени смешения с комбинированными обозначениями (этикетками) 7, 8, 9, поскольку они ассоциируются друг с другом в целом в силу фонетического, семантического тождества и графического сходства, выполненных курсивным шрифтом общих словесных элементов «Воздушный»; в силу сходства изобразительных элементов (изображений плиток шоколада, стилизованных пузырьков); в силу сходного композиционного расположения элементов; в силу сходства цветовых сочетаний (белый, голубой, синий);
- комбинированные обозначения (контрэтикетки) 4, 5, 6, являются сходными до степени смешения с комбинированными обозначениями (контрэтикетками) 10, 11, 12, поскольку они ассоциируются друг с другом в целом в силу фонетического, семантического тождества и графического сходства, выполненных курсивным шрифтом общих словесных элементов «Воздушный», а также в силу сходства цветовых сочетаний (белый, голубой, синий).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела установлено, что ООО «Мон`делис Русь» и ООО «КФ «Золотая Русь» осуществляют деятельность на одном товарном рынке - производство и реализация шоколада и сахаристых кондитерских изделий, на одной географической территории – РФ, соответственно, являются конкурентами.
Пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе введение в заблуждение в отношении производителей товара.
Кроме того, статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883г. определено, что:
- актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
- в частности, подлежат запрету:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
Из анализа приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы лицо, совершившее данные действия, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; реализуемый товар при его производстве не соответствовал установленным законом требованиям и информации, доводимой до потребителей; действия хозяйствующего субъекта по введению в заблуждение покупателей относительно потребительских свойств и качества приобретаемого товара направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что ООО «КФ «Золотая Русь» в нарушение названых норм Закона при реализации пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» использует сходные до степени смешения упаковки (этикетки, контрэтикетки), тем самым вводит в заблуждение потребителей соответствующего товара.
Учитывая сходство упаковок (этикеток) пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» и пористого шоколада «Воздушный», невысокую стоимость плитки около 14 руб. при массе плитки 65г., в то время как стоимость шоколада «Воздушный» около 30 рублей, при массе 95г., потребители, приобретая один товар – кондитерскую плитку «Воздушный каприз», могут быть введены в заблуждение тем, что она является разновидностью пористого шоколада «Воздушный», производимого ООО «Мон`делис Русь».
Таким образом, вышеназванные действия ООО «КФ «Золотая Русь» являются формами недобросовестной конкуренции.
Согласно письму ООО «КФ «Золотая Русь» (вх. 4379 от 30.08.2013г.) кондитерские изделия «Воздушный каприз» в период января - июля 2013 г. Общество не производило и не реализовывало.
Несмотря на данный факт, Комиссия Управления полагает необходимым выдать ООО «КФ «Золотая Русь» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 49-50 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» предписание о недопущении нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
3.Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
29 октября 2013 года г. Тула
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 29 октября 2013 года по делу № 02-02/23-2013 о нарушении ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» не допускать действий, которые в нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» могут являться актом недобросовестной конкуренции, а именно: не использовать при производстве и реализации пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» упаковку (этикетку), схожую до степени смешения с пористым шоколадом «Воздушный».
2.О выполнении настоящего предписания ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» сообщить в Тульское УФАС России в течение десяти дней с момента получения настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2013г.
В полном объеме решение изготовлено 13 ноября 2013г.
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >
при участии < --- > – представителя ООО «Мон`делис Русь» по доверенности б/н от 24.10.2013г.;
представители ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев дело № 02-02/23-2013 по признакам нарушения ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
31.07.2013г. в Тульское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление ООО «Крафт Фудс Рус» (Владимирская обл., Петушинский р-он, г. Покров, ул. Франца
Штольверка, д.10) по вопросу недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» (Тульская обл., г. Ясногорск, ул. Пролетарская, д.20, далее – ООО «КФ «Золотая Русь»), выразившихся в производстве и введении в гражданский оборот на товарном рынке РФ пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» (производство ООО «КФ «Золотая Русь») в упаковках (этикетках), имитирующих дизайн упаковок (этикеток) пористого шоколада «Воздушный» (производство ООО «Крафт Фудс Рус»).
В соответствии с протоколом № 18 внеочередного собрания участников ООО «Крафт Фудс Рус» от 09.04.2013г., с 26.04.2013г. Общество переименовано в ООО «Мон`делис Русь» (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 26.04.2013г., копия выписки из ЕГРЮЛ Общества от 02.10.2013г.), указанные документы представлены представителем ООО «Мон`делис Русь» < --- > на рассмотрение дела 29.10.2013года.
ООО «КФ «Золотая Русь» осуществляет производство и реализацию пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» трех видов: «Белый», «Молочный», «Темный», в соответствии с лицензионным договором о предоставлении права использования товарного знака «Воздушный каприз» (свидетельство № 219867 приоритет от 26.12.2000г. (продлен до 26.12.2020г.), заключенным с правообладателем ЗАО «Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана «МИР»» от 23.12.2011 № РД0092263 на срок до 26.12.2020г.
Документов, свидетельствующих о разработке ООО «КФ «Золотая Русь» упаковки (этикетки) кондитерской плитки в Управление не представлено.
ООО «Мон`делис Русь» осуществляет производство и реализацию пористого шоколада «Воздушный» трех видов (основные виды): «Белый», «Молочный», «Темный» с 2007 года. Товарный знак «Воздушный» зарегистрирован Обществом в 1998 году (свидетельство № 183308 приоритет от 17.04.1998г., продлен до 17.04.2018г).
В соответствии с пунктом 6.3. Рамочного соглашения об оказании услуг по созданию дизайна упаковки от 15.08.2008г. (далее – Рамочное соглашение), заключенного ООО «Крафт Фудс Рус» (Заказчик, в настоящее время переименовано в ООО «Мон`делис Русь») с ООО «Макс Брэндсон» (Исполнитель), носитель, используемый для отображения либо передачи Дизайнерского произведения и/или иного результата по приложению, должен соответствовать стандартам, позволяющим компании «Крафт» использовать данное Дизайнерское произведение без дополнительных расходов и доработки. Используемые электронные носители должны соответствовать цифровым стандартам, указанным компанией «Крафт».
При этом под дизайнерским произведением понимается результат дизайнерских услуг, разработанный Исполнителем в рамках данного Соглашения и соответствующего Приложения, надлежащим образом переданный и принятый компанией Крафт (пункт 1 Рамочного соглашения).
Дизайнерские услуги включают в себя:
- стратегические услуги: определение ключевых показателей эффективности продукции под товарным знаком компании Крафт (далее «Брэнд») и уточнение визуального представления Брэнда, а также выполнение иных согласованных требований, относящихся к стратегии и исследованиям;
- креативные услуги – в том числе создание, подготовка эскиза, проектирование и разработка дизайна упаковки;
- исполнительные услуги – печать, в том числе 2D- и 3D – проектирование, производственный контроль и производственные услуги (при согласовании).
Согласно пункту 7.1. Рамочного соглашения Исполнитель гарантирует, что любой объект исключительных прав, передаваемый в рамках оказания Услуг по данному соглашению, будет разработан Исполнителем собственными силами (если Исполнитель в письменном виде не уведомит компанию «Крафт» об ином) и не будет нарушать права на интеллектуальную собственность, принадлежащие любому лицу в любой стране мира.
Исполнитель обязуется без предварительного письменного согласия компании «Крафт» не использовать в интересах любого другого клиента какой-либо дизайн или творческое произведение, а также какое-либо Дизайнерское произведение или иные объекты исключительных прав и/или результаты Услуг, переданные в рамках оказания Услуг по указанному соглашению, либо аналогичные /схожие с таковыми (пункт 7.5. Рамочного соглашения).
Так, например, пунктом 1 приложения № 12 от 21.11.2008г. к рамочному соглашению об оказании услуг по созданию дизайна упаковки от 15.08.2008г. Исполнитель обязался поэтапно выполнить следующие работы для продукции Заказчика - пористый шоколад под товарным знаком «Воздушный»: создание и доработка не менее 3 (трех) вариантов концепт-дизайнов упаковок для пористого шоколада трех вкусов «Молочный шоколад», «Темный шоколад», «Белый шоколад с фундуком» по два варианта с использованием шоколадных и белых пузырьков.
В последующем, при появлении новых вкусовых разновидностей шоколада «Воздушный» Исполнителем по Рамочному соглашению разрабатывались похожие упаковки (этикетки) с незначительными отличиями. Передача выполненных работ сопровождалась подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ и выставлением счетов-фактур за оказанные услуги.
13.10.2011г. ООО «Мон`делис Русь» в магазине ООО «О`КЕЙ» (г. Краснодар) произведена закупка кондитерской плитки «Воздушный каприз» в упаковке (этикетках), схожей с упаковкой (этикеткой) шоколада «Воздушный».
Графическое оформление (изображение нескольких кусочков пористого шоколада, обрамленных стилизованным изображением пузырьков), фоновое оформление (от бледно-голубого для белого шоколада до темно-голубого в сочетании с синим для темного), словесные элементы («Воздушный» в обоих случаях выполнен одинаковым шрифтом с использованием курсива, буквами белого цвета, в каждом случае первая буква заглавная, остальные буквы строчные) и в целом дизайн этикеток шоколада «Воздушный каприз» трех видов (белый, молочный, темный), производитель ООО «КФ «Золотая Русь», аналогичен дизайну шоколада «Воздушный» (три вида: белый, молочный, темный), производитель ООО «Мон`делис Русь».
Усмотрев в действиях ООО «КФ «Золотая Русь» нарушение своих прав, ООО «Мон`делис Русь» обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт социологии Российской Академии Наук для проведения социологической экспертизы на предмет возможного введения потребителей в заблуждение относительно производителя в случае одновременного присутствия на рынке продуктов «Воздушный» и «Воздушный каприз».
В результате проведенной Федеральным государственным бюджетным учреждением науки институтом социологии Российской Академии Наук социологической экспертизы от 12.03.2013г., установлено, что существует высокая вероятность введения потребителей в заблуждение относительно производителя в случае одновременного присутствия на рынке продуктов «Воздушный» и «Воздушный каприз».
В материалах дела имеется Справка от 30.08.2013г. (вх. 10.09.2013г. № 4492), представленная Управлением Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) по результатам исследования, проведенного в отношении упаковок (этикеток и контрэтикеток), используемых ООО «КФ Золотая Русь» и ООО «Мон`делис Русь», из которой следует, что:
- комбинированные обозначения (этикетки) 1,2,3 являются сходными до степени смешения с комбинированными обозначениями (этикетками) 7, 8, 9, поскольку они ассоциируются друг с другом в целом в силу фонетического, семантического тождества и графического сходства, выполненных курсивным шрифтом общих словесных элементов «Воздушный»; в силу сходства изобразительных элементов (изображений плиток шоколада, стилизованных пузырьков); в силу сходного композиционного расположения элементов; в силу сходства цветовых сочетаний (белый, голубой, синий);
- комбинированные обозначения (контрэтикетки) 4, 5, 6, являются сходными до степени смешения с комбинированными обозначениями (контрэтикетками) 10, 11, 12, поскольку они ассоциируются друг с другом в целом в силу фонетического, семантического тождества и графического сходства, выполненных курсивным шрифтом общих словесных элементов «Воздушный», а также в силу сходства цветовых сочетаний (белый, голубой, синий).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела установлено, что ООО «Мон`делис Русь» и ООО «КФ «Золотая Русь» осуществляют деятельность на одном товарном рынке - производство и реализация шоколада и сахаристых кондитерских изделий, на одной географической территории – РФ, соответственно, являются конкурентами.
Пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе введение в заблуждение в отношении производителей товара.
Кроме того, статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883г. определено, что:
- актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
- в частности, подлежат запрету:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
Из анализа приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы лицо, совершившее данные действия, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; реализуемый товар при его производстве не соответствовал установленным законом требованиям и информации, доводимой до потребителей; действия хозяйствующего субъекта по введению в заблуждение покупателей относительно потребительских свойств и качества приобретаемого товара направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что ООО «КФ «Золотая Русь» в нарушение названых норм Закона при реализации пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» использует сходные до степени смешения упаковки (этикетки, контрэтикетки), тем самым вводит в заблуждение потребителей соответствующего товара.
Учитывая сходство упаковок (этикеток) пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» и пористого шоколада «Воздушный», невысокую стоимость плитки около 14 руб. при массе плитки 65г., в то время как стоимость шоколада «Воздушный» около 30 рублей, при массе 95г., потребители, приобретая один товар – кондитерскую плитку «Воздушный каприз», могут быть введены в заблуждение тем, что она является разновидностью пористого шоколада «Воздушный», производимого ООО «Мон`делис Русь».
Таким образом, вышеназванные действия ООО «КФ «Золотая Русь» являются формами недобросовестной конкуренции.
Согласно письму ООО «КФ «Золотая Русь» (вх. 4379 от 30.08.2013г.) кондитерские изделия «Воздушный каприз» в период января - июля 2013 г. Общество не производило и не реализовывало.
Несмотря на данный факт, Комиссия Управления полагает необходимым выдать ООО «КФ «Золотая Русь» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 49-50 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» предписание о недопущении нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
3.Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
29 октября 2013 года г. Тула
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 29 октября 2013 года по делу № 02-02/23-2013 о нарушении ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» не допускать действий, которые в нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» могут являться актом недобросовестной конкуренции, а именно: не использовать при производстве и реализации пористой кондитерской плитки «Воздушный каприз» упаковку (этикетку), схожую до степени смешения с пористым шоколадом «Воздушный».
2.О выполнении настоящего предписания ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» сообщить в Тульское УФАС России в течение десяти дней с момента получения настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 02-02/23-2013
[format] =>
[safe_value] => № 02-02/23-2013
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан - защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
- привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
- взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.
Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-11-13 12:25:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-10-29 12:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1384345667
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Тульское УФАС России
)