РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/20-2013 по признакам нарушения ОАО «Тульские городские электрические сети» Федерального закона «О защите конкуренции»

Номер дела: № 02-02/20-2013
Дата публикации: 9 августа 2013, 10:18

Резолютивная часть решения оглашена 30 июля  2013г.

В полном объеме решение изготовлено 9 августа 2013г.        

 

 

       Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, при участии лиц:

< --- > - представителя ОАО «Тульские городские электрические сети» по доверенности № 68 от 17.07.2013г.;

< --- > не явился, уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев дело № 02-02/20-2013 по признакам нарушения ОАО «Тульские городские  электрические сети» (далее ОАО «ТГЭС»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило заявление гр. Воронина С.А. (вх. № 3071 от 28.06..2013г.) по вопросу ущемления его интересов действиями (бездействием) ОАО «ТГЭС», а именно, неисполнение Обществом  обязанности по технологическому присоединению к сетям энергопринимающих устройств потребителя, вводного устройства производственно-офисного здания, расположенного по адресу: г. Тула, Одоевское ш./ул. Санаторная, д. 53/56.

ОАО «ТГЭС» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии.

Приказом Тульского УФАС России от 30.03.2009г. № 58  ОАО «ТГЭС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии  (ОКВЭД 40.10.2), в географических границах г. Тула, пгт Хомяково, пгт Призаводской рудник, с. Маслово, с. Глухие Поляны, д. Судаково, д. Тихвинка, д. Варваровка, д. Ивановка Ленинского района Тульской области,  по границе балансовой принадлежности электрических сетей Общества, с долей более 50 процентов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.03.2011 № 199-э ОАО «ТГЭС» внесено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 71.1.4.

Согласно  части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Следовательно, ОАО «ТГЭС» занимает доминирующее положение на рынке услуг  по передаче электрической энергии в вышеуказанных географических границах, с долей более 50 %.

Статьей 3 Федерального закона  от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») определено понятие территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 ФЗ «Об электроэнергетике», возникает у сетевой организации, в данном случае у ОАО «ТГЭС», в силу статьи 26 указанного закона по договора об осуществлении технологического присоединении  и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Исходя из статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторное заключение такого договора не предполагается, следовательно, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. Соответственно, данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по  технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение, таким образом,   технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Частью 1 статьи ФЗ «Об электроэнергетики» установлено, что  технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

  В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее – Правила) независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, к числу которых относятся и физические лица,  максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), сетевая организация обязана заключить с таким физическим лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно подпункту «Б» пункта 16 Правил,  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей  - физических лиц не может превышать 6 месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как следует из материалов антимонопольного дела, 30.01.2012г. гр. Воронин С.А. обратился в сетевую организацию – ОАО «ТГЭС» с заявкой на технологическое присоединение объектов производственно-офисного здания по адресу: г. Тула, Одоевское шоссе, 53/ ул. Санаторная,56, максимальная мощность присоединяемых устройств – 10,5 кВт  дополнительно к существующим 4.5 кВт.

15.03.2012г. между гр. < --- > и ОАО «ТГЭС» заключен договор № 60  об осуществлении технологического присоединениями к электрическим сетям, условиями которого предусмотрено, что:

- срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего Договора (пункт 1.5. Договора);

- сетевая организация (ОАО «ТГЭС») обязана:

  • в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня уведомления Заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществлять проверку выполнения технических условий Заявителем, провести с участием Заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя (пункт 2.1.2 Договора);
  •   не позднее 6 (шести) месяцев со дня проведения осмотра (обследования) указанного в пункте 2.1.2, с соблюдением срока, установленного в пункте 1.5. настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии Заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (пункт 2.1.3 Договора).

10.12.2012г. гр. < --- > уведомил ОАО «ТГЭС» (вх. Общества от 11.12.2012г.) о выполнении им своих обязанностей согласно техническим условиям от 14.02.2012г. № 101  и о готовности электроустановки к осмотру (на письме имеются отметки сотрудников Общества, свидетельствующие о  получении).

04.03.2013г. гр. < --- > вновь обратился в сетевую организацию с разъяснениями о сроках возможного  технологического присоединения.  Из ответа ОАО «ТГЭС»  (исх.  № 01-07-02/1192 от 19.04.2012г.)  на данное обращение следует, что  связи с проведением процедуры по выбору подрядной организации для проведения проектных и монтажных работ, ориентировочный срок выполнения электромонтажных работ  20.05.2013г. 

Однако ни  в шестимесячный срок, ни 25.05.2013г. ОАО «ТГЭС» не выполнило  обязательство по технологическому присоединению объектов гр. < --- >.

 Никаких уведомлений о продлении сроков технологического присоединения < --- > ОАО «ТГЭС» не направляло, дополнительных соглашений к договору технологического присоединения  с ним не заключало.

 Таким образом, ОАО «ТГЭС»  со своей стороны не предприняло всех  необходимых мер по исполнению своих обязательств по техусловиям и договору: не начало заблаговременно вести  переговоры с подрядчиками; своевременно не довело до гр. Воронина С.А. информацию о возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить взятые на себя обязательства в установленный договором срок; не заключило с ним дополнительного  соглашения о продлении сроков исполнения обязательств. 

   Не осуществление в установленный срок технологического присоединения объекта заявителя к сетям общества, бездействие общества по обращению гр.< --- > о выполнении обязательств по договору, неоправданно затянуло процесс технологического присоединения, результатом чего явилось ущемление прав заявителя.

 В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 24.07.2013г. в ходе рассмотрения настоящего дела представителем ОАО «ТГЭС» Сидоровой С.Б. заявлено, что Обществом предпринята попытка осуществить  технологическое подключение гр. < --- >,  однако в результате технического сбоя электрооборудования  подключение не состоялось.

Для подтверждения указанных обстоятельств  Комиссией, в соответствии со статьей 46 Федерального закона «О защите конкуренции», объявлен перерыв рассмотрения настоящего дела сроком до 30.07.2013г.

30.07.2013г. на рассмотрение дела представителем ОАО «ТГЭС» < --- > подтвержден факт технологического присоединения объекта гр. < --- > к сетям сетевой организации и  представлены копии:

  • акта допуска прибора учета  в эксплуатацию от 24.07.2013г.;
  • акта о технологическом присоединении от 24.07.2013г.
  • акта выполненных работ от 24.07.2013г.

Таким образом, на момент принятия Комиссией решения ОАО «ТГЭС» добровольно прекращено нарушение антимонопольного законодательства, объект гр. < --- > технологически присоединен к сетям  ОАО «ТГЭС»

При таких обстоятельствах Комиссия Тульского УФАС России приходит к выводу о  нецелесообразности выдачи предписания ОАО «ТГЭС», поскольку нарушение (на момент принятия решения) отсутствует. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 48-49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории города Тула, с долей более 50 процентов.

2. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Дело в отношении ОАО «Тульские городские электрические» прекратить в связи с добровольным устранением нарушений  антимонопольного законодательства. 

4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9481 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/20-2013 по признакам нарушения ОАО «Тульские городские электрические сети» Федерального закона «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9481 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398234309 [changed] => 1398234353 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398234353 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 30 июля  2013г.

В полном объеме решение изготовлено 9 августа 2013г.        

 

 

       Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, при участии лиц:

< --- > - представителя ОАО «Тульские городские электрические сети» по доверенности № 68 от 17.07.2013г.;

< --- > не явился, уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев дело № 02-02/20-2013 по признакам нарушения ОАО «Тульские городские  электрические сети» (далее ОАО «ТГЭС»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило заявление гр. Воронина С.А. (вх. № 3071 от 28.06..2013г.) по вопросу ущемления его интересов действиями (бездействием) ОАО «ТГЭС», а именно, неисполнение Обществом  обязанности по технологическому присоединению к сетям энергопринимающих устройств потребителя, вводного устройства производственно-офисного здания, расположенного по адресу: г. Тула, Одоевское ш./ул. Санаторная, д. 53/56.

ОАО «ТГЭС» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии.

Приказом Тульского УФАС России от 30.03.2009г. № 58  ОАО «ТГЭС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии  (ОКВЭД 40.10.2), в географических границах г. Тула, пгт Хомяково, пгт Призаводской рудник, с. Маслово, с. Глухие Поляны, д. Судаково, д. Тихвинка, д. Варваровка, д. Ивановка Ленинского района Тульской области,  по границе балансовой принадлежности электрических сетей Общества, с долей более 50 процентов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.03.2011 № 199-э ОАО «ТГЭС» внесено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 71.1.4.

Согласно  части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Следовательно, ОАО «ТГЭС» занимает доминирующее положение на рынке услуг  по передаче электрической энергии в вышеуказанных географических границах, с долей более 50 %.

Статьей 3 Федерального закона  от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») определено понятие территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 ФЗ «Об электроэнергетике», возникает у сетевой организации, в данном случае у ОАО «ТГЭС», в силу статьи 26 указанного закона по договора об осуществлении технологического присоединении  и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Исходя из статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторное заключение такого договора не предполагается, следовательно, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. Соответственно, данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по  технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение, таким образом,   технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Частью 1 статьи ФЗ «Об электроэнергетики» установлено, что  технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

  В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее – Правила) независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, к числу которых относятся и физические лица,  максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), сетевая организация обязана заключить с таким физическим лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно подпункту «Б» пункта 16 Правил,  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей  - физических лиц не может превышать 6 месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как следует из материалов антимонопольного дела, 30.01.2012г. гр. Воронин С.А. обратился в сетевую организацию – ОАО «ТГЭС» с заявкой на технологическое присоединение объектов производственно-офисного здания по адресу: г. Тула, Одоевское шоссе, 53/ ул. Санаторная,56, максимальная мощность присоединяемых устройств – 10,5 кВт  дополнительно к существующим 4.5 кВт.

15.03.2012г. между гр. < --- > и ОАО «ТГЭС» заключен договор № 60  об осуществлении технологического присоединениями к электрическим сетям, условиями которого предусмотрено, что:

- срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего Договора (пункт 1.5. Договора);

- сетевая организация (ОАО «ТГЭС») обязана:

  • в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня уведомления Заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществлять проверку выполнения технических условий Заявителем, провести с участием Заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя (пункт 2.1.2 Договора);
  •   не позднее 6 (шести) месяцев со дня проведения осмотра (обследования) указанного в пункте 2.1.2, с соблюдением срока, установленного в пункте 1.5. настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии Заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (пункт 2.1.3 Договора).

10.12.2012г. гр. < --- > уведомил ОАО «ТГЭС» (вх. Общества от 11.12.2012г.) о выполнении им своих обязанностей согласно техническим условиям от 14.02.2012г. № 101  и о готовности электроустановки к осмотру (на письме имеются отметки сотрудников Общества, свидетельствующие о  получении).

04.03.2013г. гр. < --- > вновь обратился в сетевую организацию с разъяснениями о сроках возможного  технологического присоединения.  Из ответа ОАО «ТГЭС»  (исх.  № 01-07-02/1192 от 19.04.2012г.)  на данное обращение следует, что  связи с проведением процедуры по выбору подрядной организации для проведения проектных и монтажных работ, ориентировочный срок выполнения электромонтажных работ  20.05.2013г. 

Однако ни  в шестимесячный срок, ни 25.05.2013г. ОАО «ТГЭС» не выполнило  обязательство по технологическому присоединению объектов гр. < --- >.

 Никаких уведомлений о продлении сроков технологического присоединения < --- > ОАО «ТГЭС» не направляло, дополнительных соглашений к договору технологического присоединения  с ним не заключало.

 Таким образом, ОАО «ТГЭС»  со своей стороны не предприняло всех  необходимых мер по исполнению своих обязательств по техусловиям и договору: не начало заблаговременно вести  переговоры с подрядчиками; своевременно не довело до гр. Воронина С.А. информацию о возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить взятые на себя обязательства в установленный договором срок; не заключило с ним дополнительного  соглашения о продлении сроков исполнения обязательств. 

   Не осуществление в установленный срок технологического присоединения объекта заявителя к сетям общества, бездействие общества по обращению гр.< --- > о выполнении обязательств по договору, неоправданно затянуло процесс технологического присоединения, результатом чего явилось ущемление прав заявителя.

 В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 24.07.2013г. в ходе рассмотрения настоящего дела представителем ОАО «ТГЭС» Сидоровой С.Б. заявлено, что Обществом предпринята попытка осуществить  технологическое подключение гр. < --- >,  однако в результате технического сбоя электрооборудования  подключение не состоялось.

Для подтверждения указанных обстоятельств  Комиссией, в соответствии со статьей 46 Федерального закона «О защите конкуренции», объявлен перерыв рассмотрения настоящего дела сроком до 30.07.2013г.

30.07.2013г. на рассмотрение дела представителем ОАО «ТГЭС» < --- > подтвержден факт технологического присоединения объекта гр. < --- > к сетям сетевой организации и  представлены копии:

  • акта допуска прибора учета  в эксплуатацию от 24.07.2013г.;
  • акта о технологическом присоединении от 24.07.2013г.
  • акта выполненных работ от 24.07.2013г.

Таким образом, на момент принятия Комиссией решения ОАО «ТГЭС» добровольно прекращено нарушение антимонопольного законодательства, объект гр. < --- > технологически присоединен к сетям  ОАО «ТГЭС»

При таких обстоятельствах Комиссия Тульского УФАС России приходит к выводу о  нецелесообразности выдачи предписания ОАО «ТГЭС», поскольку нарушение (на момент принятия решения) отсутствует. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 48-49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории города Тула, с долей более 50 процентов.

2. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Дело в отношении ОАО «Тульские городские электрические» прекратить в связи с добровольным устранением нарушений  антимонопольного законодательства. 

4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 30 июля  2013г.

В полном объеме решение изготовлено 9 августа 2013г.        

 

 

       Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, при участии лиц:

< --- > - представителя ОАО «Тульские городские электрические сети» по доверенности № 68 от 17.07.2013г.;

< --- > не явился, уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев дело № 02-02/20-2013 по признакам нарушения ОАО «Тульские городские  электрические сети» (далее ОАО «ТГЭС»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило заявление гр. Воронина С.А. (вх. № 3071 от 28.06..2013г.) по вопросу ущемления его интересов действиями (бездействием) ОАО «ТГЭС», а именно, неисполнение Обществом  обязанности по технологическому присоединению к сетям энергопринимающих устройств потребителя, вводного устройства производственно-офисного здания, расположенного по адресу: г. Тула, Одоевское ш./ул. Санаторная, д. 53/56.

ОАО «ТГЭС» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии.

Приказом Тульского УФАС России от 30.03.2009г. № 58  ОАО «ТГЭС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии  (ОКВЭД 40.10.2), в географических границах г. Тула, пгт Хомяково, пгт Призаводской рудник, с. Маслово, с. Глухие Поляны, д. Судаково, д. Тихвинка, д. Варваровка, д. Ивановка Ленинского района Тульской области,  по границе балансовой принадлежности электрических сетей Общества, с долей более 50 процентов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.03.2011 № 199-э ОАО «ТГЭС» внесено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 71.1.4.

Согласно  части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Следовательно, ОАО «ТГЭС» занимает доминирующее положение на рынке услуг  по передаче электрической энергии в вышеуказанных географических границах, с долей более 50 %.

Статьей 3 Федерального закона  от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») определено понятие территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 ФЗ «Об электроэнергетике», возникает у сетевой организации, в данном случае у ОАО «ТГЭС», в силу статьи 26 указанного закона по договора об осуществлении технологического присоединении  и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Исходя из статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторное заключение такого договора не предполагается, следовательно, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. Соответственно, данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по  технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение, таким образом,   технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Частью 1 статьи ФЗ «Об электроэнергетики» установлено, что  технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

  В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее – Правила) независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, к числу которых относятся и физические лица,  максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), сетевая организация обязана заключить с таким физическим лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно подпункту «Б» пункта 16 Правил,  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей  - физических лиц не может превышать 6 месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как следует из материалов антимонопольного дела, 30.01.2012г. гр. Воронин С.А. обратился в сетевую организацию – ОАО «ТГЭС» с заявкой на технологическое присоединение объектов производственно-офисного здания по адресу: г. Тула, Одоевское шоссе, 53/ ул. Санаторная,56, максимальная мощность присоединяемых устройств – 10,5 кВт  дополнительно к существующим 4.5 кВт.

15.03.2012г. между гр. < --- > и ОАО «ТГЭС» заключен договор № 60  об осуществлении технологического присоединениями к электрическим сетям, условиями которого предусмотрено, что:

- срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего Договора (пункт 1.5. Договора);

- сетевая организация (ОАО «ТГЭС») обязана:

  • в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня уведомления Заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществлять проверку выполнения технических условий Заявителем, провести с участием Заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя (пункт 2.1.2 Договора);
  •   не позднее 6 (шести) месяцев со дня проведения осмотра (обследования) указанного в пункте 2.1.2, с соблюдением срока, установленного в пункте 1.5. настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии Заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (пункт 2.1.3 Договора).

10.12.2012г. гр. < --- > уведомил ОАО «ТГЭС» (вх. Общества от 11.12.2012г.) о выполнении им своих обязанностей согласно техническим условиям от 14.02.2012г. № 101  и о готовности электроустановки к осмотру (на письме имеются отметки сотрудников Общества, свидетельствующие о  получении).

04.03.2013г. гр. < --- > вновь обратился в сетевую организацию с разъяснениями о сроках возможного  технологического присоединения.  Из ответа ОАО «ТГЭС»  (исх.  № 01-07-02/1192 от 19.04.2012г.)  на данное обращение следует, что  связи с проведением процедуры по выбору подрядной организации для проведения проектных и монтажных работ, ориентировочный срок выполнения электромонтажных работ  20.05.2013г. 

Однако ни  в шестимесячный срок, ни 25.05.2013г. ОАО «ТГЭС» не выполнило  обязательство по технологическому присоединению объектов гр. < --- >.

 Никаких уведомлений о продлении сроков технологического присоединения < --- > ОАО «ТГЭС» не направляло, дополнительных соглашений к договору технологического присоединения  с ним не заключало.

 Таким образом, ОАО «ТГЭС»  со своей стороны не предприняло всех  необходимых мер по исполнению своих обязательств по техусловиям и договору: не начало заблаговременно вести  переговоры с подрядчиками; своевременно не довело до гр. Воронина С.А. информацию о возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить взятые на себя обязательства в установленный договором срок; не заключило с ним дополнительного  соглашения о продлении сроков исполнения обязательств. 

   Не осуществление в установленный срок технологического присоединения объекта заявителя к сетям общества, бездействие общества по обращению гр.< --- > о выполнении обязательств по договору, неоправданно затянуло процесс технологического присоединения, результатом чего явилось ущемление прав заявителя.

 В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 24.07.2013г. в ходе рассмотрения настоящего дела представителем ОАО «ТГЭС» Сидоровой С.Б. заявлено, что Обществом предпринята попытка осуществить  технологическое подключение гр. < --- >,  однако в результате технического сбоя электрооборудования  подключение не состоялось.

Для подтверждения указанных обстоятельств  Комиссией, в соответствии со статьей 46 Федерального закона «О защите конкуренции», объявлен перерыв рассмотрения настоящего дела сроком до 30.07.2013г.

30.07.2013г. на рассмотрение дела представителем ОАО «ТГЭС» < --- > подтвержден факт технологического присоединения объекта гр. < --- > к сетям сетевой организации и  представлены копии:

  • акта допуска прибора учета  в эксплуатацию от 24.07.2013г.;
  • акта о технологическом присоединении от 24.07.2013г.
  • акта выполненных работ от 24.07.2013г.

Таким образом, на момент принятия Комиссией решения ОАО «ТГЭС» добровольно прекращено нарушение антимонопольного законодательства, объект гр. < --- > технологически присоединен к сетям  ОАО «ТГЭС»

При таких обстоятельствах Комиссия Тульского УФАС России приходит к выводу о  нецелесообразности выдачи предписания ОАО «ТГЭС», поскольку нарушение (на момент принятия решения) отсутствует. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 48-49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории города Тула, с долей более 50 процентов.

2. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Дело в отношении ОАО «Тульские городские электрические» прекратить в связи с добровольным устранением нарушений  антимонопольного законодательства. 

4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 02-02/20-2013 [format] => [safe_value] => № 02-02/20-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-09 06:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-30 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398234309 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )