РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 3/18-2013 ООО "ТРАНСПРОЕКТ" о нарушении антимонопольного законодательства

Номер дела: № 3/18-2013
Дата публикации: 20 января 2014, 15:51

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 3/18-2013 ООО "ТРАНСПРОЕКТ" о нарушении антимонопольного законодательства министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области при проведении конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области

 Тула

Резолютивная часть решения оглашена "14" января 2014 года

В полном объеме решение изготовлено "17" января 2014 года

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в составе: < --- >

рассмотрев жалобу ООО "ТРАНСПРОЕКТ" о нарушении антимонопольного законодательства организатором торгов – министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (300041, г. Тула, пр. Ленина, д.2) при проведении торгов – конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.12.2013 года в Тульское УФАС России (через ФАС России) поступила жалоба ООО "ТРАНСПРОЕКТ" (далее – Заявитель) от 04.12.2013г. № 351 на действия Организатора торгов – министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области при проведении торгов – конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области (далее – Конкурс).

Информация о проведении торгов (Конкурса) была размещена на официальном сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области http://transport.tularegion.ru/.

Заявитель полагал, что предметом Конкурса является государственная нужда субъекта федерации (Тульской области), финансируемая согласно требованиям действующего законодательства за счет средств соответствующего бюджета, ввиду чего Конкурс должен проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, по мнению Заявителя, возложение на победителя Конкурса по результатам его проведения обязанности одновременно с Инвестиционным соглашением заключить договор аренды с правом последующего выкупа системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области с правительством Тульской области и государственным учреждением Тульской области "Тулаупрадор", незаконно.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

Конкурс проводился министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (далее – Министерство) в целях реализации постановления правительства Тульской области от 12.11.2013 № 627 "О создании Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области".

Данным постановлением на Министерство были возложены функции организатора Конкурса, а также постановлено:

-создать Систему обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области;

-утвердить Положение о Системе обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области (далее – Положение);

-провести Конкурс;

-Министерству разработать и утвердить конкурсную документацию для проведения Конкурса.

В соответствии со статьей 1 Положения Система обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области (далее – Система) – это комплекс программно-технических средств и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения, улучшение параметров улично-дорожной сети, снижение транспортных задержек и улучшение экологической обстановки, создание и функционирование которой организовывает Министерство в соответствии с действующим законодательством. Учреждением, отвечающим за функционирование Системы, является государственное учреждение Тульской области "Тулаупрадор".

Согласно статье 2 Положения Система должна осуществлять, в частности, обеспечение реализации мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения, решению транспортных проблем и повышению пропускной способности автомобильных дорог.

По мнению Министерства (письменные объяснения от 09.01.2014 № 22-01-15/4), ввиду отсутствия непосредственного прямого финансирования создания Системы из средств бюджета Тульской области, в связи с тем, что данные расходы на стадии создания Системы несет исключительно инвестор – т.е. лицо, которое станет победителем Конкурса, требования Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на данные правоотношения не распространяются.

При таких условиях Министерство посчитало возможным применить положения статей 420-421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также статьи 447 ГК РФ о заключении договора на торгах – с лицом, выигравшим торги. При этом форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом, а выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

При таких условиях, а также учитывая тот факт, что в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 12.11.2013 № 627 "О создании Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области" учреждением, отвечающим за функционирование Системы, является государственное учреждение Тульской области "Тулаупрадор", Министерство включило в конкурсную документацию (в том числе, в проект инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы) требование о заключении победителем Конкурса, помимо указанного инвестиционного соглашения и одновременно с ним, договора аренды Системы с правом последующего выкупа с Оператором (государственным учреждением Тульской области "Тулаупрадор").

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5.4 проекта инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы (далее – инвестиционное соглашение) договор аренды с правом последующего выкупа содержит условие об объекте арендных отношений, т.е. данные, позволяющие определенно установить имущество, которое должно быть передано в будущем (после создания Системы) в качестве предмета аренды; условие о возмещении арендодателем убытков арендатору за несвоевременную передачу имущества; расчетную величину арендной платы (подлежит корректировке после ввода Системы или ее элементов в эксплуатацию); порядок, условия и сроки внесения арендной платы (график арендных платежей); срок договора аренды, условия пользования арендованным имуществом в соответствии с назначением имущества, обязанности сторон по содержанию арендованного имущества, положения, регламентирующие переход имущества в собственность арендатора при условии внесения выкупной цены имущества, а также иные условия, регулируемые главой 34 ГК РФ.

Согласно пункту 5.5 инвестиционного соглашения порядок возврата инвестиций и возмещения Инвестором (победителем Конкурса) затрат осуществляется с учетом положений договора аренды с правом последующего выкупа, в котором должна содержаться обязанность Оператора (государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор") компенсировать затраты Инвестора на эксплуатационно-техническое обслуживание Системы.

При этом финансирование деятельности Оператора в объеме, необходимом для исполнения его обязательств по инвестиционному соглашению осуществляется, как указано в пункте 5.6 данного соглашения, из бюджета Тульской области.

В тоже время согласно пункту 1.1 договора аренды с правом последующего выкупа (приложение № 3 к инвестиционному соглашению) предметом данного договора является обязательство арендодателя (т.е. победителя Конкурса) создать Систему, элементный состав которой определен в приложении № 1 к данному договору аренды и предоставить готовую к эксплуатации Систему (элементы системы) арендатору (он же Оператор Системы – государственное учреждение Тульской области "Тулаупрадор") во временное владение и пользование за плату.

Расчеты и платежи по вышеуказанному договору аренды состоят из двух элементов: непосредственно арендной платы за весь срок действия данного договора, оплачиваемых в соответствии с прилагаемым графиком платежей, и выкупной суммы Системы, которую арендатор обязан уплатить арендодателю по истечению срока действия договора аренды в определяемый сторонами договора аренды срок с момента истечения срока действия указанного договора аренды.

При этом согласно пункту 6 извещения о проведении Конкурса срок действия инвестиционного соглашения составляет 72 месяца с момента подписания инвестиционного соглашения, а максимальный срок создания Системы (таблица пункта 11.3.1.6 положения о проведении Конкурса) – 12 месяцев.

Статьей 14 положения о проведении Конкурса регулируется финансирование проекта, в том числе, возврат инвестиций на создание Системы.

При этом арендные платежи, за счет которых, собственно, и происходит возврат указанных инвестиций (включая накладные расходы), должны включать в себя еще и доходность инвестора (победителя Конкурса), расходы на эксплуатационно-техническое обслуживание Системы (включая ремонтно-восстановительные работы в отношении оборудования, входящего в состав Системы, расходы на передислокацию периферийного оборудования), накладные расходы инвестора в период действия договора аренды, связанные с обслуживанием и управлением Системы.

В тоже время, финансовая модель (пункт 14.2 положения о проведении Конкурса) с расчетными показателями создания Системы, являющаяся основой для определения суммы арендных платежей и выкупной суммы Системы – существенных условий договора аренды с правом последующего выкупа – и, соответственно, расходных обязательств бюджета Тульской области, представляется победителем Конкурса при подписании инвестиционного соглашения – т.е. конкурсное сравнение составляющих элементов финансовых моделей участников Конкурса, в частности, размеров включаемых в нее расходов на ремонтно-восстановительные работы в отношении оборудования, входящего в состав Системы, накладных расходов инвестора в период действия указанного договора аренды, связанных с обслуживанием и управлением Системы, не производится.

Кроме того, с момента подписания договора аренды с правом последующего выкупа, к расходам, связанным с созданием и эксплуатацией Системы, добавляются расходы Оператора Системы (государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор") на деятельность, связанную с функционированием, владением и пользованием Системой. В частности, согласно пункту 6.1.3 инвестиционного соглашения инициатор проекта (правительство Тульской области) обязуется обеспечить финансирование из областного бюджета деятельности Оператора в объеме, необходимом для исполнения его обязательств по данному инвестиционному соглашению.

При этом в соответствии с пунктом 1.8 инвестиционного соглашения финансовая модель – это расчетные показатели реализации инвестиционного проекта, применяемые для определения расчетного размера арендной платы, подлежащей корректировке по факту ввода Системы в эксплуатацию.

По истечению срока действия договора аренды с правом выкупа право собственности на все элементы Системы переходит к Тульской области.

Таким образом, несмотря на то, что по условиям инвестиционного соглашения до момента ввода в эксплуатацию Системы по акту приема-передачи финансирование создания Системы осуществляется за счет собственных и/или привлеченных средств инвестора (победителя Конкурса) без привлечения средств областного бюджета, созданная в целях повышения безопасности движения, пресечения и предупреждения административных правонарушений в области дорожного движения (т.е. предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий), снижения количества дорожно-транспортных происшествий и уменьшения тяжести их последствий, а также увеличения срока службы дорожного покрытия за счет усиления контроля соблюдения установленных норм на весогабаритные характеристики транспортных средств, инвестором (победителем Конкурса) Система (в том числе, накладные и прочие расходы инвестора и оператора Системы) финансируется исключительно за счет средств бюджета Тульской области, включая деятельность государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор", связанная с владением, пользованием и функционированием Системы.

 

Между тем, Комиссией по рассмотрению настоящей жалобы было установлено, что согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

При этом статья 2 Закона о безопасности движения под обеспечением безопасности дорожного движения понимает деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а под организацией дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о безопасности движения к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при дорожной деятельности.

Следовательно, обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения является государственной нуждой, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) к бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на оказание государственных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Статья 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг (выполнение работ) относит ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе, по оказанию государственных услуг (выполнению работ) физическим и/или юридическим лицам; осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности; закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности казенных учреждений) и т.д.

Согласно статьям 69.2, 78.1 БК РФ для бюджетных учреждений формируется государственное задание, финансовое обеспечение выполнения которого осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом выполнение бюджетными учреждениями государственного задания (с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг и на содержание государственного имущества) финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации в виде субсидий.

Показатели государственного задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным автономным учреждением.

Анализ конкурсной документации свидетельствует о том, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения все участники инвестиционного соглашения, включая инициатора проекта (правительство Тульской области), заинтересованы в уменьшении срока создания Системы и ввода ее в эксплуатацию по акту приема-передачи Оператору (государственному учреждению Тульской области "Тулаупрадор") Системы.

Таким образом, финансовые обязательства инициатора проекта и Оператора Системы перед инвестором (победителем Конкурса) в рамках инвестиционного соглашения и договора аренды с правом последующего выкупа, заключаемого по условиям Конкурса одновременно с инвестиционным соглашением, могут наступить до истечения текущего года.

В письменных объяснениях министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области от 09.01.2014г. № 22-01-15/4 указано, что в бюджете Тульской области не было предусмотрено денежных средств на реализацию проекта по созданию Системы.

Между тем, осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом, регулируется статьей 83 БК РФ. В соответствии с данной нормой, если принимается закон, либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

При этом выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон/решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон/решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и/или при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Следовательно, отсутствие в бюджете Тульской области денежных средств на реализацию проекта по созданию Системы создает условия для наступления гражданско-правовой ответственности инициатора проекта и Оператора Системы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 5.2 договора аренды с правом выкупа), что включает в себя возмещение из бюджета Тульской области убытков и упущенной выгоды инвестора (победителя Конкурса).

Статья 34 БК РФ устанавливает принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и/или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В тоже время Комиссия по рассмотрению настоящей жалобы установила следующее.

Постановление правительства Тульской области от 12.11.2013 № 627 "О создании Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области" опубликовано в средствах массовой информации.

Извещение о проведении Конкурса было размещено в газете "Тульские известия", а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.

Согласно выписке из журнала регистрации заявок на участие в Конкурсе было подано четыре заявки.

Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 20.12.2013г. заявки подавали:

-ЗАО "Ситроникс Комплексные Автоматизированные Системы Управления" (г. Москва);

-ООО "Строй Инвест Проект" (г. Москва);

-ООО "Научно-Производственное Предприятие "МВС" (г. Краснодар);

-ООО "Связь Проект Бизнес" (г. Москва).

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 24.12.2013г. все четыре участника были допущены к участию в Конкурсе и признаны участниками Конкурса.

ООО "ТРАНСПРОЕКТ" заявку на участие в Конкурсе не подавало.

Таким образом, по смыслу нормы пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаки ограничения конкуренции, а именно:

-сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,

-рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,

-отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,

-определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке,

-иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,

-установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации,

на момент рассмотрения настоящей жалобы, отсутствуют.

Вместе с тем, Комиссией по рассмотрению настоящей жалобы были установлены признаки неэффективности использования бюджетных средств, а также иные нарушения требований бюджетного законодательства.

Однако, в соответствии с нормами статей 22-23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение вопросов, связанных с нарушением бюджетного законодательства вне их увязывания с нормами антимонопольного законодательства, находится вне пределов функций и полномочий, предоставленных антимонопольным органам.

 

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в рассмотрении жалобы и руководствуясь статьей 18.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО "ТРАНСПРОЕКТ" о нарушении антимонопольного законодательства организатором торгов – министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (300041, г. Тула, пр. Ленина, д.2) при проведении торгов – конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области необоснованной.
  2. Передать материалы жалобы № 3/18-2013 в органы прокуратуры для осуществления надзора за исполнением бюджетного законодательства исполнительными органами Тульской области – министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области при осуществлении схемы заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области.
  3. Оснований для принятия иных мер в отношении организатора торгов – министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

                                                                                                   

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 9231 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 3/18-2013 ООО "ТРАНСПРОЕКТ" о нарушении антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9231 [type] => solution [language] => ru [created] => 1390218983 [changed] => 1390218983 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1390218983 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 3/18-2013 ООО "ТРАНСПРОЕКТ" о нарушении антимонопольного законодательства министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области при проведении конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области

 Тула

Резолютивная часть решения оглашена "14" января 2014 года

В полном объеме решение изготовлено "17" января 2014 года

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в составе: < --- >

рассмотрев жалобу ООО "ТРАНСПРОЕКТ" о нарушении антимонопольного законодательства организатором торгов – министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (300041, г. Тула, пр. Ленина, д.2) при проведении торгов – конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.12.2013 года в Тульское УФАС России (через ФАС России) поступила жалоба ООО "ТРАНСПРОЕКТ" (далее – Заявитель) от 04.12.2013г. № 351 на действия Организатора торгов – министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области при проведении торгов – конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области (далее – Конкурс).

Информация о проведении торгов (Конкурса) была размещена на официальном сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области http://transport.tularegion.ru/.

Заявитель полагал, что предметом Конкурса является государственная нужда субъекта федерации (Тульской области), финансируемая согласно требованиям действующего законодательства за счет средств соответствующего бюджета, ввиду чего Конкурс должен проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, по мнению Заявителя, возложение на победителя Конкурса по результатам его проведения обязанности одновременно с Инвестиционным соглашением заключить договор аренды с правом последующего выкупа системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области с правительством Тульской области и государственным учреждением Тульской области "Тулаупрадор", незаконно.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

Конкурс проводился министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (далее – Министерство) в целях реализации постановления правительства Тульской области от 12.11.2013 № 627 "О создании Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области".

Данным постановлением на Министерство были возложены функции организатора Конкурса, а также постановлено:

-создать Систему обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области;

-утвердить Положение о Системе обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области (далее – Положение);

-провести Конкурс;

-Министерству разработать и утвердить конкурсную документацию для проведения Конкурса.

В соответствии со статьей 1 Положения Система обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области (далее – Система) – это комплекс программно-технических средств и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения, улучшение параметров улично-дорожной сети, снижение транспортных задержек и улучшение экологической обстановки, создание и функционирование которой организовывает Министерство в соответствии с действующим законодательством. Учреждением, отвечающим за функционирование Системы, является государственное учреждение Тульской области "Тулаупрадор".

Согласно статье 2 Положения Система должна осуществлять, в частности, обеспечение реализации мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения, решению транспортных проблем и повышению пропускной способности автомобильных дорог.

По мнению Министерства (письменные объяснения от 09.01.2014 № 22-01-15/4), ввиду отсутствия непосредственного прямого финансирования создания Системы из средств бюджета Тульской области, в связи с тем, что данные расходы на стадии создания Системы несет исключительно инвестор – т.е. лицо, которое станет победителем Конкурса, требования Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на данные правоотношения не распространяются.

При таких условиях Министерство посчитало возможным применить положения статей 420-421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также статьи 447 ГК РФ о заключении договора на торгах – с лицом, выигравшим торги. При этом форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом, а выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

При таких условиях, а также учитывая тот факт, что в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 12.11.2013 № 627 "О создании Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области" учреждением, отвечающим за функционирование Системы, является государственное учреждение Тульской области "Тулаупрадор", Министерство включило в конкурсную документацию (в том числе, в проект инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы) требование о заключении победителем Конкурса, помимо указанного инвестиционного соглашения и одновременно с ним, договора аренды Системы с правом последующего выкупа с Оператором (государственным учреждением Тульской области "Тулаупрадор").

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5.4 проекта инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы (далее – инвестиционное соглашение) договор аренды с правом последующего выкупа содержит условие об объекте арендных отношений, т.е. данные, позволяющие определенно установить имущество, которое должно быть передано в будущем (после создания Системы) в качестве предмета аренды; условие о возмещении арендодателем убытков арендатору за несвоевременную передачу имущества; расчетную величину арендной платы (подлежит корректировке после ввода Системы или ее элементов в эксплуатацию); порядок, условия и сроки внесения арендной платы (график арендных платежей); срок договора аренды, условия пользования арендованным имуществом в соответствии с назначением имущества, обязанности сторон по содержанию арендованного имущества, положения, регламентирующие переход имущества в собственность арендатора при условии внесения выкупной цены имущества, а также иные условия, регулируемые главой 34 ГК РФ.

Согласно пункту 5.5 инвестиционного соглашения порядок возврата инвестиций и возмещения Инвестором (победителем Конкурса) затрат осуществляется с учетом положений договора аренды с правом последующего выкупа, в котором должна содержаться обязанность Оператора (государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор") компенсировать затраты Инвестора на эксплуатационно-техническое обслуживание Системы.

При этом финансирование деятельности Оператора в объеме, необходимом для исполнения его обязательств по инвестиционному соглашению осуществляется, как указано в пункте 5.6 данного соглашения, из бюджета Тульской области.

В тоже время согласно пункту 1.1 договора аренды с правом последующего выкупа (приложение № 3 к инвестиционному соглашению) предметом данного договора является обязательство арендодателя (т.е. победителя Конкурса) создать Систему, элементный состав которой определен в приложении № 1 к данному договору аренды и предоставить готовую к эксплуатации Систему (элементы системы) арендатору (он же Оператор Системы – государственное учреждение Тульской области "Тулаупрадор") во временное владение и пользование за плату.

Расчеты и платежи по вышеуказанному договору аренды состоят из двух элементов: непосредственно арендной платы за весь срок действия данного договора, оплачиваемых в соответствии с прилагаемым графиком платежей, и выкупной суммы Системы, которую арендатор обязан уплатить арендодателю по истечению срока действия договора аренды в определяемый сторонами договора аренды срок с момента истечения срока действия указанного договора аренды.

При этом согласно пункту 6 извещения о проведении Конкурса срок действия инвестиционного соглашения составляет 72 месяца с момента подписания инвестиционного соглашения, а максимальный срок создания Системы (таблица пункта 11.3.1.6 положения о проведении Конкурса) – 12 месяцев.

Статьей 14 положения о проведении Конкурса регулируется финансирование проекта, в том числе, возврат инвестиций на создание Системы.

При этом арендные платежи, за счет которых, собственно, и происходит возврат указанных инвестиций (включая накладные расходы), должны включать в себя еще и доходность инвестора (победителя Конкурса), расходы на эксплуатационно-техническое обслуживание Системы (включая ремонтно-восстановительные работы в отношении оборудования, входящего в состав Системы, расходы на передислокацию периферийного оборудования), накладные расходы инвестора в период действия договора аренды, связанные с обслуживанием и управлением Системы.

В тоже время, финансовая модель (пункт 14.2 положения о проведении Конкурса) с расчетными показателями создания Системы, являющаяся основой для определения суммы арендных платежей и выкупной суммы Системы – существенных условий договора аренды с правом последующего выкупа – и, соответственно, расходных обязательств бюджета Тульской области, представляется победителем Конкурса при подписании инвестиционного соглашения – т.е. конкурсное сравнение составляющих элементов финансовых моделей участников Конкурса, в частности, размеров включаемых в нее расходов на ремонтно-восстановительные работы в отношении оборудования, входящего в состав Системы, накладных расходов инвестора в период действия указанного договора аренды, связанных с обслуживанием и управлением Системы, не производится.

Кроме того, с момента подписания договора аренды с правом последующего выкупа, к расходам, связанным с созданием и эксплуатацией Системы, добавляются расходы Оператора Системы (государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор") на деятельность, связанную с функционированием, владением и пользованием Системой. В частности, согласно пункту 6.1.3 инвестиционного соглашения инициатор проекта (правительство Тульской области) обязуется обеспечить финансирование из областного бюджета деятельности Оператора в объеме, необходимом для исполнения его обязательств по данному инвестиционному соглашению.

При этом в соответствии с пунктом 1.8 инвестиционного соглашения финансовая модель – это расчетные показатели реализации инвестиционного проекта, применяемые для определения расчетного размера арендной платы, подлежащей корректировке по факту ввода Системы в эксплуатацию.

По истечению срока действия договора аренды с правом выкупа право собственности на все элементы Системы переходит к Тульской области.

Таким образом, несмотря на то, что по условиям инвестиционного соглашения до момента ввода в эксплуатацию Системы по акту приема-передачи финансирование создания Системы осуществляется за счет собственных и/или привлеченных средств инвестора (победителя Конкурса) без привлечения средств областного бюджета, созданная в целях повышения безопасности движения, пресечения и предупреждения административных правонарушений в области дорожного движения (т.е. предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий), снижения количества дорожно-транспортных происшествий и уменьшения тяжести их последствий, а также увеличения срока службы дорожного покрытия за счет усиления контроля соблюдения установленных норм на весогабаритные характеристики транспортных средств, инвестором (победителем Конкурса) Система (в том числе, накладные и прочие расходы инвестора и оператора Системы) финансируется исключительно за счет средств бюджета Тульской области, включая деятельность государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор", связанная с владением, пользованием и функционированием Системы.

 

Между тем, Комиссией по рассмотрению настоящей жалобы было установлено, что согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

При этом статья 2 Закона о безопасности движения под обеспечением безопасности дорожного движения понимает деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а под организацией дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о безопасности движения к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при дорожной деятельности.

Следовательно, обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения является государственной нуждой, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) к бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на оказание государственных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Статья 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг (выполнение работ) относит ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе, по оказанию государственных услуг (выполнению работ) физическим и/или юридическим лицам; осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности; закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности казенных учреждений) и т.д.

Согласно статьям 69.2, 78.1 БК РФ для бюджетных учреждений формируется государственное задание, финансовое обеспечение выполнения которого осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом выполнение бюджетными учреждениями государственного задания (с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг и на содержание государственного имущества) финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации в виде субсидий.

Показатели государственного задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным автономным учреждением.

Анализ конкурсной документации свидетельствует о том, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения все участники инвестиционного соглашения, включая инициатора проекта (правительство Тульской области), заинтересованы в уменьшении срока создания Системы и ввода ее в эксплуатацию по акту приема-передачи Оператору (государственному учреждению Тульской области "Тулаупрадор") Системы.

Таким образом, финансовые обязательства инициатора проекта и Оператора Системы перед инвестором (победителем Конкурса) в рамках инвестиционного соглашения и договора аренды с правом последующего выкупа, заключаемого по условиям Конкурса одновременно с инвестиционным соглашением, могут наступить до истечения текущего года.

В письменных объяснениях министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области от 09.01.2014г. № 22-01-15/4 указано, что в бюджете Тульской области не было предусмотрено денежных средств на реализацию проекта по созданию Системы.

Между тем, осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом, регулируется статьей 83 БК РФ. В соответствии с данной нормой, если принимается закон, либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

При этом выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон/решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон/решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и/или при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Следовательно, отсутствие в бюджете Тульской области денежных средств на реализацию проекта по созданию Системы создает условия для наступления гражданско-правовой ответственности инициатора проекта и Оператора Системы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 5.2 договора аренды с правом выкупа), что включает в себя возмещение из бюджета Тульской области убытков и упущенной выгоды инвестора (победителя Конкурса).

Статья 34 БК РФ устанавливает принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и/или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В тоже время Комиссия по рассмотрению настоящей жалобы установила следующее.

Постановление правительства Тульской области от 12.11.2013 № 627 "О создании Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области" опубликовано в средствах массовой информации.

Извещение о проведении Конкурса было размещено в газете "Тульские известия", а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.

Согласно выписке из журнала регистрации заявок на участие в Конкурсе было подано четыре заявки.

Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 20.12.2013г. заявки подавали:

-ЗАО "Ситроникс Комплексные Автоматизированные Системы Управления" (г. Москва);

-ООО "Строй Инвест Проект" (г. Москва);

-ООО "Научно-Производственное Предприятие "МВС" (г. Краснодар);

-ООО "Связь Проект Бизнес" (г. Москва).

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 24.12.2013г. все четыре участника были допущены к участию в Конкурсе и признаны участниками Конкурса.

ООО "ТРАНСПРОЕКТ" заявку на участие в Конкурсе не подавало.

Таким образом, по смыслу нормы пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаки ограничения конкуренции, а именно:

-сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,

-рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,

-отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,

-определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке,

-иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,

-установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации,

на момент рассмотрения настоящей жалобы, отсутствуют.

Вместе с тем, Комиссией по рассмотрению настоящей жалобы были установлены признаки неэффективности использования бюджетных средств, а также иные нарушения требований бюджетного законодательства.

Однако, в соответствии с нормами статей 22-23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение вопросов, связанных с нарушением бюджетного законодательства вне их увязывания с нормами антимонопольного законодательства, находится вне пределов функций и полномочий, предоставленных антимонопольным органам.

 

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в рассмотрении жалобы и руководствуясь статьей 18.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО "ТРАНСПРОЕКТ" о нарушении антимонопольного законодательства организатором торгов – министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (300041, г. Тула, пр. Ленина, д.2) при проведении торгов – конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области необоснованной.
  2. Передать материалы жалобы № 3/18-2013 в органы прокуратуры для осуществления надзора за исполнением бюджетного законодательства исполнительными органами Тульской области – министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области при осуществлении схемы заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области.
  3. Оснований для принятия иных мер в отношении организатора торгов – министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

                                                                                                   

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 3/18-2013 ООО "ТРАНСПРОЕКТ" о нарушении антимонопольного законодательства министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области при проведении конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области

 Тула

Резолютивная часть решения оглашена "14" января 2014 года

В полном объеме решение изготовлено "17" января 2014 года

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в составе: < --- >

рассмотрев жалобу ООО "ТРАНСПРОЕКТ" о нарушении антимонопольного законодательства организатором торгов – министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (300041, г. Тула, пр. Ленина, д.2) при проведении торгов – конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.12.2013 года в Тульское УФАС России (через ФАС России) поступила жалоба ООО "ТРАНСПРОЕКТ" (далее – Заявитель) от 04.12.2013г. № 351 на действия Организатора торгов – министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области при проведении торгов – конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области (далее – Конкурс).

Информация о проведении торгов (Конкурса) была размещена на официальном сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области http://transport.tularegion.ru/.

Заявитель полагал, что предметом Конкурса является государственная нужда субъекта федерации (Тульской области), финансируемая согласно требованиям действующего законодательства за счет средств соответствующего бюджета, ввиду чего Конкурс должен проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, по мнению Заявителя, возложение на победителя Конкурса по результатам его проведения обязанности одновременно с Инвестиционным соглашением заключить договор аренды с правом последующего выкупа системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области с правительством Тульской области и государственным учреждением Тульской области "Тулаупрадор", незаконно.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

Конкурс проводился министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (далее – Министерство) в целях реализации постановления правительства Тульской области от 12.11.2013 № 627 "О создании Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области".

Данным постановлением на Министерство были возложены функции организатора Конкурса, а также постановлено:

-создать Систему обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области;

-утвердить Положение о Системе обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области (далее – Положение);

-провести Конкурс;

-Министерству разработать и утвердить конкурсную документацию для проведения Конкурса.

В соответствии со статьей 1 Положения Система обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области (далее – Система) – это комплекс программно-технических средств и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения, улучшение параметров улично-дорожной сети, снижение транспортных задержек и улучшение экологической обстановки, создание и функционирование которой организовывает Министерство в соответствии с действующим законодательством. Учреждением, отвечающим за функционирование Системы, является государственное учреждение Тульской области "Тулаупрадор".

Согласно статье 2 Положения Система должна осуществлять, в частности, обеспечение реализации мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения, решению транспортных проблем и повышению пропускной способности автомобильных дорог.

По мнению Министерства (письменные объяснения от 09.01.2014 № 22-01-15/4), ввиду отсутствия непосредственного прямого финансирования создания Системы из средств бюджета Тульской области, в связи с тем, что данные расходы на стадии создания Системы несет исключительно инвестор – т.е. лицо, которое станет победителем Конкурса, требования Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на данные правоотношения не распространяются.

При таких условиях Министерство посчитало возможным применить положения статей 420-421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также статьи 447 ГК РФ о заключении договора на торгах – с лицом, выигравшим торги. При этом форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом, а выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

При таких условиях, а также учитывая тот факт, что в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 12.11.2013 № 627 "О создании Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области" учреждением, отвечающим за функционирование Системы, является государственное учреждение Тульской области "Тулаупрадор", Министерство включило в конкурсную документацию (в том числе, в проект инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы) требование о заключении победителем Конкурса, помимо указанного инвестиционного соглашения и одновременно с ним, договора аренды Системы с правом последующего выкупа с Оператором (государственным учреждением Тульской области "Тулаупрадор").

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5.4 проекта инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы (далее – инвестиционное соглашение) договор аренды с правом последующего выкупа содержит условие об объекте арендных отношений, т.е. данные, позволяющие определенно установить имущество, которое должно быть передано в будущем (после создания Системы) в качестве предмета аренды; условие о возмещении арендодателем убытков арендатору за несвоевременную передачу имущества; расчетную величину арендной платы (подлежит корректировке после ввода Системы или ее элементов в эксплуатацию); порядок, условия и сроки внесения арендной платы (график арендных платежей); срок договора аренды, условия пользования арендованным имуществом в соответствии с назначением имущества, обязанности сторон по содержанию арендованного имущества, положения, регламентирующие переход имущества в собственность арендатора при условии внесения выкупной цены имущества, а также иные условия, регулируемые главой 34 ГК РФ.

Согласно пункту 5.5 инвестиционного соглашения порядок возврата инвестиций и возмещения Инвестором (победителем Конкурса) затрат осуществляется с учетом положений договора аренды с правом последующего выкупа, в котором должна содержаться обязанность Оператора (государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор") компенсировать затраты Инвестора на эксплуатационно-техническое обслуживание Системы.

При этом финансирование деятельности Оператора в объеме, необходимом для исполнения его обязательств по инвестиционному соглашению осуществляется, как указано в пункте 5.6 данного соглашения, из бюджета Тульской области.

В тоже время согласно пункту 1.1 договора аренды с правом последующего выкупа (приложение № 3 к инвестиционному соглашению) предметом данного договора является обязательство арендодателя (т.е. победителя Конкурса) создать Систему, элементный состав которой определен в приложении № 1 к данному договору аренды и предоставить готовую к эксплуатации Систему (элементы системы) арендатору (он же Оператор Системы – государственное учреждение Тульской области "Тулаупрадор") во временное владение и пользование за плату.

Расчеты и платежи по вышеуказанному договору аренды состоят из двух элементов: непосредственно арендной платы за весь срок действия данного договора, оплачиваемых в соответствии с прилагаемым графиком платежей, и выкупной суммы Системы, которую арендатор обязан уплатить арендодателю по истечению срока действия договора аренды в определяемый сторонами договора аренды срок с момента истечения срока действия указанного договора аренды.

При этом согласно пункту 6 извещения о проведении Конкурса срок действия инвестиционного соглашения составляет 72 месяца с момента подписания инвестиционного соглашения, а максимальный срок создания Системы (таблица пункта 11.3.1.6 положения о проведении Конкурса) – 12 месяцев.

Статьей 14 положения о проведении Конкурса регулируется финансирование проекта, в том числе, возврат инвестиций на создание Системы.

При этом арендные платежи, за счет которых, собственно, и происходит возврат указанных инвестиций (включая накладные расходы), должны включать в себя еще и доходность инвестора (победителя Конкурса), расходы на эксплуатационно-техническое обслуживание Системы (включая ремонтно-восстановительные работы в отношении оборудования, входящего в состав Системы, расходы на передислокацию периферийного оборудования), накладные расходы инвестора в период действия договора аренды, связанные с обслуживанием и управлением Системы.

В тоже время, финансовая модель (пункт 14.2 положения о проведении Конкурса) с расчетными показателями создания Системы, являющаяся основой для определения суммы арендных платежей и выкупной суммы Системы – существенных условий договора аренды с правом последующего выкупа – и, соответственно, расходных обязательств бюджета Тульской области, представляется победителем Конкурса при подписании инвестиционного соглашения – т.е. конкурсное сравнение составляющих элементов финансовых моделей участников Конкурса, в частности, размеров включаемых в нее расходов на ремонтно-восстановительные работы в отношении оборудования, входящего в состав Системы, накладных расходов инвестора в период действия указанного договора аренды, связанных с обслуживанием и управлением Системы, не производится.

Кроме того, с момента подписания договора аренды с правом последующего выкупа, к расходам, связанным с созданием и эксплуатацией Системы, добавляются расходы Оператора Системы (государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор") на деятельность, связанную с функционированием, владением и пользованием Системой. В частности, согласно пункту 6.1.3 инвестиционного соглашения инициатор проекта (правительство Тульской области) обязуется обеспечить финансирование из областного бюджета деятельности Оператора в объеме, необходимом для исполнения его обязательств по данному инвестиционному соглашению.

При этом в соответствии с пунктом 1.8 инвестиционного соглашения финансовая модель – это расчетные показатели реализации инвестиционного проекта, применяемые для определения расчетного размера арендной платы, подлежащей корректировке по факту ввода Системы в эксплуатацию.

По истечению срока действия договора аренды с правом выкупа право собственности на все элементы Системы переходит к Тульской области.

Таким образом, несмотря на то, что по условиям инвестиционного соглашения до момента ввода в эксплуатацию Системы по акту приема-передачи финансирование создания Системы осуществляется за счет собственных и/или привлеченных средств инвестора (победителя Конкурса) без привлечения средств областного бюджета, созданная в целях повышения безопасности движения, пресечения и предупреждения административных правонарушений в области дорожного движения (т.е. предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий), снижения количества дорожно-транспортных происшествий и уменьшения тяжести их последствий, а также увеличения срока службы дорожного покрытия за счет усиления контроля соблюдения установленных норм на весогабаритные характеристики транспортных средств, инвестором (победителем Конкурса) Система (в том числе, накладные и прочие расходы инвестора и оператора Системы) финансируется исключительно за счет средств бюджета Тульской области, включая деятельность государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор", связанная с владением, пользованием и функционированием Системы.

 

Между тем, Комиссией по рассмотрению настоящей жалобы было установлено, что согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

При этом статья 2 Закона о безопасности движения под обеспечением безопасности дорожного движения понимает деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а под организацией дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о безопасности движения к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при дорожной деятельности.

Следовательно, обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения является государственной нуждой, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) к бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на оказание государственных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Статья 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг (выполнение работ) относит ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе, по оказанию государственных услуг (выполнению работ) физическим и/или юридическим лицам; осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности; закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности казенных учреждений) и т.д.

Согласно статьям 69.2, 78.1 БК РФ для бюджетных учреждений формируется государственное задание, финансовое обеспечение выполнения которого осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом выполнение бюджетными учреждениями государственного задания (с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг и на содержание государственного имущества) финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации в виде субсидий.

Показатели государственного задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным автономным учреждением.

Анализ конкурсной документации свидетельствует о том, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения все участники инвестиционного соглашения, включая инициатора проекта (правительство Тульской области), заинтересованы в уменьшении срока создания Системы и ввода ее в эксплуатацию по акту приема-передачи Оператору (государственному учреждению Тульской области "Тулаупрадор") Системы.

Таким образом, финансовые обязательства инициатора проекта и Оператора Системы перед инвестором (победителем Конкурса) в рамках инвестиционного соглашения и договора аренды с правом последующего выкупа, заключаемого по условиям Конкурса одновременно с инвестиционным соглашением, могут наступить до истечения текущего года.

В письменных объяснениях министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области от 09.01.2014г. № 22-01-15/4 указано, что в бюджете Тульской области не было предусмотрено денежных средств на реализацию проекта по созданию Системы.

Между тем, осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом, регулируется статьей 83 БК РФ. В соответствии с данной нормой, если принимается закон, либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

При этом выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон/решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон/решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и/или при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Следовательно, отсутствие в бюджете Тульской области денежных средств на реализацию проекта по созданию Системы создает условия для наступления гражданско-правовой ответственности инициатора проекта и Оператора Системы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 5.2 договора аренды с правом выкупа), что включает в себя возмещение из бюджета Тульской области убытков и упущенной выгоды инвестора (победителя Конкурса).

Статья 34 БК РФ устанавливает принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и/или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В тоже время Комиссия по рассмотрению настоящей жалобы установила следующее.

Постановление правительства Тульской области от 12.11.2013 № 627 "О создании Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области" опубликовано в средствах массовой информации.

Извещение о проведении Конкурса было размещено в газете "Тульские известия", а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.

Согласно выписке из журнала регистрации заявок на участие в Конкурсе было подано четыре заявки.

Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 20.12.2013г. заявки подавали:

-ЗАО "Ситроникс Комплексные Автоматизированные Системы Управления" (г. Москва);

-ООО "Строй Инвест Проект" (г. Москва);

-ООО "Научно-Производственное Предприятие "МВС" (г. Краснодар);

-ООО "Связь Проект Бизнес" (г. Москва).

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 24.12.2013г. все четыре участника были допущены к участию в Конкурсе и признаны участниками Конкурса.

ООО "ТРАНСПРОЕКТ" заявку на участие в Конкурсе не подавало.

Таким образом, по смыслу нормы пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаки ограничения конкуренции, а именно:

-сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,

-рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,

-отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,

-определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке,

-иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,

-установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации,

на момент рассмотрения настоящей жалобы, отсутствуют.

Вместе с тем, Комиссией по рассмотрению настоящей жалобы были установлены признаки неэффективности использования бюджетных средств, а также иные нарушения требований бюджетного законодательства.

Однако, в соответствии с нормами статей 22-23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение вопросов, связанных с нарушением бюджетного законодательства вне их увязывания с нормами антимонопольного законодательства, находится вне пределов функций и полномочий, предоставленных антимонопольным органам.

 

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в рассмотрении жалобы и руководствуясь статьей 18.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО "ТРАНСПРОЕКТ" о нарушении антимонопольного законодательства организатором торгов – министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (300041, г. Тула, пр. Ленина, д.2) при проведении торгов – конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области необоснованной.
  2. Передать материалы жалобы № 3/18-2013 в органы прокуратуры для осуществления надзора за исполнением бюджетного законодательства исполнительными органами Тульской области – министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области при осуществлении схемы заключения инвестиционного соглашения на реализацию инвестиционного проекта по созданию Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области.
  3. Оснований для принятия иных мер в отношении организатора торгов – министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

                                                                                                   

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 3/18-2013 [format] => [safe_value] => № 3/18-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 41 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 41 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-20 11:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-20 11:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1390218983 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )