Р Е Ш Е Н И Е по делу № 03-03/19-2014 по признакам нарушения Собранием представителей МО Дубенский район Федерального закона "О защите конкуренции"

Номер дела: № 03-03/19-2014
Дата публикации: 21 мая 2014, 11:21

Резолютивная часть решения оглашена "13" мая 2014г.

В полном объеме решение изготовлено "19" мая 2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, рассмотрев дело № 03-03/19-2014 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (301160, Тульская область, Дубенский район, п. Дубна, ул. Первомайская, д.33) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования Дубенский район и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями антимонопольного законодательства.

Инспекцией Тульского УФАС России было выявлено решение Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 03.03.2011 № 21-2, которым было утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Дубенский район (далее – Положение), отдельные нормы которого противоречат требованиям антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела выявлено следующее.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 4 Положения установлен порядок согласования информационного оформления предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. Заявитель подает в администрацию:

а)        общий вид фасада здания с проектируемой вывеской (фотомонтаж) в цвете;

б)       при наличии на фасаде здания нескольких вывесок – развертку (фоторазвертку) по всему фасаду здания;

в)        цветовые эскизы вывески с указанием размеров, материалов;

г)        конструкцию вывески, узлы крепления вывески к фасаду и др. элементам здания;

д)       согласие собственников имущества, на котором размещаются составные части (в том числе элементы крепления) элементов информационного оформления предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей.

Материалы представляются заявителем в 2-х экземплярах.

Документы, представленные с нарушением вышеуказанных требований, рассмотрению не подлежат и возвращаются заявителю на доработку.

При этом отказ может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его получения (подпункт 2 пункта 4 статьи 4 Положения).

Согласно подпунктам 2, 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" указанный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

При этом в соответствии со статьей 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Кроме того, до сведения потребителя доводится информация о номере лицензии и/или номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и/или свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и/или свидетельство, если изготовитель (исполнитель, продавец) осуществляют деятельность, подлежащую лицензированию и/или государственной аккредитации.

Такая информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Кроме того, статья 10 Закона о защите прав потребителей обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, указанные статьи не содержат запрета на доведение до потребителя в вывеске иной информации, которая не подпадает под понятие рекламы.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"", не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о местном самоуправлении) органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, и не вправе издавать нормативные правовые акты в целях конкретизации информации, которую обязаны размещать хозяйствующие субъекты на вывеске, устанавливать требования к размещению вывесок, включая размеры, место размещения и цветовое решение информационных конструкций (табличек), требования к информационному оформлению предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, а также требования к согласованию с органами местного самоуправления указанного информационного оформления.

Действующее федеральное законодательство не устанавливает требований об обязательном согласовании вывесок (места размещения, цветового решения, информационного содержания) с органами местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении, определив полномочия таких органов по установлению требований к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений, не относит вопросы информационного оформления и размещения вывесок хозяйствующих субъектов, процедур согласования вывесок, а также установление обязательных требований к внешнему виду, содержанию и месту размещения вывесок, к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 10 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. № 55, продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Таким образом, норма подпункта 1 пункта 4 статьи 4 Положения принята с превышением полномочий, предусмотренных Законом о местном самоуправлении, и, по сути, является административным барьером, а также несет необоснованную и незаконную дополнительную финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты, незаконно возлагает на такие субъекты дополнительные обязанности.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49-50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

  1. Признать Собрание представителей муниципального образования Дубенский район нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции".
  2. Выдать Собранию представителей муниципального образования Дубенский район предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
  3. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания представителей муниципального образования Дубенский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 32

19.05.2014г.                               г. Тула

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 19.05.2014г. по делу № 03-03/19-2014 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (301160, Тульская область, Дубенский район, п. Дубна, ул. Первомайская, д.33) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Собранию представителей муниципального образования Дубенский район в срок до 16.06.2014г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во включении нормы подпункта 1 пункта 4 статьи 4 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Дубенский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 03.03.2011 № 21-2, создающей условия для ограничения, устранения, недопущения конкуренции, а именно:

-изменить норму подпункта 1 пункта 4 статьи 4 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Дубенский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 03.03.2011 № 21-2, в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 9632 [uid] => 5 [title] => Р Е Ш Е Н И Е по делу № 03-03/19-2014 по признакам нарушения Собранием представителей МО Дубенский район Федерального закона "О защите конкуренции" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9632 [type] => solution [language] => ru [created] => 1400657050 [changed] => 1400657050 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1400657050 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена "13" мая 2014г.

В полном объеме решение изготовлено "19" мая 2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, рассмотрев дело № 03-03/19-2014 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (301160, Тульская область, Дубенский район, п. Дубна, ул. Первомайская, д.33) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования Дубенский район и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями антимонопольного законодательства.

Инспекцией Тульского УФАС России было выявлено решение Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 03.03.2011 № 21-2, которым было утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Дубенский район (далее – Положение), отдельные нормы которого противоречат требованиям антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела выявлено следующее.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 4 Положения установлен порядок согласования информационного оформления предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. Заявитель подает в администрацию:

а)        общий вид фасада здания с проектируемой вывеской (фотомонтаж) в цвете;

б)       при наличии на фасаде здания нескольких вывесок – развертку (фоторазвертку) по всему фасаду здания;

в)        цветовые эскизы вывески с указанием размеров, материалов;

г)        конструкцию вывески, узлы крепления вывески к фасаду и др. элементам здания;

д)       согласие собственников имущества, на котором размещаются составные части (в том числе элементы крепления) элементов информационного оформления предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей.

Материалы представляются заявителем в 2-х экземплярах.

Документы, представленные с нарушением вышеуказанных требований, рассмотрению не подлежат и возвращаются заявителю на доработку.

При этом отказ может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его получения (подпункт 2 пункта 4 статьи 4 Положения).

Согласно подпунктам 2, 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" указанный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

При этом в соответствии со статьей 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Кроме того, до сведения потребителя доводится информация о номере лицензии и/или номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и/или свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и/или свидетельство, если изготовитель (исполнитель, продавец) осуществляют деятельность, подлежащую лицензированию и/или государственной аккредитации.

Такая информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Кроме того, статья 10 Закона о защите прав потребителей обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, указанные статьи не содержат запрета на доведение до потребителя в вывеске иной информации, которая не подпадает под понятие рекламы.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"", не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о местном самоуправлении) органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, и не вправе издавать нормативные правовые акты в целях конкретизации информации, которую обязаны размещать хозяйствующие субъекты на вывеске, устанавливать требования к размещению вывесок, включая размеры, место размещения и цветовое решение информационных конструкций (табличек), требования к информационному оформлению предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, а также требования к согласованию с органами местного самоуправления указанного информационного оформления.

Действующее федеральное законодательство не устанавливает требований об обязательном согласовании вывесок (места размещения, цветового решения, информационного содержания) с органами местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении, определив полномочия таких органов по установлению требований к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений, не относит вопросы информационного оформления и размещения вывесок хозяйствующих субъектов, процедур согласования вывесок, а также установление обязательных требований к внешнему виду, содержанию и месту размещения вывесок, к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 10 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. № 55, продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Таким образом, норма подпункта 1 пункта 4 статьи 4 Положения принята с превышением полномочий, предусмотренных Законом о местном самоуправлении, и, по сути, является административным барьером, а также несет необоснованную и незаконную дополнительную финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты, незаконно возлагает на такие субъекты дополнительные обязанности.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49-50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

  1. Признать Собрание представителей муниципального образования Дубенский район нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции".
  2. Выдать Собранию представителей муниципального образования Дубенский район предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
  3. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания представителей муниципального образования Дубенский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 32

19.05.2014г.                               г. Тула

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 19.05.2014г. по делу № 03-03/19-2014 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (301160, Тульская область, Дубенский район, п. Дубна, ул. Первомайская, д.33) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Собранию представителей муниципального образования Дубенский район в срок до 16.06.2014г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во включении нормы подпункта 1 пункта 4 статьи 4 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Дубенский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 03.03.2011 № 21-2, создающей условия для ограничения, устранения, недопущения конкуренции, а именно:

-изменить норму подпункта 1 пункта 4 статьи 4 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Дубенский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 03.03.2011 № 21-2, в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена "13" мая 2014г.

В полном объеме решение изготовлено "19" мая 2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, рассмотрев дело № 03-03/19-2014 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (301160, Тульская область, Дубенский район, п. Дубна, ул. Первомайская, д.33) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования Дубенский район и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями антимонопольного законодательства.

Инспекцией Тульского УФАС России было выявлено решение Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 03.03.2011 № 21-2, которым было утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Дубенский район (далее – Положение), отдельные нормы которого противоречат требованиям антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела выявлено следующее.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 4 Положения установлен порядок согласования информационного оформления предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. Заявитель подает в администрацию:

а)        общий вид фасада здания с проектируемой вывеской (фотомонтаж) в цвете;

б)       при наличии на фасаде здания нескольких вывесок – развертку (фоторазвертку) по всему фасаду здания;

в)        цветовые эскизы вывески с указанием размеров, материалов;

г)        конструкцию вывески, узлы крепления вывески к фасаду и др. элементам здания;

д)       согласие собственников имущества, на котором размещаются составные части (в том числе элементы крепления) элементов информационного оформления предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей.

Материалы представляются заявителем в 2-х экземплярах.

Документы, представленные с нарушением вышеуказанных требований, рассмотрению не подлежат и возвращаются заявителю на доработку.

При этом отказ может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его получения (подпункт 2 пункта 4 статьи 4 Положения).

Согласно подпунктам 2, 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" указанный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

При этом в соответствии со статьей 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Кроме того, до сведения потребителя доводится информация о номере лицензии и/или номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и/или свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и/или свидетельство, если изготовитель (исполнитель, продавец) осуществляют деятельность, подлежащую лицензированию и/или государственной аккредитации.

Такая информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Кроме того, статья 10 Закона о защите прав потребителей обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, указанные статьи не содержат запрета на доведение до потребителя в вывеске иной информации, которая не подпадает под понятие рекламы.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"", не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о местном самоуправлении) органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, и не вправе издавать нормативные правовые акты в целях конкретизации информации, которую обязаны размещать хозяйствующие субъекты на вывеске, устанавливать требования к размещению вывесок, включая размеры, место размещения и цветовое решение информационных конструкций (табличек), требования к информационному оформлению предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, а также требования к согласованию с органами местного самоуправления указанного информационного оформления.

Действующее федеральное законодательство не устанавливает требований об обязательном согласовании вывесок (места размещения, цветового решения, информационного содержания) с органами местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении, определив полномочия таких органов по установлению требований к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений, не относит вопросы информационного оформления и размещения вывесок хозяйствующих субъектов, процедур согласования вывесок, а также установление обязательных требований к внешнему виду, содержанию и месту размещения вывесок, к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 10 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. № 55, продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Таким образом, норма подпункта 1 пункта 4 статьи 4 Положения принята с превышением полномочий, предусмотренных Законом о местном самоуправлении, и, по сути, является административным барьером, а также несет необоснованную и незаконную дополнительную финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты, незаконно возлагает на такие субъекты дополнительные обязанности.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49-50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

  1. Признать Собрание представителей муниципального образования Дубенский район нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции".
  2. Выдать Собранию представителей муниципального образования Дубенский район предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
  3. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания представителей муниципального образования Дубенский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 32

19.05.2014г.                               г. Тула

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 19.05.2014г. по делу № 03-03/19-2014 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Дубенский район (301160, Тульская область, Дубенский район, п. Дубна, ул. Первомайская, д.33) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Собранию представителей муниципального образования Дубенский район в срок до 16.06.2014г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во включении нормы подпункта 1 пункта 4 статьи 4 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Дубенский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 03.03.2011 № 21-2, создающей условия для ограничения, устранения, недопущения конкуренции, а именно:

-изменить норму подпункта 1 пункта 4 статьи 4 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Дубенский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 03.03.2011 № 21-2, в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 03-03/19-2014 [format] => [safe_value] => № 03-03/19-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-21 07:21:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-19 09:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1400657050 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )