ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АП 02-11/44-2014

Номер дела: № АП 02-11/44-2014
Дата публикации: 6 мая 2014, 15:43

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области < --- >, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № АП 02-11/44-2014, возбужденного в отношении ОАО «Тулагорводоканал», (г. Тула, Демидовская плотина, д. 8, ИНН 7105504223) в отсутствие законного представителя, уведомленного надлежащим образом, в присутствии защитника (представителя) по доверенности № 63-юр от 09.04.2014г.  < --- >

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по результатам рассмотрения дела № 02-02/30-2013 ОАО «Тулагорводоканал» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поводом для возбуждения антимонопольного дела послужило поступившее в Управление заявление гражданина < --- >. (вх. № 4469 от 06.09.2013г.) по вопросу ущемления его прав ОАО «Тулагорводоканал» путем несогласования проектной документации о присоединении к сетям водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Тула, 6-ой Полюсный проезд, д. 23, разработанной ИП Авериной Е.Н. по заказу заявителя в соответствии с техническими условиями к договору № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г.

Статья 2 Федерального закона от 07.12.2011г. №  416–ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении») определяет следующие понятия:

водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;

канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам;

организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Нормами статьи 18 Федерального закона «О водоснабжении» установлена обязанность организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по заключению договора с заявителем о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) при наличии технической возможности подключения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения (водоотведения).

Следовательно, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по водоснабжению и водоотведению, т.е., услуги по технологическому присоединению охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по водоснабжению и водоотведению.

ОАО «Тулагорводоканал» осуществляет оказание услуг по водоснабжению и водоотведению в городе Туле.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги  водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъекта естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Приказами Тульского УФАС России № 7 от 06.02.2007г. и № 119 от 29.06.2009 ОАО «Тулагорводоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, на товарном рынке «Водоснабжение и водоотведение» (ОКВЭД 41.00; 90.00.1) в географических границах г. Тула по границе балансовой принадлежности сетей ОАО «Тулагорводоканал» с долей более 50 процентов.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту  возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, признается доминирующим, если доля его на рынке определенного товара превышает 50%.

В силу вышеизложенного, ОАО «Тулагорводоканал» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке  водоснабжения и водоотведения  в географических границах г. Тулы по границе балансовой принадлежности сетей  Общества.

Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, регулируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83, далее - Правила № 83). 

         В соответствии с пунктом 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий  определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.  

Из материалов антимонопольного дела следует, что гр. < --- > 22.05.2013г. обратился в ОАО «Тулагорводоканал» по вопросу выдачи технических условий на подключение объекта - жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: г. Тула, проезд 6-й Полюсный, к сетям водоснабжения и водоотведения Общества.

ОАО «Тулагорводоканал» были  выданы гр. < --- > технические условия № 2-37/2388-13 от 03.06.2013г.  подключения вышеуказанного объекта к коммунальным сетям водоснабжения и водоотведения, обслуживаемым Обществом, сроком действия – 3 года.

  14 июня 2013 года между ОАО «Тулагорводоканал» и гражданином < --- > заключен договор № 2-37/2587-13 о подключении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, проезд 6-й Полюсный к сетям водоснабжения и водоотведения, пунктом 1.5 которого определено, что местоположение точек подключения к сетям водоснабжения и водоотведения определено в условиях подключения объекта (приложения №№ 2, 3), являющихся неотъемлемой частью договора.

  Условиями подключения объекта капитального строительства Заказчика к сетям водоотведения  (приложение № 3 к  договору) определено:

- пункт1 - «Точка присоединения объекта к системам водоотведения:  возможно присоединение в сеть канализации Д=200мм (керамика), проходящую в районе жилого дома № 21, в существующий колодец»;

  Условиями подключения объекта капитального строительства Заказчика к сетям водоснабжения  (приложение № 2 к  договору) определено:

-  пункт 1 – «Точка присоединения объекта в системам водоснабжения: возможно от сети водопровода Д-= 150 мм, проходящей по 5-ому Полюсному проезду. Разрешение на подключение имеется. При необходимости получить разрешение от всех владельцев уличной сети водопровода. При непредставлении разрешения условия подключения считать недействительными».

 Кроме того, Условиями подключения на Заказчика - < --- > возложены следующие обязанности:

- «Заказчик за свой счет осуществляет проектирование, монтаж и эксплуатацию узла учета расхода сточных вод и средств измерений объема стоков» (пункт 6 приложения 2, пункт 5 приложения 3);

- Заказчик обязан  согласовать проектную  документацию с ОАО «Тулагорводоканал» (пункты 7, 9 приложения 2, пункты 6, 9 приложения 3).

По заказу гр. < --- > ИП Аверина Е.Н. разработала проектную документацию присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения в соответствии с договором № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г. и прилагаемыми к нему техническими условиями.

21.08.2013г. < --- > представил в ОАО «Тулагорводоканал» вышеуказанную проектную документацию для согласования.

Однако ОАО «Тулагорводоканал» отказало в согласовании проектной документации (исх. № 2-37/4024-13 от 27.08.13г.), указав на необходимость выполнения следующих требований:

  1. Выполнить подключение в существующий канализационный колодец на сети канализации Ду=200мм, проходящей по 6-му Полюсному проезду в районе жилых домов № 22, 20, 19;
  2. Предусмотреть нормативное расстояние от границ земельного участка жилого дома № 28 до проектируемой сети  водопровода или предварительно согласовать с владельцем участка.

            Одновременно < --- >  предложено откорректировать проект и устранить данные замечания.

            В обоснование своих требований ОАО  «Тулагорводоканал» приводило следующие доводы (исх. № 2-24/4557-13 от 26.09.13, № 2-27/5648-13 от 22.11.13, № 2-27/6262-13 от 27.12.13):

- согласие Заявителя запроектировать сеть канализации дома № 23 подтверждается подписанием договора и приложений к нему;

-  в представленном Заявителем проекте нарушены требования приложения 3 к договору о подключении, указанная в Условиях подключения точка присоединения располагается в районе жилых домов №№ 19, 20, 22 по 6-му Полюсному проезду;

- техническая возможность присоединения в колодец на выпуске канализации отсутствует, так как он построен для  сброса сточных вод из дома № 21, возможно  подтопление сети  канализации данного дома.  Доказательств, подтверждающих данный факт, ОАО  «Тулагорводоканал» не представлено.

Данные обоснования не были приняты Комиссией  во внимание, поскольку   выполнение новых требований (замечаний) ОАО «Тулагорводоканал» противоречит условиям договора № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г.

Согласно пункту 1.3 договора № 2-37/2587-13   Заказчик < --- >  не вправе без письменного согласования с Исполнителем (ОАО «Тулагорводоканал») изменять предусмотренные договором Условия подключения объекта при выдаче задания на проектирование.

В Условиях к данному договору  (приложение № 3) однозначно определено, что возможно присоединение в сеть канализации, проходящую в районе жилого дома № 21.   Никаких комментариев (уточнений, пояснений) о том, что канализационный колодец  находится в районе иных домов,  в Условиях не содержится.

 В соответствии с пунктом 24 «Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утвержденных постановлением Правительства РФ № 360 от 09.06.2007г. (далее Правила № 360), изменение условий договора о подключении осуществляется по согласию сторон и оформляется дополнительным соглашением.

Никаких дополнительных соглашений  к договору № 2-37/2587-13 в части изменения точки  присоединения объекта Заявителя не заключалось.

ОАО «Тулагорводоканал» подтвердило, что именно оно эксплуатирует  дворовую сеть в районе жилого дома № 21 по 6-ому Полюсному проезду с канализационными колодцами, включая канализационный колодец на выпуске из жилого дома № 21,  следовательно, оно обязано знать о наличии  либо отсутствии возможности подключения к данному колодцу. 

< --- > представил ОАО «Тулагорводоканал» проектную документацию присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения, изготовленную в соответствии с требованиями технических условий, при этом он понес определенные временные и материальные затраты, связанные с подготовкой проектной документации.

Является несостоятельной и не может быть принята во внимание ссылка ОАО «Тулгорводоканал» на то, что сеть канализации от дома заявителя запроектирована по ранее запроектированной трассе канализации от ряда жилых домов Мясново. 

В материалах дела имеется копия направленного в адреса жителей письма ОАО «Тулагорводоканал» (исх. № 2-37/5805-13 от 04.12.13г.), из которого следует, что Общество по  поступившему от жителей данных домов заявлению от 04.09.2013г. об отказе от строительства запроектированной уличной сети канализации, аннулировало представленный ими проект канализации.

< --- > исполнил второе требование ОАО «Тулгорводоканал», представив  Обществу  письменное согласие владельца дома № 28 по 5-му Полюсному проезду  Куренковой С.В.  на прокладку водопроводных сетей вдоль ее забора.

Однако, ОАО «Тулгорводоканал» продолжало препятствовать согласованию проектной документации (письмо от 11.09.13 № 2-37/4298-13), основываясь на том, что представленное < --- > согласие не содержит информацию о том, кому оно выдано и что разрешается прокладка сетей  именно на ненормативном расстоянии.

  Отказ ОАО «Тулгорводоканал» в принятии представленной заявителем информации является необоснованным, поскольку ни одним нормативным актом не предусмотрена форма такого документа. В случае возникновения каких-либо сомнений относительно подлинности документа у Общества имелась возможность самостоятельно обратиться к собственникам земельного участка, вдоль которого   заявителем проектируется прокладка водопроводной сети.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в нарушение условий заключенного с < --- > договора и требований вышеуказанных нормативных актов ОАО «Тулагорводоканал» необоснованно уклоняется от согласования проектной документации о присоединении к сетям водоснабжения и водоотведения, разработанной ИП Авериной Е.Н. по заказу Заявителя в соответствии с техническими условиями к договору № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г.

 Доказательств того, что новые требования законны и обоснованны, ОАО «Тулагорводоканал»  не представило. Кроме того, форма выставления новых требований (письма с предложениями) не соответствует закону и действующему договору, предусматривающих внесение каких-либо изменений путем заключения дополнительного соглашения.

В рамках антимонопольного дела представитель ОАО «Тулагорводоканал» < --- > устно заявила, что теоретически у Общества нет оснований для отказа в согласовании проектных документов.

 Однако на день рассмотрения Комиссией антимонопольного дела мероприятия по согласованию вышеуказанной проектной документации не выполнены.

Изложенные факты свидетельствуют о нарушении ОАО «Тулагорводоканал»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

           По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления в отношении ОАО «Тулагорводоканал» 26 марта 2014 года в отсутствие законного представителя, уведомленного надлежащим образом, составлен протокол по делу № АП 02-11/44-2014 об административном правонарушении, предусмотренный статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела:

  • наличие события административного правонарушенияОАО «Тулагорводоканал», оказывающее услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, которые в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относятся к сфере деятельности субъекта естественной монополии, необоснованно уклонялось от согласования проектной документации о присоединении к сетям водоснабжения и водоотведения, разработанной ИП Авериной Е.Н. по заказу < --- > в соответствии с техническими условиями к договору № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г.,  результатом чего явилось ущемление прав последнего;
  •  лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность - ОАО «Тулагорводоканал»;
  • виновность лица в совершении административного правонарушенияОАО «Тулагорводоканал» имело возможность, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства;
  • обстоятельства, смягчающие, отягчающие административную ответственностьотсутствуют.

Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 названного Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, с учетом частей 3,4 Примечания к статье 14.31. КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение, водоотведение, а также подключение (технологическое подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения) относятся к регулируемым видам деятельности.

Выручка ОАО «Тулагорводоканал» от оказания услуг по водоснабжению и водоотведению за 2013 год составила  1 045 786 000 руб., что составляет 88,68 % совокупной суммы выручки (совокупная сумма выручки, определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2013 году составила 1 179 250 000 рублей).

3/1000 = 3 137 358 рублей [минимальная сумма штрафа]

3/100 = 31 373 580  рублей  [максимальная сумма штрафа]

Сумма штрафа, подлежащего наложению :

3 137 358 + (31 373 580 – 3 137 358) / 2 = 17 255 469 рублей

Сумма штрафа, подлежащая применению: 17 255 469 рублей

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.31., 23.48., частью 1 статьи 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

ПОСТАНОВИЛ:

            Наложить на юридическое лицо ОАО «Тулагорводоканал»  штраф в размере 17 255 469 рублей (семнадцать миллионов двести пятьдесят пять тысяч четыреста шестьдесят девять рублей).

            Сумму штрафа надлежит уплатить:

Получатель: ИНН 7107026090/КПП 710601001

УФК Минфина России по Тульской области

(Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области)

КБК 161 116 020 1001 6000 140

ОКТМО 70701000

Банк получателя: Отделение Тула

БИК 047003001

Р\сч 40101810700000010107

            Назначение платежа – административный штраф по постановлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 6 мая 2014 года за нарушение Федерального закона «О защите конкуренции».

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5. КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме в соответствии  с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 20.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1.- 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

 

 

Дата получения (выдачи) постановления о наложении штрафа – 6 мая 2014 года.

Дата вступления постановления в законную силу – 17 мая 2014 года.

Срок исполнения постановления – до 15 июля 2014 года.

Срок оплаты административного штрафа (часть 1 статьи 32.2 КоАП) – до 15 июля 2014 года

stdClass Object ( [vid] => 9570 [uid] => 5 [title] => ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АП 02-11/44-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9570 [type] => solution [language] => ru [created] => 1399377360 [changed] => 1399377360 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1399377360 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области < --- >, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № АП 02-11/44-2014, возбужденного в отношении ОАО «Тулагорводоканал», (г. Тула, Демидовская плотина, д. 8, ИНН 7105504223) в отсутствие законного представителя, уведомленного надлежащим образом, в присутствии защитника (представителя) по доверенности № 63-юр от 09.04.2014г.  < --- >

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по результатам рассмотрения дела № 02-02/30-2013 ОАО «Тулагорводоканал» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поводом для возбуждения антимонопольного дела послужило поступившее в Управление заявление гражданина < --- >. (вх. № 4469 от 06.09.2013г.) по вопросу ущемления его прав ОАО «Тулагорводоканал» путем несогласования проектной документации о присоединении к сетям водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Тула, 6-ой Полюсный проезд, д. 23, разработанной ИП Авериной Е.Н. по заказу заявителя в соответствии с техническими условиями к договору № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г.

Статья 2 Федерального закона от 07.12.2011г. №  416–ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении») определяет следующие понятия:

водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;

канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам;

организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Нормами статьи 18 Федерального закона «О водоснабжении» установлена обязанность организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по заключению договора с заявителем о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) при наличии технической возможности подключения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения (водоотведения).

Следовательно, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по водоснабжению и водоотведению, т.е., услуги по технологическому присоединению охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по водоснабжению и водоотведению.

ОАО «Тулагорводоканал» осуществляет оказание услуг по водоснабжению и водоотведению в городе Туле.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги  водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъекта естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Приказами Тульского УФАС России № 7 от 06.02.2007г. и № 119 от 29.06.2009 ОАО «Тулагорводоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, на товарном рынке «Водоснабжение и водоотведение» (ОКВЭД 41.00; 90.00.1) в географических границах г. Тула по границе балансовой принадлежности сетей ОАО «Тулагорводоканал» с долей более 50 процентов.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту  возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, признается доминирующим, если доля его на рынке определенного товара превышает 50%.

В силу вышеизложенного, ОАО «Тулагорводоканал» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке  водоснабжения и водоотведения  в географических границах г. Тулы по границе балансовой принадлежности сетей  Общества.

Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, регулируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83, далее - Правила № 83). 

         В соответствии с пунктом 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий  определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.  

Из материалов антимонопольного дела следует, что гр. < --- > 22.05.2013г. обратился в ОАО «Тулагорводоканал» по вопросу выдачи технических условий на подключение объекта - жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: г. Тула, проезд 6-й Полюсный, к сетям водоснабжения и водоотведения Общества.

ОАО «Тулагорводоканал» были  выданы гр. < --- > технические условия № 2-37/2388-13 от 03.06.2013г.  подключения вышеуказанного объекта к коммунальным сетям водоснабжения и водоотведения, обслуживаемым Обществом, сроком действия – 3 года.

  14 июня 2013 года между ОАО «Тулагорводоканал» и гражданином < --- > заключен договор № 2-37/2587-13 о подключении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, проезд 6-й Полюсный к сетям водоснабжения и водоотведения, пунктом 1.5 которого определено, что местоположение точек подключения к сетям водоснабжения и водоотведения определено в условиях подключения объекта (приложения №№ 2, 3), являющихся неотъемлемой частью договора.

  Условиями подключения объекта капитального строительства Заказчика к сетям водоотведения  (приложение № 3 к  договору) определено:

- пункт1 - «Точка присоединения объекта к системам водоотведения:  возможно присоединение в сеть канализации Д=200мм (керамика), проходящую в районе жилого дома № 21, в существующий колодец»;

  Условиями подключения объекта капитального строительства Заказчика к сетям водоснабжения  (приложение № 2 к  договору) определено:

-  пункт 1 – «Точка присоединения объекта в системам водоснабжения: возможно от сети водопровода Д-= 150 мм, проходящей по 5-ому Полюсному проезду. Разрешение на подключение имеется. При необходимости получить разрешение от всех владельцев уличной сети водопровода. При непредставлении разрешения условия подключения считать недействительными».

 Кроме того, Условиями подключения на Заказчика - < --- > возложены следующие обязанности:

- «Заказчик за свой счет осуществляет проектирование, монтаж и эксплуатацию узла учета расхода сточных вод и средств измерений объема стоков» (пункт 6 приложения 2, пункт 5 приложения 3);

- Заказчик обязан  согласовать проектную  документацию с ОАО «Тулагорводоканал» (пункты 7, 9 приложения 2, пункты 6, 9 приложения 3).

По заказу гр. < --- > ИП Аверина Е.Н. разработала проектную документацию присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения в соответствии с договором № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г. и прилагаемыми к нему техническими условиями.

21.08.2013г. < --- > представил в ОАО «Тулагорводоканал» вышеуказанную проектную документацию для согласования.

Однако ОАО «Тулагорводоканал» отказало в согласовании проектной документации (исх. № 2-37/4024-13 от 27.08.13г.), указав на необходимость выполнения следующих требований:

  1. Выполнить подключение в существующий канализационный колодец на сети канализации Ду=200мм, проходящей по 6-му Полюсному проезду в районе жилых домов № 22, 20, 19;
  2. Предусмотреть нормативное расстояние от границ земельного участка жилого дома № 28 до проектируемой сети  водопровода или предварительно согласовать с владельцем участка.

            Одновременно < --- >  предложено откорректировать проект и устранить данные замечания.

            В обоснование своих требований ОАО  «Тулагорводоканал» приводило следующие доводы (исх. № 2-24/4557-13 от 26.09.13, № 2-27/5648-13 от 22.11.13, № 2-27/6262-13 от 27.12.13):

- согласие Заявителя запроектировать сеть канализации дома № 23 подтверждается подписанием договора и приложений к нему;

-  в представленном Заявителем проекте нарушены требования приложения 3 к договору о подключении, указанная в Условиях подключения точка присоединения располагается в районе жилых домов №№ 19, 20, 22 по 6-му Полюсному проезду;

- техническая возможность присоединения в колодец на выпуске канализации отсутствует, так как он построен для  сброса сточных вод из дома № 21, возможно  подтопление сети  канализации данного дома.  Доказательств, подтверждающих данный факт, ОАО  «Тулагорводоканал» не представлено.

Данные обоснования не были приняты Комиссией  во внимание, поскольку   выполнение новых требований (замечаний) ОАО «Тулагорводоканал» противоречит условиям договора № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г.

Согласно пункту 1.3 договора № 2-37/2587-13   Заказчик < --- >  не вправе без письменного согласования с Исполнителем (ОАО «Тулагорводоканал») изменять предусмотренные договором Условия подключения объекта при выдаче задания на проектирование.

В Условиях к данному договору  (приложение № 3) однозначно определено, что возможно присоединение в сеть канализации, проходящую в районе жилого дома № 21.   Никаких комментариев (уточнений, пояснений) о том, что канализационный колодец  находится в районе иных домов,  в Условиях не содержится.

 В соответствии с пунктом 24 «Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утвержденных постановлением Правительства РФ № 360 от 09.06.2007г. (далее Правила № 360), изменение условий договора о подключении осуществляется по согласию сторон и оформляется дополнительным соглашением.

Никаких дополнительных соглашений  к договору № 2-37/2587-13 в части изменения точки  присоединения объекта Заявителя не заключалось.

ОАО «Тулагорводоканал» подтвердило, что именно оно эксплуатирует  дворовую сеть в районе жилого дома № 21 по 6-ому Полюсному проезду с канализационными колодцами, включая канализационный колодец на выпуске из жилого дома № 21,  следовательно, оно обязано знать о наличии  либо отсутствии возможности подключения к данному колодцу. 

< --- > представил ОАО «Тулагорводоканал» проектную документацию присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения, изготовленную в соответствии с требованиями технических условий, при этом он понес определенные временные и материальные затраты, связанные с подготовкой проектной документации.

Является несостоятельной и не может быть принята во внимание ссылка ОАО «Тулгорводоканал» на то, что сеть канализации от дома заявителя запроектирована по ранее запроектированной трассе канализации от ряда жилых домов Мясново. 

В материалах дела имеется копия направленного в адреса жителей письма ОАО «Тулагорводоканал» (исх. № 2-37/5805-13 от 04.12.13г.), из которого следует, что Общество по  поступившему от жителей данных домов заявлению от 04.09.2013г. об отказе от строительства запроектированной уличной сети канализации, аннулировало представленный ими проект канализации.

< --- > исполнил второе требование ОАО «Тулгорводоканал», представив  Обществу  письменное согласие владельца дома № 28 по 5-му Полюсному проезду  Куренковой С.В.  на прокладку водопроводных сетей вдоль ее забора.

Однако, ОАО «Тулгорводоканал» продолжало препятствовать согласованию проектной документации (письмо от 11.09.13 № 2-37/4298-13), основываясь на том, что представленное < --- > согласие не содержит информацию о том, кому оно выдано и что разрешается прокладка сетей  именно на ненормативном расстоянии.

  Отказ ОАО «Тулгорводоканал» в принятии представленной заявителем информации является необоснованным, поскольку ни одним нормативным актом не предусмотрена форма такого документа. В случае возникновения каких-либо сомнений относительно подлинности документа у Общества имелась возможность самостоятельно обратиться к собственникам земельного участка, вдоль которого   заявителем проектируется прокладка водопроводной сети.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в нарушение условий заключенного с < --- > договора и требований вышеуказанных нормативных актов ОАО «Тулагорводоканал» необоснованно уклоняется от согласования проектной документации о присоединении к сетям водоснабжения и водоотведения, разработанной ИП Авериной Е.Н. по заказу Заявителя в соответствии с техническими условиями к договору № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г.

 Доказательств того, что новые требования законны и обоснованны, ОАО «Тулагорводоканал»  не представило. Кроме того, форма выставления новых требований (письма с предложениями) не соответствует закону и действующему договору, предусматривающих внесение каких-либо изменений путем заключения дополнительного соглашения.

В рамках антимонопольного дела представитель ОАО «Тулагорводоканал» < --- > устно заявила, что теоретически у Общества нет оснований для отказа в согласовании проектных документов.

 Однако на день рассмотрения Комиссией антимонопольного дела мероприятия по согласованию вышеуказанной проектной документации не выполнены.

Изложенные факты свидетельствуют о нарушении ОАО «Тулагорводоканал»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

           По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления в отношении ОАО «Тулагорводоканал» 26 марта 2014 года в отсутствие законного представителя, уведомленного надлежащим образом, составлен протокол по делу № АП 02-11/44-2014 об административном правонарушении, предусмотренный статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела:

  • наличие события административного правонарушенияОАО «Тулагорводоканал», оказывающее услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, которые в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относятся к сфере деятельности субъекта естественной монополии, необоснованно уклонялось от согласования проектной документации о присоединении к сетям водоснабжения и водоотведения, разработанной ИП Авериной Е.Н. по заказу < --- > в соответствии с техническими условиями к договору № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г.,  результатом чего явилось ущемление прав последнего;
  •  лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность - ОАО «Тулагорводоканал»;
  • виновность лица в совершении административного правонарушенияОАО «Тулагорводоканал» имело возможность, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства;
  • обстоятельства, смягчающие, отягчающие административную ответственностьотсутствуют.

Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 названного Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, с учетом частей 3,4 Примечания к статье 14.31. КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение, водоотведение, а также подключение (технологическое подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения) относятся к регулируемым видам деятельности.

Выручка ОАО «Тулагорводоканал» от оказания услуг по водоснабжению и водоотведению за 2013 год составила  1 045 786 000 руб., что составляет 88,68 % совокупной суммы выручки (совокупная сумма выручки, определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2013 году составила 1 179 250 000 рублей).

3/1000 = 3 137 358 рублей [минимальная сумма штрафа]

3/100 = 31 373 580  рублей  [максимальная сумма штрафа]

Сумма штрафа, подлежащего наложению :

3 137 358 + (31 373 580 – 3 137 358) / 2 = 17 255 469 рублей

Сумма штрафа, подлежащая применению: 17 255 469 рублей

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.31., 23.48., частью 1 статьи 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

ПОСТАНОВИЛ:

            Наложить на юридическое лицо ОАО «Тулагорводоканал»  штраф в размере 17 255 469 рублей (семнадцать миллионов двести пятьдесят пять тысяч четыреста шестьдесят девять рублей).

            Сумму штрафа надлежит уплатить:

Получатель: ИНН 7107026090/КПП 710601001

УФК Минфина России по Тульской области

(Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области)

КБК 161 116 020 1001 6000 140

ОКТМО 70701000

Банк получателя: Отделение Тула

БИК 047003001

Р\сч 40101810700000010107

            Назначение платежа – административный штраф по постановлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 6 мая 2014 года за нарушение Федерального закона «О защите конкуренции».

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5. КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме в соответствии  с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 20.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1.- 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

 

 

Дата получения (выдачи) постановления о наложении штрафа – 6 мая 2014 года.

Дата вступления постановления в законную силу – 17 мая 2014 года.

Срок исполнения постановления – до 15 июля 2014 года.

Срок оплаты административного штрафа (часть 1 статьи 32.2 КоАП) – до 15 июля 2014 года

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области < --- >, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № АП 02-11/44-2014, возбужденного в отношении ОАО «Тулагорводоканал», (г. Тула, Демидовская плотина, д. 8, ИНН 7105504223) в отсутствие законного представителя, уведомленного надлежащим образом, в присутствии защитника (представителя) по доверенности № 63-юр от 09.04.2014г.  < --- >

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по результатам рассмотрения дела № 02-02/30-2013 ОАО «Тулагорводоканал» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поводом для возбуждения антимонопольного дела послужило поступившее в Управление заявление гражданина < --- >. (вх. № 4469 от 06.09.2013г.) по вопросу ущемления его прав ОАО «Тулагорводоканал» путем несогласования проектной документации о присоединении к сетям водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Тула, 6-ой Полюсный проезд, д. 23, разработанной ИП Авериной Е.Н. по заказу заявителя в соответствии с техническими условиями к договору № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г.

Статья 2 Федерального закона от 07.12.2011г. №  416–ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении») определяет следующие понятия:

водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;

канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам;

организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Нормами статьи 18 Федерального закона «О водоснабжении» установлена обязанность организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по заключению договора с заявителем о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) при наличии технической возможности подключения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения (водоотведения).

Следовательно, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по водоснабжению и водоотведению, т.е., услуги по технологическому присоединению охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по водоснабжению и водоотведению.

ОАО «Тулагорводоканал» осуществляет оказание услуг по водоснабжению и водоотведению в городе Туле.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги  водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъекта естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Приказами Тульского УФАС России № 7 от 06.02.2007г. и № 119 от 29.06.2009 ОАО «Тулагорводоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, на товарном рынке «Водоснабжение и водоотведение» (ОКВЭД 41.00; 90.00.1) в географических границах г. Тула по границе балансовой принадлежности сетей ОАО «Тулагорводоканал» с долей более 50 процентов.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту  возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, признается доминирующим, если доля его на рынке определенного товара превышает 50%.

В силу вышеизложенного, ОАО «Тулагорводоканал» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке  водоснабжения и водоотведения  в географических границах г. Тулы по границе балансовой принадлежности сетей  Общества.

Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, регулируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83, далее - Правила № 83). 

         В соответствии с пунктом 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий  определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.  

Из материалов антимонопольного дела следует, что гр. < --- > 22.05.2013г. обратился в ОАО «Тулагорводоканал» по вопросу выдачи технических условий на подключение объекта - жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: г. Тула, проезд 6-й Полюсный, к сетям водоснабжения и водоотведения Общества.

ОАО «Тулагорводоканал» были  выданы гр. < --- > технические условия № 2-37/2388-13 от 03.06.2013г.  подключения вышеуказанного объекта к коммунальным сетям водоснабжения и водоотведения, обслуживаемым Обществом, сроком действия – 3 года.

  14 июня 2013 года между ОАО «Тулагорводоканал» и гражданином < --- > заключен договор № 2-37/2587-13 о подключении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, проезд 6-й Полюсный к сетям водоснабжения и водоотведения, пунктом 1.5 которого определено, что местоположение точек подключения к сетям водоснабжения и водоотведения определено в условиях подключения объекта (приложения №№ 2, 3), являющихся неотъемлемой частью договора.

  Условиями подключения объекта капитального строительства Заказчика к сетям водоотведения  (приложение № 3 к  договору) определено:

- пункт1 - «Точка присоединения объекта к системам водоотведения:  возможно присоединение в сеть канализации Д=200мм (керамика), проходящую в районе жилого дома № 21, в существующий колодец»;

  Условиями подключения объекта капитального строительства Заказчика к сетям водоснабжения  (приложение № 2 к  договору) определено:

-  пункт 1 – «Точка присоединения объекта в системам водоснабжения: возможно от сети водопровода Д-= 150 мм, проходящей по 5-ому Полюсному проезду. Разрешение на подключение имеется. При необходимости получить разрешение от всех владельцев уличной сети водопровода. При непредставлении разрешения условия подключения считать недействительными».

 Кроме того, Условиями подключения на Заказчика - < --- > возложены следующие обязанности:

- «Заказчик за свой счет осуществляет проектирование, монтаж и эксплуатацию узла учета расхода сточных вод и средств измерений объема стоков» (пункт 6 приложения 2, пункт 5 приложения 3);

- Заказчик обязан  согласовать проектную  документацию с ОАО «Тулагорводоканал» (пункты 7, 9 приложения 2, пункты 6, 9 приложения 3).

По заказу гр. < --- > ИП Аверина Е.Н. разработала проектную документацию присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения в соответствии с договором № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г. и прилагаемыми к нему техническими условиями.

21.08.2013г. < --- > представил в ОАО «Тулагорводоканал» вышеуказанную проектную документацию для согласования.

Однако ОАО «Тулагорводоканал» отказало в согласовании проектной документации (исх. № 2-37/4024-13 от 27.08.13г.), указав на необходимость выполнения следующих требований:

  1. Выполнить подключение в существующий канализационный колодец на сети канализации Ду=200мм, проходящей по 6-му Полюсному проезду в районе жилых домов № 22, 20, 19;
  2. Предусмотреть нормативное расстояние от границ земельного участка жилого дома № 28 до проектируемой сети  водопровода или предварительно согласовать с владельцем участка.

            Одновременно < --- >  предложено откорректировать проект и устранить данные замечания.

            В обоснование своих требований ОАО  «Тулагорводоканал» приводило следующие доводы (исх. № 2-24/4557-13 от 26.09.13, № 2-27/5648-13 от 22.11.13, № 2-27/6262-13 от 27.12.13):

- согласие Заявителя запроектировать сеть канализации дома № 23 подтверждается подписанием договора и приложений к нему;

-  в представленном Заявителем проекте нарушены требования приложения 3 к договору о подключении, указанная в Условиях подключения точка присоединения располагается в районе жилых домов №№ 19, 20, 22 по 6-му Полюсному проезду;

- техническая возможность присоединения в колодец на выпуске канализации отсутствует, так как он построен для  сброса сточных вод из дома № 21, возможно  подтопление сети  канализации данного дома.  Доказательств, подтверждающих данный факт, ОАО  «Тулагорводоканал» не представлено.

Данные обоснования не были приняты Комиссией  во внимание, поскольку   выполнение новых требований (замечаний) ОАО «Тулагорводоканал» противоречит условиям договора № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г.

Согласно пункту 1.3 договора № 2-37/2587-13   Заказчик < --- >  не вправе без письменного согласования с Исполнителем (ОАО «Тулагорводоканал») изменять предусмотренные договором Условия подключения объекта при выдаче задания на проектирование.

В Условиях к данному договору  (приложение № 3) однозначно определено, что возможно присоединение в сеть канализации, проходящую в районе жилого дома № 21.   Никаких комментариев (уточнений, пояснений) о том, что канализационный колодец  находится в районе иных домов,  в Условиях не содержится.

 В соответствии с пунктом 24 «Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утвержденных постановлением Правительства РФ № 360 от 09.06.2007г. (далее Правила № 360), изменение условий договора о подключении осуществляется по согласию сторон и оформляется дополнительным соглашением.

Никаких дополнительных соглашений  к договору № 2-37/2587-13 в части изменения точки  присоединения объекта Заявителя не заключалось.

ОАО «Тулагорводоканал» подтвердило, что именно оно эксплуатирует  дворовую сеть в районе жилого дома № 21 по 6-ому Полюсному проезду с канализационными колодцами, включая канализационный колодец на выпуске из жилого дома № 21,  следовательно, оно обязано знать о наличии  либо отсутствии возможности подключения к данному колодцу. 

< --- > представил ОАО «Тулагорводоканал» проектную документацию присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения, изготовленную в соответствии с требованиями технических условий, при этом он понес определенные временные и материальные затраты, связанные с подготовкой проектной документации.

Является несостоятельной и не может быть принята во внимание ссылка ОАО «Тулгорводоканал» на то, что сеть канализации от дома заявителя запроектирована по ранее запроектированной трассе канализации от ряда жилых домов Мясново. 

В материалах дела имеется копия направленного в адреса жителей письма ОАО «Тулагорводоканал» (исх. № 2-37/5805-13 от 04.12.13г.), из которого следует, что Общество по  поступившему от жителей данных домов заявлению от 04.09.2013г. об отказе от строительства запроектированной уличной сети канализации, аннулировало представленный ими проект канализации.

< --- > исполнил второе требование ОАО «Тулгорводоканал», представив  Обществу  письменное согласие владельца дома № 28 по 5-му Полюсному проезду  Куренковой С.В.  на прокладку водопроводных сетей вдоль ее забора.

Однако, ОАО «Тулгорводоканал» продолжало препятствовать согласованию проектной документации (письмо от 11.09.13 № 2-37/4298-13), основываясь на том, что представленное < --- > согласие не содержит информацию о том, кому оно выдано и что разрешается прокладка сетей  именно на ненормативном расстоянии.

  Отказ ОАО «Тулгорводоканал» в принятии представленной заявителем информации является необоснованным, поскольку ни одним нормативным актом не предусмотрена форма такого документа. В случае возникновения каких-либо сомнений относительно подлинности документа у Общества имелась возможность самостоятельно обратиться к собственникам земельного участка, вдоль которого   заявителем проектируется прокладка водопроводной сети.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в нарушение условий заключенного с < --- > договора и требований вышеуказанных нормативных актов ОАО «Тулагорводоканал» необоснованно уклоняется от согласования проектной документации о присоединении к сетям водоснабжения и водоотведения, разработанной ИП Авериной Е.Н. по заказу Заявителя в соответствии с техническими условиями к договору № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г.

 Доказательств того, что новые требования законны и обоснованны, ОАО «Тулагорводоканал»  не представило. Кроме того, форма выставления новых требований (письма с предложениями) не соответствует закону и действующему договору, предусматривающих внесение каких-либо изменений путем заключения дополнительного соглашения.

В рамках антимонопольного дела представитель ОАО «Тулагорводоканал» < --- > устно заявила, что теоретически у Общества нет оснований для отказа в согласовании проектных документов.

 Однако на день рассмотрения Комиссией антимонопольного дела мероприятия по согласованию вышеуказанной проектной документации не выполнены.

Изложенные факты свидетельствуют о нарушении ОАО «Тулагорводоканал»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

           По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления в отношении ОАО «Тулагорводоканал» 26 марта 2014 года в отсутствие законного представителя, уведомленного надлежащим образом, составлен протокол по делу № АП 02-11/44-2014 об административном правонарушении, предусмотренный статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела:

  • наличие события административного правонарушенияОАО «Тулагорводоканал», оказывающее услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, которые в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относятся к сфере деятельности субъекта естественной монополии, необоснованно уклонялось от согласования проектной документации о присоединении к сетям водоснабжения и водоотведения, разработанной ИП Авериной Е.Н. по заказу < --- > в соответствии с техническими условиями к договору № 2-37/2587-13 от 14.06.2013г.,  результатом чего явилось ущемление прав последнего;
  •  лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность - ОАО «Тулагорводоканал»;
  • виновность лица в совершении административного правонарушенияОАО «Тулагорводоканал» имело возможность, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства;
  • обстоятельства, смягчающие, отягчающие административную ответственностьотсутствуют.

Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 названного Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, с учетом частей 3,4 Примечания к статье 14.31. КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение, водоотведение, а также подключение (технологическое подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения) относятся к регулируемым видам деятельности.

Выручка ОАО «Тулагорводоканал» от оказания услуг по водоснабжению и водоотведению за 2013 год составила  1 045 786 000 руб., что составляет 88,68 % совокупной суммы выручки (совокупная сумма выручки, определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2013 году составила 1 179 250 000 рублей).

3/1000 = 3 137 358 рублей [минимальная сумма штрафа]

3/100 = 31 373 580  рублей  [максимальная сумма штрафа]

Сумма штрафа, подлежащего наложению :

3 137 358 + (31 373 580 – 3 137 358) / 2 = 17 255 469 рублей

Сумма штрафа, подлежащая применению: 17 255 469 рублей

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.31., 23.48., частью 1 статьи 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

ПОСТАНОВИЛ:

            Наложить на юридическое лицо ОАО «Тулагорводоканал»  штраф в размере 17 255 469 рублей (семнадцать миллионов двести пятьдесят пять тысяч четыреста шестьдесят девять рублей).

            Сумму штрафа надлежит уплатить:

Получатель: ИНН 7107026090/КПП 710601001

УФК Минфина России по Тульской области

(Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области)

КБК 161 116 020 1001 6000 140

ОКТМО 70701000

Банк получателя: Отделение Тула

БИК 047003001

Р\сч 40101810700000010107

            Назначение платежа – административный штраф по постановлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 6 мая 2014 года за нарушение Федерального закона «О защите конкуренции».

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5. КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме в соответствии  с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 20.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1.- 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

 

 

Дата получения (выдачи) постановления о наложении штрафа – 6 мая 2014 года.

Дата вступления постановления в законную силу – 17 мая 2014 года.

Срок исполнения постановления – до 15 июля 2014 года.

Срок оплаты административного штрафа (часть 1 статьи 32.2 КоАП) – до 15 июля 2014 года

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АП 02-11/44-2014 [format] => [safe_value] => № АП 02-11/44-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-06 11:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-06 06:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1399377360 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )