РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/02-2014 по признакам нарушения ООО «Медиа-Тула» Федерального закона «О защите конкуренции»

Номер дела: № 02-02/02-2014
Дата публикации: 6 марта 2014, 16:52

Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2014г.

В полном объеме решение изготовлено 6 марта 2014г.      

 

        Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >

в присутствии представителя ООО «Медиа-Тула» по доверенности 1/14 от 10.01.2014г. < --- >, рассмотрев дело № 02-02/02-2014 по признакам нарушения ООО «Медиа-Тула» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В журнале «Золотой квадрат. Тула» (издатель - ООО «Медиа-Тула»), февраль, 2014г., на странице 72 размещена информационная статья «Голодный игры», над заголовком которой изображен символ олимпийских игр, в виде пяти переплетенных колец  (синего, желтого, черного, зеленого, красного цвета).  

Журнал «Золотой квадрат. Тула» зарегистрирован в качестве средства массовой информации  - периодического печатного издания, свидетельство ПИ № ТУ 71-00175 от 01.02.2011г. выдано Управлением Роскомнадзора по Тульской области.

Основная тема вышеупомянутой статьи – влияние интимных (сексуальных) отношений на результаты спортсменов во время проведения соревнований. Перед наименованием статьи присутствует изображение пяти олимпийских колец, два последних  искажены:  нижнее (зеленое) изображено в виде символа Венеры, верхнее (красное) -  в виде символа Марса (изображения, используемые для обозначения женщин: кольцо, в нижней части которого пересекаются горизонтальная и вертикальная линия, и мужчин: кольцо с диагональной стрелочкой вверх).

Согласно пояснениям ООО «Медиа-Тула», полученным в ходе рассмотрения дела, данная статья является продуктом изготовления  журнала (ООО «Медиа-Тула»), носящим информационный характер, направлена на  привлечение потенциальных читателей указанного  товара- журнала  «Золотой квадрат. Тула».

Указанная статья направлена на привлечение внимания потребителей журналу в целом, в частности, она содержит следующие строки:

- «На небе только и разговоров, что об олимпиаде 2014.  Где уж нам, грешникам,

    торговцам рекламой не податься искушению…»;

- «…а нам, лицам «продажного» характера, надо всеобщее внимание привлечь…»;

-  «…Олимпийские игры наречь отныне - голодными:-)».

Правилом 8 Олимпийской хартии, являющейся сводом основополагающих принципов Олимпизма, правил и официальных разъяснений, принятых Международным олимпийским комитетом (МОК), установлено понятие олимпийский символ - состоящий из пяти переплетенных колец одинакового размера (олимпийские кольца), используемых отдельно, в одном или пяти цветах. При пятицветном использовании это переплетение – слева направо – голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Голубое, черное и красное кольца расположены наверху, а желтое и зеленное внизу. Олимпийский символ символизирует собой деятельность олимпийского движения, союз пяти континентов и  встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.

Под олимпийским обозначением понимается любое визуальное или звуковое воспроизведение какой – либо ассоциации или связи с Олимпийскими играми, олимпийским движением и любой его составляющей части (Правило 14 Олимпийской хартии).

Статьей  1  Найробского договора об охране олимпийского символа от 26.09.1981 (Российская Федерация присоединилось к нему 17.04.1986г.) установлен запрет на использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ.

Настоящее дело возбуждено антимонопольным органом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которым установлено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 Признаки нарушения ООО «Медиа-Тула» антимонопольного законодательства выявлены при осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательств.

ООО «Медиа-Тула» - издатель журнала «Золотой квадрат» - полагает, что им правомерно использовался олимпийский символ в редакционной авторской статье об истории олимпийский игр и поясняет, что при использовании олимпийской символики в  данной статье никак нельзя сделать вывод о принадлежности издания или издателя к Олимпийским или Паралимпийским играм. В обоснование своей позиции ООО «Медиа –Тула» приводит норму пункта 4 статьи 2 Найробского   договора, которая устанавливает,   что государство - участник указанного Договора не обязано запрещать использование олимпийского символа, если он используется средствами массовой информации в целях информации об олимпийском движении или о деятельности, осуществляемой в рамках этого движения.

Данное обоснование не может быть принято Комиссией во  внимание в силу следующего:

Официальными разъяснениями МОК к Правилам 7-14 Олимпийской хартии определено, что при использовании олимпийской эмблемы в любых рекламных, коммерческих целях или для получения прибыли должны выполняться условия,  перечисленные в пунктах 4.9., 4.10. Правил.

Так,  пунктом 4.10.4 разъяснения определено, что использование олимпийской эмблемы должно способствовать  развитию  олимпийского движения и не ущемлять его достоинства; любая ассоциация  между олимпийской эмблемой  и продуктами или услугами запрещена, если такая ассоциация  не совместима с основополагающими принципами Олимпизма или ролью Международного олимпийского комитета в Олимпийской хартии.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007г. № 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр  и  XI паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об олимпийских играх») для целей данной статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символы, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.

Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями  (часть 2 статьи 7 Федерального закона «Об олимпийских играх»).

Доказательств наличия соглашений на право использования олимпийской символики ООО «Медиа Тула»  не представлено.

 Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением требований части 2 статьи 7 Федерального закона «Об олимпийских играх» признается незаконным (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 8 вышеуказанного закона признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика;

2) введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.

Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определено понятие недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

   Согласно части 1  статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

   Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.07.2011г. № 3255/11  определено, что  норма, установленная  частью  1 статьи 8 Федерального закона «Об олимпийских играх» является специальной по отношению к пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции. С учетом этого действия по неправомерному использованию олимпийской символики признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Использование ООО «Медиа-Тула» изображения олимпийских колец недопустимо в соответствии с вышеуказанными нормами (как международного, так и российского законодательства), действия Общества являются недобросовестной конкуренцией, поскольку вышеуказанная статья ООО «Медиа-Тула» не способствует  развитию олимпийского движения, не направлена на продвижение олимпийского движения,  а наоборот,  дискредитирует и порочит олимпийский игры.

 В данном случае олимпийская символика используется для привлечения интереса к статье и к журналу в целом, что является недобросовестной конкуренцией.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 49-50 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Медиа-Тула» нарушившим  часть 1 статьи 14 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Медиа-Тула»  предписание о недопущении действий, которые могут являться нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона  «О защите конкуренции».

3.Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ООО «Медиа-Тула» к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

21 февраля 2014  года                                                                                               г. Тула

 

Комиссия  Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: < ---  >

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 21 февраля 2014 года по делу № 02-02/02-2014  о нарушении ООО «Медиа-Тула»  части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Медиа-Тула»  не допускать действий, которые в нарушение части 1 статьи 14  Федерального закона  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» могут являться актом недобросовестной конкуренции, а именно: прекратить  незаконное использование олимпийской символики  в статьях журнала «Золотой квадрат Тула», не   способствующих развитию  олимпийского движения и ущемляющих его достоинства.

2.О выполнении настоящего предписания  ООО «Медиа-Тула»  сообщить в Тульское УФАС России  в течение десяти дней с момента его получения.

 

                                                                                                                   

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

stdClass Object ( [vid] => 9356 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/02-2014 по признакам нарушения ООО «Медиа-Тула» Федерального закона «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9356 [type] => solution [language] => ru [created] => 1394110411 [changed] => 1394110411 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1394110411 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2014г.

В полном объеме решение изготовлено 6 марта 2014г.      

 

        Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >

в присутствии представителя ООО «Медиа-Тула» по доверенности 1/14 от 10.01.2014г. < --- >, рассмотрев дело № 02-02/02-2014 по признакам нарушения ООО «Медиа-Тула» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В журнале «Золотой квадрат. Тула» (издатель - ООО «Медиа-Тула»), февраль, 2014г., на странице 72 размещена информационная статья «Голодный игры», над заголовком которой изображен символ олимпийских игр, в виде пяти переплетенных колец  (синего, желтого, черного, зеленого, красного цвета).  

Журнал «Золотой квадрат. Тула» зарегистрирован в качестве средства массовой информации  - периодического печатного издания, свидетельство ПИ № ТУ 71-00175 от 01.02.2011г. выдано Управлением Роскомнадзора по Тульской области.

Основная тема вышеупомянутой статьи – влияние интимных (сексуальных) отношений на результаты спортсменов во время проведения соревнований. Перед наименованием статьи присутствует изображение пяти олимпийских колец, два последних  искажены:  нижнее (зеленое) изображено в виде символа Венеры, верхнее (красное) -  в виде символа Марса (изображения, используемые для обозначения женщин: кольцо, в нижней части которого пересекаются горизонтальная и вертикальная линия, и мужчин: кольцо с диагональной стрелочкой вверх).

Согласно пояснениям ООО «Медиа-Тула», полученным в ходе рассмотрения дела, данная статья является продуктом изготовления  журнала (ООО «Медиа-Тула»), носящим информационный характер, направлена на  привлечение потенциальных читателей указанного  товара- журнала  «Золотой квадрат. Тула».

Указанная статья направлена на привлечение внимания потребителей журналу в целом, в частности, она содержит следующие строки:

- «На небе только и разговоров, что об олимпиаде 2014.  Где уж нам, грешникам,

    торговцам рекламой не податься искушению…»;

- «…а нам, лицам «продажного» характера, надо всеобщее внимание привлечь…»;

-  «…Олимпийские игры наречь отныне - голодными:-)».

Правилом 8 Олимпийской хартии, являющейся сводом основополагающих принципов Олимпизма, правил и официальных разъяснений, принятых Международным олимпийским комитетом (МОК), установлено понятие олимпийский символ - состоящий из пяти переплетенных колец одинакового размера (олимпийские кольца), используемых отдельно, в одном или пяти цветах. При пятицветном использовании это переплетение – слева направо – голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Голубое, черное и красное кольца расположены наверху, а желтое и зеленное внизу. Олимпийский символ символизирует собой деятельность олимпийского движения, союз пяти континентов и  встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.

Под олимпийским обозначением понимается любое визуальное или звуковое воспроизведение какой – либо ассоциации или связи с Олимпийскими играми, олимпийским движением и любой его составляющей части (Правило 14 Олимпийской хартии).

Статьей  1  Найробского договора об охране олимпийского символа от 26.09.1981 (Российская Федерация присоединилось к нему 17.04.1986г.) установлен запрет на использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ.

Настоящее дело возбуждено антимонопольным органом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которым установлено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 Признаки нарушения ООО «Медиа-Тула» антимонопольного законодательства выявлены при осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательств.

ООО «Медиа-Тула» - издатель журнала «Золотой квадрат» - полагает, что им правомерно использовался олимпийский символ в редакционной авторской статье об истории олимпийский игр и поясняет, что при использовании олимпийской символики в  данной статье никак нельзя сделать вывод о принадлежности издания или издателя к Олимпийским или Паралимпийским играм. В обоснование своей позиции ООО «Медиа –Тула» приводит норму пункта 4 статьи 2 Найробского   договора, которая устанавливает,   что государство - участник указанного Договора не обязано запрещать использование олимпийского символа, если он используется средствами массовой информации в целях информации об олимпийском движении или о деятельности, осуществляемой в рамках этого движения.

Данное обоснование не может быть принято Комиссией во  внимание в силу следующего:

Официальными разъяснениями МОК к Правилам 7-14 Олимпийской хартии определено, что при использовании олимпийской эмблемы в любых рекламных, коммерческих целях или для получения прибыли должны выполняться условия,  перечисленные в пунктах 4.9., 4.10. Правил.

Так,  пунктом 4.10.4 разъяснения определено, что использование олимпийской эмблемы должно способствовать  развитию  олимпийского движения и не ущемлять его достоинства; любая ассоциация  между олимпийской эмблемой  и продуктами или услугами запрещена, если такая ассоциация  не совместима с основополагающими принципами Олимпизма или ролью Международного олимпийского комитета в Олимпийской хартии.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007г. № 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр  и  XI паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об олимпийских играх») для целей данной статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символы, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.

Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями  (часть 2 статьи 7 Федерального закона «Об олимпийских играх»).

Доказательств наличия соглашений на право использования олимпийской символики ООО «Медиа Тула»  не представлено.

 Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением требований части 2 статьи 7 Федерального закона «Об олимпийских играх» признается незаконным (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 8 вышеуказанного закона признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика;

2) введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.

Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определено понятие недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

   Согласно части 1  статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

   Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.07.2011г. № 3255/11  определено, что  норма, установленная  частью  1 статьи 8 Федерального закона «Об олимпийских играх» является специальной по отношению к пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции. С учетом этого действия по неправомерному использованию олимпийской символики признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Использование ООО «Медиа-Тула» изображения олимпийских колец недопустимо в соответствии с вышеуказанными нормами (как международного, так и российского законодательства), действия Общества являются недобросовестной конкуренцией, поскольку вышеуказанная статья ООО «Медиа-Тула» не способствует  развитию олимпийского движения, не направлена на продвижение олимпийского движения,  а наоборот,  дискредитирует и порочит олимпийский игры.

 В данном случае олимпийская символика используется для привлечения интереса к статье и к журналу в целом, что является недобросовестной конкуренцией.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 49-50 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Медиа-Тула» нарушившим  часть 1 статьи 14 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Медиа-Тула»  предписание о недопущении действий, которые могут являться нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона  «О защите конкуренции».

3.Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ООО «Медиа-Тула» к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

21 февраля 2014  года                                                                                               г. Тула

 

Комиссия  Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: < ---  >

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 21 февраля 2014 года по делу № 02-02/02-2014  о нарушении ООО «Медиа-Тула»  части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Медиа-Тула»  не допускать действий, которые в нарушение части 1 статьи 14  Федерального закона  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» могут являться актом недобросовестной конкуренции, а именно: прекратить  незаконное использование олимпийской символики  в статьях журнала «Золотой квадрат Тула», не   способствующих развитию  олимпийского движения и ущемляющих его достоинства.

2.О выполнении настоящего предписания  ООО «Медиа-Тула»  сообщить в Тульское УФАС России  в течение десяти дней с момента его получения.

 

                                                                                                                   

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2014г.

В полном объеме решение изготовлено 6 марта 2014г.      

 

        Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >

в присутствии представителя ООО «Медиа-Тула» по доверенности 1/14 от 10.01.2014г. < --- >, рассмотрев дело № 02-02/02-2014 по признакам нарушения ООО «Медиа-Тула» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В журнале «Золотой квадрат. Тула» (издатель - ООО «Медиа-Тула»), февраль, 2014г., на странице 72 размещена информационная статья «Голодный игры», над заголовком которой изображен символ олимпийских игр, в виде пяти переплетенных колец  (синего, желтого, черного, зеленого, красного цвета).  

Журнал «Золотой квадрат. Тула» зарегистрирован в качестве средства массовой информации  - периодического печатного издания, свидетельство ПИ № ТУ 71-00175 от 01.02.2011г. выдано Управлением Роскомнадзора по Тульской области.

Основная тема вышеупомянутой статьи – влияние интимных (сексуальных) отношений на результаты спортсменов во время проведения соревнований. Перед наименованием статьи присутствует изображение пяти олимпийских колец, два последних  искажены:  нижнее (зеленое) изображено в виде символа Венеры, верхнее (красное) -  в виде символа Марса (изображения, используемые для обозначения женщин: кольцо, в нижней части которого пересекаются горизонтальная и вертикальная линия, и мужчин: кольцо с диагональной стрелочкой вверх).

Согласно пояснениям ООО «Медиа-Тула», полученным в ходе рассмотрения дела, данная статья является продуктом изготовления  журнала (ООО «Медиа-Тула»), носящим информационный характер, направлена на  привлечение потенциальных читателей указанного  товара- журнала  «Золотой квадрат. Тула».

Указанная статья направлена на привлечение внимания потребителей журналу в целом, в частности, она содержит следующие строки:

- «На небе только и разговоров, что об олимпиаде 2014.  Где уж нам, грешникам,

    торговцам рекламой не податься искушению…»;

- «…а нам, лицам «продажного» характера, надо всеобщее внимание привлечь…»;

-  «…Олимпийские игры наречь отныне - голодными:-)».

Правилом 8 Олимпийской хартии, являющейся сводом основополагающих принципов Олимпизма, правил и официальных разъяснений, принятых Международным олимпийским комитетом (МОК), установлено понятие олимпийский символ - состоящий из пяти переплетенных колец одинакового размера (олимпийские кольца), используемых отдельно, в одном или пяти цветах. При пятицветном использовании это переплетение – слева направо – голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Голубое, черное и красное кольца расположены наверху, а желтое и зеленное внизу. Олимпийский символ символизирует собой деятельность олимпийского движения, союз пяти континентов и  встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.

Под олимпийским обозначением понимается любое визуальное или звуковое воспроизведение какой – либо ассоциации или связи с Олимпийскими играми, олимпийским движением и любой его составляющей части (Правило 14 Олимпийской хартии).

Статьей  1  Найробского договора об охране олимпийского символа от 26.09.1981 (Российская Федерация присоединилось к нему 17.04.1986г.) установлен запрет на использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ.

Настоящее дело возбуждено антимонопольным органом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которым установлено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 Признаки нарушения ООО «Медиа-Тула» антимонопольного законодательства выявлены при осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательств.

ООО «Медиа-Тула» - издатель журнала «Золотой квадрат» - полагает, что им правомерно использовался олимпийский символ в редакционной авторской статье об истории олимпийский игр и поясняет, что при использовании олимпийской символики в  данной статье никак нельзя сделать вывод о принадлежности издания или издателя к Олимпийским или Паралимпийским играм. В обоснование своей позиции ООО «Медиа –Тула» приводит норму пункта 4 статьи 2 Найробского   договора, которая устанавливает,   что государство - участник указанного Договора не обязано запрещать использование олимпийского символа, если он используется средствами массовой информации в целях информации об олимпийском движении или о деятельности, осуществляемой в рамках этого движения.

Данное обоснование не может быть принято Комиссией во  внимание в силу следующего:

Официальными разъяснениями МОК к Правилам 7-14 Олимпийской хартии определено, что при использовании олимпийской эмблемы в любых рекламных, коммерческих целях или для получения прибыли должны выполняться условия,  перечисленные в пунктах 4.9., 4.10. Правил.

Так,  пунктом 4.10.4 разъяснения определено, что использование олимпийской эмблемы должно способствовать  развитию  олимпийского движения и не ущемлять его достоинства; любая ассоциация  между олимпийской эмблемой  и продуктами или услугами запрещена, если такая ассоциация  не совместима с основополагающими принципами Олимпизма или ролью Международного олимпийского комитета в Олимпийской хартии.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007г. № 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр  и  XI паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об олимпийских играх») для целей данной статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символы, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.

Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями  (часть 2 статьи 7 Федерального закона «Об олимпийских играх»).

Доказательств наличия соглашений на право использования олимпийской символики ООО «Медиа Тула»  не представлено.

 Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением требований части 2 статьи 7 Федерального закона «Об олимпийских играх» признается незаконным (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 8 вышеуказанного закона признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика;

2) введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.

Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определено понятие недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

   Согласно части 1  статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

   Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.07.2011г. № 3255/11  определено, что  норма, установленная  частью  1 статьи 8 Федерального закона «Об олимпийских играх» является специальной по отношению к пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции. С учетом этого действия по неправомерному использованию олимпийской символики признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Использование ООО «Медиа-Тула» изображения олимпийских колец недопустимо в соответствии с вышеуказанными нормами (как международного, так и российского законодательства), действия Общества являются недобросовестной конкуренцией, поскольку вышеуказанная статья ООО «Медиа-Тула» не способствует  развитию олимпийского движения, не направлена на продвижение олимпийского движения,  а наоборот,  дискредитирует и порочит олимпийский игры.

 В данном случае олимпийская символика используется для привлечения интереса к статье и к журналу в целом, что является недобросовестной конкуренцией.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 49-50 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Медиа-Тула» нарушившим  часть 1 статьи 14 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Медиа-Тула»  предписание о недопущении действий, которые могут являться нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона  «О защите конкуренции».

3.Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ООО «Медиа-Тула» к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

21 февраля 2014  года                                                                                               г. Тула

 

Комиссия  Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: < ---  >

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 21 февраля 2014 года по делу № 02-02/02-2014  о нарушении ООО «Медиа-Тула»  части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Медиа-Тула»  не допускать действий, которые в нарушение части 1 статьи 14  Федерального закона  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» могут являться актом недобросовестной конкуренции, а именно: прекратить  незаконное использование олимпийской символики  в статьях журнала «Золотой квадрат Тула», не   способствующих развитию  олимпийского движения и ущемляющих его достоинства.

2.О выполнении настоящего предписания  ООО «Медиа-Тула»  сообщить в Тульское УФАС России  в течение десяти дней с момента его получения.

 

                                                                                                                   

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 02-02/02-2014 [format] => [safe_value] => № 02-02/02-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан - защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-06 12:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-06 10:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1394110411 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )